- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Литературного чтения Тема урока: Авторские и народные сказки. Образы героев, составление плана. В. А. Жуковский «Спящая Царевна»
Урок Литературного чтения Тема урока: Авторские и народные сказки. Образы героев, составление плана. В. А. Жуковский «Спящая Царевна»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гармашева Н.А. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок Литературного чтения
Тема урока: Авторские и народные сказки. Образы героев, составление плана. В.А.Жуковский «Спящая Царевна».
УУД
Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы.
Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступки
Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности.
Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.
Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений.
Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы
Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.
Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ
Цели: 1) проанализировать сказку Жуковского, выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.
2) формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся.
3) воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев); развитие интереса к художественному слову.
Ход урока.
IСлово учителя. Создание проблемной ситуации.
Лето 1831 года Василий Андреевич Жуковский провел в Царском Селе. Там он сказку «Спящая царевна». А послужило написанием этой сказки сказка Шарля Перро « Красавица, спящая в лесу». стр. 73 чтение статьи «Обрати внимание»
II Актуализация имеющихся знаний
-
давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.
- Что такое сказка?
- Какие виды сказок вы знаете?
IIIАнализ сказки по опорным вопросам.
-
В чём сходство сказки В,А,Жуковского с народной сказкой?
Работа идёт в трёх направлениях.
-к какому виду можно отнести данную сказку и почему.
-определяет зачин,
- прочитайте концовку,
найдите повторы,
- действуют ли помощники.
2. работа с языковым материалом.
на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие - пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их и нужно выбрать учащимся.
Языковой материал : Выберите выражения, которые относятся к сказке Жуковского
«что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»,
«Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»;
«блещут розы по кустам»,
«сном пресёкся разговор»,
«начал жить да почивать»,
«пышных комнат нет числа»,
«птица там не пролетит, близко зверь не пробежит»,
«веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись»,
В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?
В народных…все повторяется по три..а здесь 12
сказка написана в стихотворной форме.
3. работа в группах
Карточка №1
-
Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.
-
Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?
-
Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Найдите и прочитайте ответ в тексте.
-
Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?
Карточка №2
1. Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.
2. Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?
Карточка №3
-
Прочитайте, как автор описывает погружение всего царского дома в сон. Как можно озаглавить это описание?
-
Сравните два пейзажа: до пробуждения царевны и после. Почему они различны: ведь место осталось прежним?
Карточка №4
-
Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя? Почему он решил отправиться к царскому дому?
-
Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?
Карточка № 5
-
Представьте героев сказки
-
Назовите положительных и отрицательных героев
-
Расскажите об одном из них.
Выводы. Учащиеся отмечают, что у героев сказки Жуковского более подробно описаны и внешние, и внутренние качества. В сказке есть комические сцены, что придаёт ей особую привлекательность.
4.Творческая работа.
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал А.С.Пушкин. Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна».
5.Подберите и запишите синонимы
домолвила-
ведьма-
Оценивание работы учащихся.
Задание на дом.
Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, отметить самые интересные эпизоды, подготовить выразительное чтение.