Урок окружающего мира по теме: «Горные экосистемы» (2класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37 г. Белово»


Урок окружающего мира

2 класс

Тема: «Горные экосистемы»









Автор: Данилова Ольга Валерьевна

учитель начальных классов

Методическая разработка урока окружающего мира

Краткая аннотация Данный урок проводится во 2 классе. Это один из уроков раздела «Земля - наш общий дом» образовательной системы «Школа 2100».

Предметное обучение окружающему миру в ОС «Школа 2100» предусматривает высокий теоретический уровень подачи материала, что позволяет создать благоприятные условия для развития творческих и индивидуальных способностей ученика. Она предусматривает реализацию принципа взаимосвязанного изучения всех сторон природы.

Данный урок, введение нового знания, построен на основе технологии деятельностного метода. На нём используются активные методы обучения, которые позволяют разнообразить мыслительную и практическую деятельность обучающихся. Основной этап урока построен в соответствии с требованиями технологии проблемного диалога. Завершает урок самостоятельная работа, которая помогает эффективно и интересно подвести детей к итогу урока. Использование максимального количества устных упражнений, быстрая смена деятельности позволяет увеличить общий темп работы и достичь большего объёма выполняемых работ за один урок. Работа в таком плане превращается в настоящую работу мысли, класс - в творческую лабораторию, где дети выступают в роли маленьких исследователей. В связи с тем, что на уроке используются активные методы обучения, поэтому формой обучения выбраны коллективная, парная и индивидуальная работа.

Цель: - знакомство ребят с природными условиями гор, высотной поясностью - закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы. Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса. Понятие: высотные пояса. Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность. Оборудование: карта природных зон России (без нанесённых на неё животных и растений), условные рисунки гор, разрезные карточки растений и животных разных природных зон, физическая карта Кемеровской области, клей-карандаш, карманный фонарик, магниты.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты



2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 6 - 8 минут





Проблемная ситуация

3. Постановка учебной задачи 4-5 минут




4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 8 - 10 минут

5. Первичное закрепление - 4 - 5 минут



6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4 - 5 минут




7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2 - 3 минуты


Домашнее задание - 2 мин

- К работе все готовы? (Да.)

Тогда урок начнём, друзья.

Чтобы было интересно, поучительно, полезно,

Предлагаю поиграть, на вопросы отвечать.

Игра « Вопрос - ответ»

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля).

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит.

(Солнце)

Солнце Земля ?

ЭУрок окружающего мира по теме: «Горные экосистемы» (2класс)Урок окружающего мира по теме: «Горные экосистемы» (2класс)то два ключевых слова, которые сегодня помогут нам сделать ещё одно удивительное открытие в окружающем нас мире.

1 2 3

- На предыдущих уроках мы говорили, что наша планета поделена на тепловые пояса. Давайте вспомним сколько их. Для этого предлагаю вам следующую игру «Пазлы». В результате работы вы получите предмет, без которого невозможно изучать окружающий мир. Догадайтесь что это?

Моря есть, а плавать нельзя.

Горы есть, взобраться нельзя.

Земля есть - ступить нельзя.

(Карта)

Игра «Пазлы» (Работа в парах) 1 4 3

- На столах у вас лежат конверты. Вскройте их и попробуйте сообща собрать фрагменты карты. (Приложение 1)

Самопроверка

- Какая карта у вас получилась? (физическая карта полушарий)

Проверьте, правильно ли вы её собрали? (слайд 2)

- Что изображено на карте? (6 материков и 4 океана)

- На что поделена карта? (на тепловые пояса)

- Сколько их, назовите?

Ребята, а что расположено внутри тепловых поясов? (природные зоны).

- Молодцы! Следующая игра «Перекличка природных зон»

- Мне нужны 5 человек - это ведущие, каждый из них получает текст, в котором говорится о какой-либо зоне. Все остальные игроки. На парте у каждого лежит карточка с изображением животного или растения. После того, как ведущий прочитает текст, назовёт природную зону и покажет её на карте природных зон России, игроки (представители природной зоны) выходят к карте и прикрепляют карточку в своей природной зоне. 3 2 1 (Приложение 2)

Тексты - описания природных зон (последовательность умышлено нарушена)

- В этой зоне ярко выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов, рек и озёр. Она занимает большую часть территории России. (Лесная полоса)

-До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднеется стадо оленей. (Тундра)

- Снег и лед не стаивают здесь полностью даже летом. Кажется, все вокруг безжизненно. Но это не совсем так. Оставляя глубокие следы, бредет по снегу белый медведь. Он не впадает в зимнюю спячку, а бодрствует круглый год. (Арктическая зона)

- С приближением лета, с каждым днем становится жарче. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её. (Степь)

- Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. (Пустыня)

Итог игры

- Мы расселили животных и растения по природным зонам. Что в результате получили? (экосистемы)

- Что такое экосистема? (содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя, как дома)

- Ребята, а как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где можно сразу встретиться с животными и растениями разных природных зон? (ответы детей)

Слайд-3

- Посмотрите на экран. Что утверждает Лена? А Миша? Кто из них прав?

Какой возникает вопрос? (Нам нужно выяснить, действительно ли есть такие места на земле, о которых говорит Лена) 3 2

Слайд 4

Давайте рассуждать. Почему тепловые пояса и природные зоны соответственно располагаются в такой последовательности? Что определяет эту последовательность? (наличие солнечного тепла)

- Значить чем ближе к солнцу, тем теплее? Я правильно вас поняла?

