- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по ОРКСЭ на тему Добро и зло 4 класс
Конспект урока по ОРКСЭ на тему Добро и зло 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ткачева С.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока «Основы светской этики» в 4 классе
Учитель Ткачева Светлана Васильевна
ГБОУ Лицей № 554 Приморского района
Санкт-Петербурга
Тема: «Добро и зло»
Тип урока: урок введения нового знания.
Дидактическая цель урока: актуализация знаний об основных этических понятиях «добро» и «зло».
Задачи предметные: формировать представление о добре и зле
метапредметные:
-
коммуникативные: развивать речь, творческие способности, умения работать друг с другом; воспитывать интерес к предмету, закреплять коммуникативные навыки;
-
регулятивные: учить видеть, анализировать поступки окружающих;
-
личностные: формировать нравственную позицию учащихся;
-
здоровьесберегающие: строить учебный процесс на основе здоровьесбережения, создав комфортную и доверительную атмосферу в классе.
Методы обучения на уроке:
• по характеру учебно-познавательной деятельности:, проблемно-поисковые;
• по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические;
• по степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно - ориентированного обучения;
- объяснительно - иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Ожидаемые результаты:
-учащиеся должны сформировать представление о добре и зле;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения;
Оборудование: интерактивная доска, учебник.
Средства обучения
• Учебник «Основы светской этики»;
• иллюстрации:
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Мобилизационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.
Учитель: Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись,
Тихо сели.
Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперёд за дело
Ждут нас важные события
Будем учиться делать открытия Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. Возьмите с собой хорошее настроение.
Приветствие друг друга. II. Целеполагание: что должны вспомнить-узнать-научиться. Сегодня новые знания открывать вы будете сами. А я лишь буду помогать вам в этом.
(Слайд 4) Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?
А вы, ребята, знаете, что это такое?
Тогда вам задание: напишите в тетради в 2 столбика хорошие и плохие поступки.
(Слайд 5) Почему эти поступки вы считаете плохими или хорошими? Для оценки поступков есть критерии. Что такое критерий»
(Слайд 6) Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация чего-нибудь, мерило.
Критерием оценки наших поступков является добро и зло.
(Слайд 7) Это тема нашего урока. Эти понятия передаются нам от предков через традиции и мораль: песни, легенды, сказки, былины и нормы поведения.
Как вы думаете, что мы должны сегодня вспомнить и узнать? Чему научиться?
Самостоятельная работа.
Аргументация своих ответов. Участие в беседе
Планирование организации учебной деятельности
III. Момент осознания недостаточности знаний. Актуализация знаний.
(Слайд 8). Почему Илья Муромец добрый герой?
Сформулируйте, что такое добро? (Слайд 9) Добро - это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. (Слайд 10) Почему Кощей Бессмертный злой герой?
Сформулируйте, что такое зло?
(Слайд 11) Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-нибудь вреда, ущерба, страданий.
Беседа с классом.
Дети устно формулируют определение. Записывают определение в тетради. Беседа с классом
Дети устно формулируют определение. Записывают определение в тетради.
IV. Физкультминутка - мультимедийная. (Слайд 12)
Обучающиеся под музыку выполняют двигательные упражнения для разминки плечевого пояса, приседания и наклоны вслед за мультимедийным героем. V. Коммуникация: учебное исследование. (Актуализация опорных знаний и постановка проблемы). (Слайд 13.) Что означает эта картинка?
(Слайд 14) « Притча о Добре и Зле»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
(Слайд 15) - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? (Слайд 16) - Почему так происходит?
На свете много зла и очень мало
Людей, кого бы это удивляло.
Честь не криклива, доброта тиха,
Лишь слышен голос злобы и греха.
Юсуф Баласагунский, поэт, философ
________________
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда -
Добро творить трудней.
Автор неизвестен
(Слайд 17) Виктор Гюго писал: «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце». Как вы понимаете это высказывание?
Какие добрые дела вы можете сделать сами?
(Слайд 18) Участвуют в обсуждении проблемы. Отвечают на вопрос. Слушают притчу.
Актуализируют свой личный опыт, отвечают. Размышляют над строками стихотворений. (В форме беседы)
Активация ассоциативного ряда: ответы на вопросы.
Рассуждение, сопоставление, выводы.
IX. Итог урока. Рефлексия: - С чем познакомились? Что узнали нового?
Продолжите мои предположения: - Я понял что… Было интересно узнать… Мне захотелось…
На доске дерево добра: прикрепите ваш файлик со своим именем на листок дерева, согласно своему настроению в конце урока.
Дома: узнайте пословицы о добре и зле, запишите их в тетрадь, нарисуйте картинку к одной из них.
Ответы детей
Дети продолжают предложения
Определяют цвет своего настроения.