- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект: Тема: Ф. И. Тютчев Чародейкою Зимою. .. (Учебник Свиридовой В. Ю. 3 класс)
Конспект: Тема: Ф. И. Тютчев Чародейкою Зимою. .. (Учебник Свиридовой В. Ю. 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Недовесова А.В. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения. 3-й класс.
Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."" (Учебник Свиридовой В.Ю. 3 класс).
Подготовила: учитель начальных классов, МОУ «СОШ№5», г.Саратов
Недовесова Александра Владимировна
Цель: обучать анализу поэтического произведения
Задачи:
- Учить детей осознанно воспринимать содержание произведения;
- Развивать в детях творческую фантазию;
- Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
- Развивать монологическую речь, творчество и воображение;
- Обогащать словарный запас;
- Воспитывать положительные качества в процессе работы в парах;
- Приобщать детей к миру поэзии, приучать слушать стихи, испытывать чувства радости и волнения при встрече с ними, пробуждать интерес к ним;
- Обогащать личный опыт ребёнка авторским видением мира, учить детей замечать прекрасное в окружающем мире.
Тип урока: урок новых знаний
Форма урока: урок - беседа
Методы и приемы:
- слово учителя;
- эвристическая беседа;
Формы работы: - групповая работа;
- индивидуальная работа;
Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: репродукция картины Шишкина «Зимний лес», музыкальные произведения П.И.Чайковского, портрет Ф.И.Тютчева, проектор.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
Эмоциональный настрой на работу. Звучит запись пьесу П.И. Чайковского «Зима- Декабрь» из цикла «Времена года».
На доске репродукция картины И.И. Шишкина «Зима».
А) Беседа эмоционально-оценочного характера:
- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Что почувствовали?
- Кто узнал эту пьесу?
Б) Выделение темы, идеи стихотворения:
- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на уроке?
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Что вы знаете о каждом месяце?
- Какие пословицы и поговорки вы знаете?
-
Месяц январь - зиме государь.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Декабрь зиму встречает, а год провожает. -
- Какие народные приметы знаете?
-
Много снега - много хлеба.
-
- Какие знаете загадки о зиме?
-
Кто снег белый разбросал,
Речку крепким льдом сковал?
С вьюгой, холодом пришла…
Как зовут её? (Зима) -
Не колючий, светло - синий,
По кустам развешан? (Иней) -
Без досок, без топоров,
Через реку мост готов,
Мост как синее стекло,
Скользко, весело, светло. (Лёд) -
2. Сообщение темы урока
А. - Рассмотрите репродукцию картин Ивана Ивановича Шишкина.
- Что хотел нам сказать художник?
- Кто догадался, как называется эта картина? («Зима»)
- Сегодня, мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа. Какими же средствами , приёмами пользуется авторы , чтобы «очеловечить» природу ?
Д. Это сравнения , метафоры, приём олицетворения .
Б. А как А.С.Пушкин в своем стихотворении «Вот север, тучи нагоняя..» описывает зиму-какая она…? (ответы детей)
Давайте прослушаем выразительное чтение данного стихотворения. (ответы детей- д/з).
Каждый поэт описывает зиму по-разному, использует разные приемы.
Мы с вами уже успели познакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева и говорили о том , что очень часто в лирике природа оживает . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь .
(На доске портрет Ф.И.Тютчева)
Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей , но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ?
Д. Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .
3. Первичное восприятие
А. Сегодня мы с вами познакомимся с новым для нас Тютчевым , с новым состоянием природы, с её таинством и чарующим волшебством . Послушайте , пожалуйста , новое для вас стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою...» . Закройте глазки и попытайтесь нарисовать в своём воображении картину к услышанному , прочувствуйте настроение стихотворения .
. Учитель читает стихотворение наизусть. (Тон , жесты, мимика учителя при чтении стихотворения должны околдовать ,заворожить учащихся).
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Понравилось вам стихотворение?
- Поделитесь своими впечатлениями?
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании.
- Какими красками ты рисовал бы иллюстрацию?
- Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его.
Б. Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.
Откройте учебники (Учебник стр.127) и прочитайте стихотворение про себя.
- Какие слова вам показались непонятными?
Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья)
- Если зиму поэт назвал чародейкою, то как она должна проявить себя? (Как живое существо. Она околдовала лес)
Чудная - что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)
Бахрома - это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.
- Что такое, снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)
Мещет (форма слова метать - что значит: бросать, кидать; современная форма глагола - мечет)
Затрепещет - задрожит.
- Так, значит, лес задрожит, когда на него упадёт луч? (Нет, лес только заблещет, засверкает, но будет оставаться в покое, ведь Ф.И. Тютчев написал «в нём ничто не затрепещет»)
-
Анализ стихотворения
А. Работа над лексическим уровнем текста.
