- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа клуба Я-исследователь (4 класс)
Рабочая программа клуба Я-исследователь (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казакова Л.С. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 "
п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,
тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: [email protected]
ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой
_____ /Е.В. Крепешева/
Приказ № 232
от «___31» _____августа______ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 4
Возраст детей: 10 лет
Учитель начальных классов:
Казакова Любовь Сергеевна,
высшая квалификационная категория
Согласовано
Зам. директора по
образовательному процессу
__________/ Колесникова И.В./
Рассмотрено на заседании методического объединения
протокол № ____1_______ от
«__28__» __августа___ 20 _15_г.
_____ / Семёнова С.А./руководитель МО
2015 /2016 учебный год
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:
-
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010.
-
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
- В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
-
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
- практические методы: опыты, упражнения и др.;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
- работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
- видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
- работа с индивидуальными ученическими нетбуками.
- объяснительно-иллюстративные методы;
- репродуктивные;
- методы проблемного изложения;
- частично поисковые методы;
- исследовательские.
- методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
- технология проблемного обучения;
- технология деятельностного метода;
- информационно-коммуникативные технологии;
- проектная деятельность;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «Портфолио».
ΙΙ. Ожидаемые результаты
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать свои действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ΙΙΙ. Основное содержание
34 часа
Подпрограмма «Тренинг» (8 ч.)
Тема «Что такое исследование» Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент» Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы» Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой» Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тема «Как задавать вопросы» Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное» Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы» Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования» Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (20 ч.) Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований» Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе. Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспресс-исследование» Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Семинар по итогам экскурсии» Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема «Коллективная игра-исследование» Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование» Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема «Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях» Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. Подпрограмма «Мониторинг» (6 ч.)
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований» Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований» Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.
Распределение часов
№
Вид работы
Всего
часов
Сроки проведения
Тренинг
1
Общая трудоёмкость
8
В течении учебного года
2
Занятия со всей группой учащихся
2
Еженедельно
3
Индивидуальная работа
4
4
Самостоятельная работа
2
Исследовательская практика
5
Общая трудоёмкость
20
В течение учебного года
6
Занятия со всей группой учащихся
8
В течение учебного года
7
Индивидуальная работа
7
В течение учебного года
8
Самостоятельная работа
5
В течение учебного года
Мониторинг
9
Общая трудоёмкость
6
В течение учебного года
10
Занятия со всей группой учащихся (мини-конференции)
2
В течение учебного года
11
Индивидуальная работа
2
12
Самостоятельная работа (участие в процедурах защиты исследовательских работ учащихся)
2
В течение учебного года
IV.Тематическое планирование
№ урока
Тема занятия
Коли
чество часов
Дата прове
дения
Характеристика деятельности учащихся
Подпрограмма «Тренинг» (8 часов)
1
Что такое исследование
1
02.09
Повторяют о том, что такое «исследование». Коллективно обсуждают вопрос о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
Самостоятельно проводят наблюдения. Изучают преимущества и недостатки наблюдения. Выполняют задания на проверку и тренировку наблюдательности. Организуют работу с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и т.д.)
Проводят эксперименты с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
2
Наблюдение и наблюдательность
1
09.09
3
Что такое эксперимент
1
16.09
4
Учимся вырабатывать гипотезы
1
23.09
5
Знакомство с логикой
1
30.09
6
Как задавать вопросы
1
07.10
7
Учимся выделять главное и второстепенное
1
14.10
8
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Как сделать сообщение о результатах исследования
1
21.10
Подпрограмма «Исследовательская практика» (20 ч)
9-11
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
3
28.10, 11.11, 18.11
Выбирают темы.
Составляют план исследования.
Собирают материал, используя различные источники информации.
Обобщают полученные данные. Готовятся к публичной защите.
Готовят доклада, проект.
Каждый ребёнок проводит собственные изыскания и
оформляет в
«Папку исследователя».
Собирают нужную информацию, используя возможности
всех доступных источников,
обобщают её и готовят
собственный доклад.
Перед прогулкой или экскурсией класс
на группы по
два-три человека.
Каждая группа проводит
собственное
мини-исследование.
По итогом этих исследований проводится
мини конференция
12-16
Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
5
26.11, 02.12, 09.12, 16.12, 23.12
17-19
Экспресс-исследование
3
13.01, 20.01, 27.01
20-21
Семинар по итогам экскурсии
2
03.02, 10.02
Мини-семинар по
итогам исследования,
выполненного на
экскурсии, проводится
на следующем после экскурсии занятии,
через неделю. Каждому участнику в
каждой микрогруппе выделяется
время на сообщение и
ответы на вопросы.
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность
сообщить о своих результатах
22
Коллективная игра-исследование
1
17.02
23-24
Коллекционирование
2
24.02, 02.03
25-27
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
3
09.03, 16.03, 23.03
28
Сообщения о своих коллекциях
1
30.03
Семинар, на котором дети
сообщают о том, какие
коллекции ими собраны.
Уточняют собственное исследовательское задание на
летние каникулы. Отчиты
ваются, отстаивают свою
точку зрения, делают окончатель
ные выводы
Подпрограмма «Мониторинг» (6 ч)
29-30
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований
2
13.04, 20.04
Дети выступают с сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном
31
Мини-конференция по итогам собственных исследований
1
27.04
Добывают необходимые знания и с их помощью проделывают конкретную работу. Дети выступают с докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. Уточняют, чем проект отличается от исследования
32
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
1
04.05
Анализируют информацию. Оформляют результаты. Защищают исследовательские работы и творческие проекты, отвечают на вопросы. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок
33-34
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
2
11.05, 18.05
Защищают исследовательские работы и творческие проекты, отвечают на вопросы. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок
V. Список использованной литературы
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.:Просвещение, 2010
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Самара: Издательство. Учебная литература, 2006
- Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1997
-
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации. Проекты. - Волгоград: Учитель, 2011
-
Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников.
- Самара: Издательство «Учебная литература», 2010
-
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010
-
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7- 8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011