Работа с учебником.

- Посмотрите на рисунок в учебнике стр. 42. 1 6

Лена греется на песке, а в это время Маша летит в самолёте, за бортом которого минус 54 градуса. Кто из них ближе к солнцу? (учащиеся в коммуникативной форме обмениваются своими мыслями).

Опыт (учитель демонстрирует работу фонарика, направляя его свет на доску).

- Ребята, давайте понаблюдаем, как работает обыкновенный карманный фонарик. Представим что фонарик это солнце, которое посылает свои лучи на Землю. Где сосредотачивается вся сила света? Какой можно сделать вывод? (Солнечные лучи проходят через воздух и согревают только поверхность Земли)

Слайд 5

- Что изображено на рисунке? (Горы)

Где самое тёплое место? Где самое холодное? Значит, Лена была права, утверждая, что на Земле есть такие места, где мы можем встретить природу разных зон и поясов.

О чём мы сегодня будем говорить? Кто назовёт тему урока?

Урок окружающего мира по теме: «Горные экосистемы» (2класс)Урок окружающего мира по теме: «Горные экосистемы» (2класс)Солнце Земля Горные

экосистемы

А сейчас следующая игра « Путешественники»

- Мы отправляемся в горы, чтобы узнать, как меняется природа при подъёме. Физкультминутка

(Ребята шагают на месте, потом поднимают руки, встают на носочки и тянутся вверх)

В горы мы идем, идём,

Наблюдаем, узнаём.

Выше, выше поднимайся,

До вершины добирайся.

Работа с учебником

- Прочитайте текст на стр. 42-43 «Чем выше, тем холоднее» 7 1 2

Слайд 6

- Что встретили мы при подъёме? (степь, горные леса, горные тундры, горные ледники)

- Что вам напоминает такая последовательность? (природные зоны)

Вывод:

Сходные экосистемы высотных поясов и природных зон получили сходные названия.

Элемент краеведения

- В нашем крае тоже есть горы. Посмотрите на физическую карту Кемеровской области.

Справка

- Хочу обратить ваше внимание, что только в природе мы можем встретить природные зоны в экосистеме гор. На картах горы обозначают условно коричневым цветом. Причём чем выше гора, тем коричневый цвет темнее.

Работа с физической картой Кемеровской области

- Где мы видим преобладание коричневого цвета на карте? (на востоке, юге и западе)

- На востоке, юге и западе высятся горные хребты Кузнецкого Алатау, Горной Шории и Салаирского кряжа. На запад и север от горных хребтов тянется полоса предгорий, окрашенная на карте в светло-коричневый цвет.

- Следующая наша игра называется «Картографы» как вы думаете, кто это? (люди, которые составляют карты).

- Я вам прочитаю рассказ путешественника, в котором описывается восхождение на самую высокую вершину Горной Шории, гору Мустаг. Вы должны внимательно выслушать текст и определить, какие высотные пояса имеет данная горная экосистема.1 3 2 4

(Художественное чтение учителя на фоне звуков природы - горы)

«Ранним июльским утром вершина Мустага вспыхнула розовым пламенем. Это засверкала на заре снежная шапка, которую не могло растопить жаркое летнее солнце.

Наш путь лежал к вершине горы. Он брал свое начало у подножия горы, которое затерялось в высокой траве.

Поднимаясь выше, мы стали встречать стройные тёмно-зелёные ели, которые преграждали нам путь, своими мохнатыми лапами. Высокие могучие кедры тихо шумели под свежим ветром.

Еще один подъем - и перед нами плоская площадка, заросшая низкой травой и кустарниками.

Вершина Мустага, покрытая снеговой шапкой, стала ближе, и от нее повеяло холодом».

- На столах у вас лежат условные рисунки гор и карточки с названием высотных поясов. Прикрепите, с помощью клея, на условный рисунок горы, в правильной последовательности, те высотные пояса, о которых шла речь в тексте. (Приложение 3)

Самопроверка

- Какие высотные пояса поместили на условный рисунок? - В какой последовательности? Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты выполнил задание сам или были недочёты? - Ты выполнил всё сам или с помощью товарища? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу. 2 4

Итог урока

- Какое открытие для себя мы сегодня сделали?

- Как называются эти места?

- Как расположены высотные пояса по направлению к полюсу?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты?

- Расскажите по схеме, чему научился на уроке. 2 4

Урок окружающего мира по теме: «Горные экосистемы» (2класс)узнал

Урок окружающего мира по теме: «Горные экосистемы» (2класс)Урок окружающего мира по теме: «Горные экосистемы» (2класс)Я запомнил

смог

1. Задать родителям вопрос, на который мы искали ответ на уроке.

2. Прочитать текст в учебнике « Жизнь в горах», стр. 44-45, узнать о живой природе гор.

3. Расселить растения и животных, на условном рисунке горы, по высотным поясам (правильно написав название).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации текстов.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Список использованной литературы


  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир. 2 класс. Наша планета Земля.

Часть 2.» - М.: Баласс, 2012.

  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С. «Окружающий мир (Наша планета Земля»). 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2010.

  2. Мытарев А.А., Савельева Л.М., Сафонов Л.П., Тивяков С.Д. «Наш край родной». - Кемеровское книжное издательство, 1999.

  3. Музыкальный фрагмент «Звуки природы - горы» mus3.ru/melody.

5

© 2010-2022