Давайте еще раз прочитаем данное стихотворение. (ребенок, который хорошо читает - прочитывает стихотворение).
У. Прочитайте ещё раз первую строфу . О ком или о чём мы узнаем из первой строфы ?
Д. О Чародейке -Зиме, которая околдовала лес .
У. Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .
На доске появляется запись: Чародейка Зима - волшебница, колдунья .
У. А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?
Д. Да.
У. Докажите текстом .
Д. «... Чудной жизнью он блестит...»
Лес «...под снежной бахромою...»
Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна . А был ли счастлив Кай в том замке ?
Д. Нет.
У. Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем .
У. Прочитайте вторую строфу . О чём в ней рассказывается ?
Д. О лесе. Автор описывает лес .
У. Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован» . Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом . Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?
Д. Читают почти всю вторую строфу .
На доске появляется запись : Лес - околдован.
У. А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?
(Детские мнения разделились )
Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,
«Весь опутан, весь окован...»
Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .
У. подводит итог
У. Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять , нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна . Лес вроде и «окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается , мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения . Автор запутывает нас всё больше и больше . Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы .Какой знак препинания вы видите ?
Д. Три точки .
У. Кто знает, что обозначает этот знак ?
Д. Незаконченность мысли ; пауза .
У. Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем , что произошло с лесом.
Прочитайте третью строфу.
У. Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы ?
Д. Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы .
У. Прочитайте описание леса .
Д. « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...» .
У. Посмотрите сколько света в этих последних строчках . Даже хочется зажмуриться , прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .
А как вы думаете, от чего так светится лес?
Д. Солнце освещает его .
Чародейка Зима так его околдовала .
У. возвращает детей к началу строфы , и обращает их внимание на то , что Солнце действительно « мещет на него свой луч косой » . Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой . Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам .
ИТОГ : Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси говорили так : Солнце - батюшка, Земля - матушка . Для жизни человека очень важны эти символы . Если бы не было Солнца , то и жизни бы не было . Для нас с вами это очень важно . А так ли это важно для данного леса ?
Ф.И.Тютчев очень любил природу , много стихотворений ей посвятил . И в этом он попытался нам объяснить , что природа всё же живёт по своим законам . Её жизнь и похожа на нашу и нет . Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку .
Б. Работа над Фонетическим уровнем текста .
У. Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ?
Д. Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .
У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?
Д. С-Ч-Щ
У. Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .
Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепеЩет,
Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой.
У. А теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? .
Д- Нет.
У. Вы правы .Его следует прочесть неторопливо . А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ?
Д. Тон - спокойный , неторопливый , таинственный ...
Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ...
У. А как вы думаете, в какой строфе проявляется чувство волшебства?
Д. В первой строфе.
Выразительное чтение учащимися первой строфы.
У. А как вы думаете , в какой строфе более проявляется тревожное чувство?
Д. Во второй строфе .
Выразительное чтение учащимися второй строфы .
У. А в какой строфе чтение должно быть более торжественное ?
Д. В третьей строфе .
Выразительное чтение .
У. Прочитайте , пожалуйста , весь текст про себя . Обратите внимание на пунктуацию , на перенос интонации . Подготовьтесь к выразительному чтению всего стихотворения .
( Выразительное чтение стихотворения .)
- Посмотрите внимательно ещё раз на картину И.И. Шишкина «Зима».
- Как вы думаете, поэт Тютчев и художник Шишкин рассказали нам об одном и том же зимнем лесе?
- Таким ли вы себе представляли лес после чтения стихотворения Ф.И. Тютчева?
- Соответствует ли изображённое на картине описанию зимнего леса в стихотворении?
- Какие особенности зимнего леса, описанные Ф.И. Тютчевым, вы можете найти на картине И.И. Шишкина?
- Какие строчки из стихотворения Тютчева можно использовать как название картины?
Работаем в группах. Каждая группа подберёт в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца. («Сном волшебным очарован», «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» и т.д.)
- Молодцы, вы все превосходно справились с заданием!
В. Прочитав данное стихотворение, проанализировав его - давайте найдем те средства (сравнения , метафоры, олицетворения), которые использовал автор, чтобы показать нам всю красоту природы зимнего леса.
-
Метафоры:
-
«под снежной бахромой»
-
«опутан, весь окован лёгкой цепью»
-
-
Эпитеты:
-
«неподвижная, немая»
-
«не мертвец и не живой»
-
«косой»
-
-
Олицетворение:
-
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»
-
«сном волшебным очарован»
-
«чудной жизнью он блестит»
-
1.Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.
2.Олицетворение - придание неживому предмету свойств живого существа.
3.Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.
-
Обобщение и домашнее задание.
У. Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .
Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть и нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению «Чародейкою зимою…»