Конспект: Тема: Ф. И. Тютчев Чародейкою Зимою. .. (Учебник Свиридовой В. Ю. 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения. 3-й класс.

Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."" (Учебник Свиридовой В.Ю. 3 класс).

Подготовила: учитель начальных классов, МОУ «СОШ№5», г.Саратов

Недовесова Александра Владимировна

Цель: обучать анализу поэтического произведения

Задачи:

  • Учить детей осознанно воспринимать содержание произведения;
  • Развивать в детях творческую фантазию;
  • Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • Развивать монологическую речь, творчество и воображение;
  • Обогащать словарный запас;
  • Воспитывать положительные качества в процессе работы в парах;
  • Приобщать детей к миру поэзии, приучать слушать стихи, испытывать чувства радости и волнения при встрече с ними, пробуждать интерес к ним;
  • Обогащать личный опыт ребёнка авторским видением мира, учить детей замечать прекрасное в окружающем мире.

Тип урока: урок новых знаний

Форма урока: урок - беседа

Методы и приемы:

- слово учителя;

- эвристическая беседа;

Формы работы: - групповая работа;

- индивидуальная работа;

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.

Оборудование: репродукция картины Шишкина «Зимний лес», музыкальные произведения П.И.Чайковского, портрет Ф.И.Тютчева, проектор.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

Эмоциональный настрой на работу. Звучит запись пьесу П.И. Чайковского «Зима- Декабрь» из цикла «Времена года».
На доске репродукция картины И.И. Шишкина «Зима».

А) Беседа эмоционально-оценочного характера:

- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Что почувствовали?
- Кто узнал эту пьесу?

Б) Выделение темы, идеи стихотворения:

- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на уроке?
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Что вы знаете о каждом месяце?
- Какие пословицы и поговорки вы знаете?

  • Месяц январь - зиме государь.
    Береги нос в большой мороз.
    Мороз не велик, а стоять не велит.
    Декабрь зиму встречает, а год провожает.

  • - Какие народные приметы знаете?

  • Много снега - много хлеба.

  • - Какие знаете загадки о зиме?

  • Кто снег белый разбросал,
    Речку крепким льдом сковал?
    С вьюгой, холодом пришла…
    Как зовут её? (Зима)

  • Не колючий, светло - синий,
    По кустам развешан? (Иней)

  • Без досок, без топоров,
    Через реку мост готов,
    Мост как синее стекло,
    Скользко, весело, светло. (Лёд)

  • 2. Сообщение темы урока

А. - Рассмотрите репродукцию картин Ивана Ивановича Шишкина.

Конспект: Тема: Ф.И. Тютчев Чародейкою Зимою... (Учебник Свиридовой В.Ю. 3 класс).


- Что хотел нам сказать художник?
- Кто догадался, как называется эта картина? («Зима»)
- Сегодня, мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа. Какими же средствами , приёмами пользуется авторы , чтобы «очеловечить» природу ?

Д. Это сравнения , метафоры, приём олицетворения .

Б. А как А.С.Пушкин в своем стихотворении «Вот север, тучи нагоняя..» описывает зиму-какая она…? (ответы детей)

Давайте прослушаем выразительное чтение данного стихотворения. (ответы детей- д/з).

Каждый поэт описывает зиму по-разному, использует разные приемы.

Мы с вами уже успели познакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева и говорили о том , что очень часто в лирике природа оживает . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь .

(На доске портрет Ф.И.Тютчева)

Конспект: Тема: Ф.И. Тютчев Чародейкою Зимою... (Учебник Свиридовой В.Ю. 3 класс).Конспект: Тема: Ф.И. Тютчев Чародейкою Зимою... (Учебник Свиридовой В.Ю. 3 класс).

Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей , но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ?

Д. Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .

3. Первичное восприятие

А. Сегодня мы с вами познакомимся с новым для нас Тютчевым , с новым состоянием природы, с её таинством и чарующим волшебством . Послушайте , пожалуйста , новое для вас стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою...» . Закройте глазки и попытайтесь нарисовать в своём воображении картину к услышанному , прочувствуйте настроение стихотворения .

. Учитель читает стихотворение наизусть. (Тон , жесты, мимика учителя при чтении стихотворения должны околдовать ,заворожить учащихся).

Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

- Понравилось вам стихотворение?

- Поделитесь своими впечатлениями?

- Какое настроение создаёт стихотворение?
- Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании.
- Какими красками ты рисовал бы иллюстрацию?
- Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его.

Б. Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.

Откройте учебники (Учебник стр.127) и прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова вам показались непонятными?

Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья)

- Если зиму поэт назвал чародейкою, то как она должна проявить себя? (Как живое существо. Она околдовала лес)

Чудная - что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)

Бахрома - это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.

- Что такое, снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)

Мещет (форма слова метать - что значит: бросать, кидать; современная форма глагола - мечет)

Затрепещет - задрожит.

