• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок Литературного чтения Тема урока: Авторские и народные сказки. Образы героев, составление плана. В. А. Жуковский «Спящая Царевна»

Урок Литературного чтения Тема урока: Авторские и народные сказки. Образы героев, составление плана. В. А. Жуковский «Спящая Царевна»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Литературного чтения

Тема урока: Авторские и народные сказки. Образы героев, составление плана. В.А.Жуковский «Спящая Царевна».

УУД

Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы.

Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступки

Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности.

Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.

Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы

Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.

Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ

Цели: 1) проанализировать сказку Жуковского, выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

2) формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся.

3) воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев); развитие интереса к художественному слову.

Ход урока.


IСлово учителя. Создание проблемной ситуации.

Лето 1831 года Василий Андреевич Жуковский провел в Царском Селе. Там он сказку «Спящая царевна». А послужило написанием этой сказки сказка Шарля Перро « Красавица, спящая в лесу». стр. 73 чтение статьи «Обрати внимание»
II Актуализация имеющихся знаний

  • давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.

    - Что такое сказка?

    - Какие виды сказок вы знаете?

IIIАнализ сказки по опорным вопросам.

  1. В чём сходство сказки В,А,Жуковского с народной сказкой?

Работа идёт в трёх направлениях.

-к какому виду можно отнести данную сказку и почему.

-определяет зачин,

- прочитайте концовку,

найдите повторы,

- действуют ли помощники.

2. работа с языковым материалом.

на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие - пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их и нужно выбрать учащимся.
Языковой материал : Выберите выражения, которые относятся к сказке Жуковского

«что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»,

«Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»;

«блещут розы по кустам»,

«сном пресёкся разговор»,

«начал жить да почивать»,

«пышных комнат нет числа»,

«птица там не пролетит, близко зверь не пробежит»,

«веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись»,


В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

В народных…все повторяется по три..а здесь 12

сказка написана в стихотворной форме.

3. работа в группах


Карточка №1

  1. Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.

  2. Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?

  3. Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Найдите и прочитайте ответ в тексте.

  4. Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?


Карточка №2

1. Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.
2. Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?


Карточка №3

  1. Прочитайте, как автор описывает погружение всего царского дома в сон. Как можно озаглавить это описание?

  2. Сравните два пейзажа: до пробуждения царевны и после. Почему они различны: ведь место осталось прежним?


Карточка №4

  1. Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя? Почему он решил отправиться к царскому дому?

  2. Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?

Карточка № 5


  1. Представьте героев сказки

  2. Назовите положительных и отрицательных героев

  3. Расскажите об одном из них.


Выводы. Учащиеся отмечают, что у героев сказки Жуковского более подробно описаны и внешние, и внутренние качества. В сказке есть комические сцены, что придаёт ей особую привлекательность.

4.Творческая работа.

«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал А.С.Пушкин. Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна».

5.Подберите и запишите синонимы

домолвила-

ведьма-

Оценивание работы учащихся.

Задание на дом.

Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, отметить самые интересные эпизоды, подготовить выразительное чтение.




© 2010-2022