- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира Что такое природное сообщество
Урок окружающего мира Что такое природное сообщество
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дешина О.В. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира, 2 класс
(система учебников «Начальная школаXXI века»
Тема: Что такое природное сообщество Цели: создать условия для формирования понятия «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны, понятия «цепь питания».
Предметные задачи: содействовать формированию представлений учащихся о признаках природных сообществ и их разнообразии; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества, составлять «цепь питания», характерную для данного сообщества, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия. содействовать развитию исследовательских умений, внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи; содействовать воспитанию взаимопонимания; умения работать в паре, группе; интереса к предмету, бережного отношения к природе.
Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД: - регулятивные: определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; - коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других приходить к общему решению при работе в группе и парах; - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить сравнение и классификацию объектов. Личностные УУД: содействовать формированию положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Ресурсы: основные: учебник «Окружающий мир» (авт. В.Ф. Виноградова); дополнительные: презентация, ЭОР «Человек. Природа. Общество», материал для работы в парах и группах.
Ход урока
-
Организационный этап. Мотивация.
- Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа.
II.Этап актуализации опорных знаний -Предлагаю, отправится в прекрасный мир природы, полный загадок и тайн. -Но прежде вспомним: Что такое природа? (Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека). СЛАЙД 1: На какие две группы делится природа? СЛАЙД 2: Назовите царства живой природы. СЛАЙД 3: Назовите признаки живых существ. СЛАЙД 4: Рассмотрите объекты живой природы. Какое условие жизни объединяет все эти объекты? СЛАЙД 4: Подумайте и назовите другие места обитания живых существ. -Правильно ли высказывание: Каждое живое существо на Земле привыкает к определенному месту обитания? -Постарайтесь определить, что мы будем изучать сегодня на уроке? -Лес, луг, поле, водоём - это природные сообщества. -Какое новое слово услышали? Как понимаете слово «СООБЩЕСТВО»? -Какие цели поставим перед собой: Узнать что такое…. какие …. Научиться бережно…. Сегодня на уроке вы будете учиться устанавливать связи между объектами живой природы в различных местах обитания, доказывать, рассуждать, делать выводы.
-
Этап подготовки к активному и сознательному восприятию нового знания
-
Введение в тему.
- Узнаем, что такое природное сообщество. - Откройте учебник на странице 39 и прочитайте статью учебника. - Назовите необходимые условия для жизни. - Что такое природное сообщество?- Назовите природные сообщества. -Итак, мы выяснили, что живые существа, обитающие в одном месте, и нуждающихся друг в друге называют природным сообществом.
-
Работа в группах (каждой группе раздаются карточки)
У первой группы - лес. У второй - водоём. У третьей -луг. Четвертая группа работает с плакатом «Будь природе другом».
- Какие объекты природы прописаны на лугу? Отвечает 1 группа. У нас растения, растущие на лугу: ….; животные: …… ? Можно ли к данному сообществу отнести птицу дятла? (Не живет на данной территории, нет питания для неё на лугу, так как живет на деревьях) - Какие объекты отнесли к сообществу водоем? Отвечает 2 группа. Наша группа решила дополнить сообщество водоем растениями: …; животными ….. ? Можно ли отнести к данному сообществу лису? Почему? (Она не живет на данной территории. Нет условий. Лиса живет в норе, питается грызунами, птицей, зайцами) - Какие объекты находятся на территории леса? Отвечает 3 группа. Мы выбрали ……... ? Почему нельзя к данному сообществу отнести крота? (Не живет на данной территории, это животное, которому нужны свободные места под землей )
- Проверка дом. задания
Физкультминутка (проводится обучающими)
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и весенним лугом,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Покружились, полетели,
На цветы тихонько сели.
-О каких ПС говорили? Вывод: Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм ПС нуждается друг в друге. Растения являются пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников. Это называется «Цепью питания».
- Введение понятия «цепь питания»
- Работа в парах, дифференцированная работа
Индивидуальная работа (для сильных учащихся): составить цепь питания, прочитав сказку «Сова».
Вывод: все живые существа взаимосвязаны.
-
Этап применения нового знания
Анализ сказки «Сова» -Что произойдет, если нарушить это единство? -Какой вывод можно сделать? (В природе все взаимосвязано и человек не должен вмешиваться в природное сообщество, нанося ему вред) -Так кто же нарушил единство в лесном природном сообществе? Давайте еще раз вспомним правила друзей леса. (4 группа)
IV. Этап контроля и самоконтроля -Наступило время проверить, насколько вы были внимательны в течение урока. Выполните самостоятельную работу. 1. Животные, тело которых покрыто перьями, - это _____________. 2. Животные, тело которых покрыто шерстью, - это __________________.
- Заполни пропуск в цепи питания:
- Зачеркни лишнее в ряду: медведь, сосна, лягушка, дятел.
- Определи, к какому природному сообществу относится лишний объект ____________.
водоём, лес, луг
V. Итог урока Рефлексия
- Как можно назвать лес, луг, водоем?
- Какие природные сообщества в окрестностях нашего города? (лес, пруд)
- Скажите, а зачем мы сегодня так много говорили о сообществах, зачем это нужно вам? (чтобы больше знать о растениях, животных. чтобы беречь и охранять природу)
Я узнал…. Я научился ….
-Что было интересным?
-Какое задание вызвало затруднения?
VI. Домашнее задание (по выбору)
-
РТ стр. 21 № 14-16
-
придумать знаки правил друзей природы
VIII. Выставление оценок за работу на уроке
КЛЕВЕР
ШМЕЛЬ
МЫШЬ
СОВА
БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!
-
Закончи правила с помощью рисунков, указав на них стрелками.
НЕ БУДЕМ СРЫВАТЬ
НЕ БУДЕМ РАЗРУШАТЬ
НЕ БУДЕМ РАЗОРЯТЬ
-
Нарисуй знак к правилу.
НЕ БУДЕМ ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
ученик ____________________________ 1. Животные, тело которых покрыто перьями, - это _____________. 2.Животные, тело которых покрыто шерстью, - это __________________.
- Заполни пропуск в цепи питания:
- Зачеркни лишнее в ряду: медведь, сосна, лягушка, дятел.
- Определи, к какому природному сообществу относится лишний объект ____________.
водоём, лес, луг
____________________________________________________________________ ученик ____________________________ 1. Животные, тело которых покрыто перьями, - это _____________. 2.Животные, тело которых покрыто шерстью, - это _______________________.
- Заполни пропуск в цепи питания:
- Зачеркни лишнее в ряду: медведь, сосна, лягушка, дятел.
- Определи, к какому природному сообществу относится лишний объект __________________.
водоём, лес, луг