- Так, значит, лес задрожит, когда на него упадёт луч? (Нет, лес только заблещет, засверкает, но будет оставаться в покое, ведь Ф.И. Тютчев написал «в нём ничто не затрепещет»)


  1. Анализ стихотворения

А. Работа над лексическим уровнем текста.

Давайте еще раз прочитаем данное стихотворение. (ребенок, который хорошо читает - прочитывает стихотворение).

У. Прочитайте ещё раз первую строфу . О ком или о чём мы узнаем из первой строфы ?

Д. О Чародейке -Зиме, которая околдовала лес .

У. Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .

На доске появляется запись: Чародейка Зима - волшебница, колдунья .

У. А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?

Д. Да.

У. Докажите текстом .

Д. «... Чудной жизнью он блестит...»

Лес «...под снежной бахромою...»

Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна . А был ли счастлив Кай в том замке ?

Д. Нет.

У. Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем .

У. Прочитайте вторую строфу . О чём в ней рассказывается ?

Д. О лесе. Автор описывает лес .

У. Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован» . Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом . Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?

Д. Читают почти всю вторую строфу .

На доске появляется запись : Лес - околдован.

У. А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?

(Детские мнения разделились )

Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,

«Весь опутан, весь окован...»

Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .

У. подводит итог

У. Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять , нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна . Лес вроде и «окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается , мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения . Автор запутывает нас всё больше и больше . Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы .Какой знак препинания вы видите ?

Д. Три точки .

У. Кто знает, что обозначает этот знак ?

Д. Незаконченность мысли ; пауза .

У. Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем , что произошло с лесом.

Прочитайте третью строфу.

У. Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы ?

Д. Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы .

У. Прочитайте описание леса .

Д. « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...» .

У. Посмотрите сколько света в этих последних строчках . Даже хочется зажмуриться , прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .

А как вы думаете, от чего так светится лес?

Д. Солнце освещает его .

Чародейка Зима так его околдовала .

У. возвращает детей к началу строфы , и обращает их внимание на то , что Солнце действительно « мещет на него свой луч косой » . Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой . Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам .

ИТОГ : Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси говорили так : Солнце - батюшка, Земля - матушка . Для жизни человека очень важны эти символы . Если бы не было Солнца , то и жизни бы не было . Для нас с вами это очень важно . А так ли это важно для данного леса ?

Ф.И.Тютчев очень любил природу , много стихотворений ей посвятил . И в этом он попытался нам объяснить , что природа всё же живёт по своим законам . Её жизнь и похожа на нашу и нет . Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку .

Б. Работа над Фонетическим уровнем текста .

У. Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ?

Д. Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .

У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?

Д. С-Ч-Щ

У. Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .

Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепеЩет,

Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой.

У. А теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? .

Д- Нет.

У. Вы правы .Его следует прочесть неторопливо . А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ?

Д. Тон - спокойный , неторопливый , таинственный ...

Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ...

У. А как вы думаете, в какой строфе проявляется чувство волшебства?

Д. В первой строфе.

Выразительное чтение учащимися первой строфы.

У. А как вы думаете , в какой строфе более проявляется тревожное чувство?

Д. Во второй строфе .

Выразительное чтение учащимися второй строфы .

У. А в какой строфе чтение должно быть более торжественное ?

Д. В третьей строфе .

Выразительное чтение .

У. Прочитайте , пожалуйста , весь текст про себя . Обратите внимание на пунктуацию , на перенос интонации . Подготовьтесь к выразительному чтению всего стихотворения .

( Выразительное чтение стихотворения .)

- Посмотрите внимательно ещё раз на картину И.И. Шишкина «Зима».
- Как вы думаете, поэт Тютчев и художник Шишкин рассказали нам об одном и том же зимнем лесе?
- Таким ли вы себе представляли лес после чтения стихотворения Ф.И. Тютчева?
- Соответствует ли изображённое на картине описанию зимнего леса в стихотворении?
- Какие особенности зимнего леса, описанные Ф.И. Тютчевым, вы можете найти на картине И.И. Шишкина?
- Какие строчки из стихотворения Тютчева можно использовать как название картины?

Работаем в группах. Каждая группа подберёт в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца. («Сном волшебным очарован», «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» и т.д.)
- Молодцы, вы все превосходно справились с заданием!

В. Прочитав данное стихотворение, проанализировав его - давайте найдем те средства (сравнения , метафоры, олицетворения), которые использовал автор, чтобы показать нам всю красоту природы зимнего леса.

  • Метафоры:

    • «под снежной бахромой»

    • «опутан, весь окован лёгкой цепью»

  • Эпитеты:

    • «неподвижная, немая»

    • «не мертвец и не живой»

    • «косой»

  • Олицетворение:

    • «чародейкою Зимою околдован лес стоит»

    • «сном волшебным очарован»

    • «чудной жизнью он блестит»

1.Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.

2.Олицетворение - придание неживому предмету свойств живого существа.



3.Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.


  1. Обобщение и домашнее задание.

У. Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .

Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть и нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению «Чародейкою зимою…»


© 2010-2022