Статья Приёмы смыслового чтения на уроках технологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приёмы смыслового чтения на уроках технологии.


Рассмотрим пути реализации подпрограммы «ИКТ - компетентность младших школьников» средствами смыслового чтения на уроках технологии. (Учебник Технология: 4 класс автор Лутцева Е.А)


  1. Работа с таблицей «Научно-технические открытия и достижения XX - начала XXI века»

Работу с таблицей целесообразно проводить в течение учебного года с помощью специально составленных учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретацию информации. В ходе решения задачи учащиеся сопоставляют и обобщают содержащуюся в разных частях таблицы информацию и формулируют несложные выводы.

Задача1.

21 ноября во всём мире отмечают Всемирный день телевидения. Какие научные открытия, какие технические изобретения предшествовали этому событию в России?

В ходе выполнения задания учащиеся учатся вычленять содержащиеся в таблице основные события и восстанавливать их последовательность.

Задача2.

7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Пользуясь разными источниками, укажите на ленте времени события и научные открытия наших соотечественников, которые имеют отношение к этому празднику.

Лента времени «Человек и воздушное пространство»

1903 1912 1939

Статья Приёмы смыслового чтения на уроках технологии

ОТВЕТ:

1903 год - первый полёт на самолёте с двигателем внутреннего сгорания

1912 год - создан первый российский самолёт С - 7

1939 год - выпуск первых военных и пассажирских вертолётов

Задача 3

Пользуясь данными таблицы, заполните схему «Научно-технические достижения России».

Статья Приёмы смыслового чтения на уроках технологии

Задача 4.

«Что здесь так, а что не так?» На доске записано утверждение: « В 1959 году первая советская автоматическая межпланетная станция «Луна - 2» достигла Луны - естественного спутника Земли».

Ответ:

Да, в 1959 году межпланетная станция «Луна - 2» достигла Луны, но это была не первая советская межпланетная станция.

- Где можно получить ответ, когда была запущена первая станция и как она называлась? (Работа со сведениями свободной энциклопедией ВикипедиЯ ru.wikipedia.org/wiki/)

В ходе выполнения этих задач формируется чувство сопричастности к отечественной истории, гордости за свою Родину, народ, осознание ответственности человека за общее благополучие. Школьники учатся вычленять содержащиеся в таблице основные события и восстанавливать их последовательность, получают возможность в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную информацию.


  1. Работа с текстом раздела «Мой помощник компьютер»

После прочтения учащимися статьи учебника на стр. 15 коллективно составляется рассказ «Из истории современного компьютера» Для этого ученики искали, систематизировали информацию, пользуясь вопросным планом:

Когда и с какой целью был создан первый компьютер? (Компьютер сначала был создан для быстрого выполнения математических расчётов.)

- Как мы называем компьютер для математических расчётов? (калькулятор)

- Найдите в разных источниках определение слова «компьютер»

- Как вы считаете, можно ли сотовый телефон считать компьютером?

- Пользуясь таблицей ««Научно-технические открытия и достижения XX - начала XXI века» отыщите сведения об этом изобретении.

- Какие возможности имел первый мобильный телефон? (средство связи для голосового общения)

- Какие возможности имеет современный мобильный телефон?

- Какими способностями обладает стационарный компьютер, который расположен на столе учителя?

Следует помнить, что компьютер может быть не только помощником, но и опасным врагом.

В учебнике «Технология» специально для этого есть рубрика «Это нужно знать». После знакомства с информацией рубрики учащиеся понимают, что работать с компьютерными программами или в Интернете нужно только под наблюдением или с разрешения взрослого. И потому учащиеся учатся совместно с учителем и родителями

искать информацию и понимать прочитанное

  • Определять тему исследования, делить текст работы на смысловые части, составлять план.

  • Вычленять основные события, восстанавливать их последовательность

  • Сравнивать между собой объекты

  • Понимать информацию, представленную словесно, в виде таблиц, схем, диаграмм

  • Использовать различные виды чтения

  • Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях, справочниках

преобразовывать и интерпретировать информацию

  • Соотносить факты с идеей работы

  • Сопоставлять и обобщать информацию

  • Формулировать выводы

оценивать информацию

  • Сопоставлять различные точки зрения

  • Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

  • В процессе работы с разными источниками выявить достоверную информацию

Результатом целенаправленной работы по реализации подпрограммы «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников» являются исследовательские работы учащихся, опыт публичного представления, умение работать с разной информацией.


© 2010-2022