- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Приёмы смыслового чтения на уроках технологии
Статья Приёмы смыслового чтения на уроках технологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евфимовская А.В. |
Дата | 22.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Приёмы смыслового чтения на уроках технологии.
Рассмотрим пути реализации подпрограммы «ИКТ - компетентность младших школьников» средствами смыслового чтения на уроках технологии. (Учебник Технология: 4 класс автор Лутцева Е.А)
-
Работа с таблицей «Научно-технические открытия и достижения XX - начала XXI века»
Работу с таблицей целесообразно проводить в течение учебного года с помощью специально составленных учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретацию информации. В ходе решения задачи учащиеся сопоставляют и обобщают содержащуюся в разных частях таблицы информацию и формулируют несложные выводы.
Задача1.
21 ноября во всём мире отмечают Всемирный день телевидения. Какие научные открытия, какие технические изобретения предшествовали этому событию в России?
В ходе выполнения задания учащиеся учатся вычленять содержащиеся в таблице основные события и восстанавливать их последовательность.
Задача2.
7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Пользуясь разными источниками, укажите на ленте времени события и научные открытия наших соотечественников, которые имеют отношение к этому празднику.
Лента времени «Человек и воздушное пространство»
1903 1912 1939
ОТВЕТ:
1903 год - первый полёт на самолёте с двигателем внутреннего сгорания
1912 год - создан первый российский самолёт С - 7
1939 год - выпуск первых военных и пассажирских вертолётов
Задача 3
Пользуясь данными таблицы, заполните схему «Научно-технические достижения России».
Задача 4.
«Что здесь так, а что не так?» На доске записано утверждение: « В 1959 году первая советская автоматическая межпланетная станция «Луна - 2» достигла Луны - естественного спутника Земли».
Ответ:
Да, в 1959 году межпланетная станция «Луна - 2» достигла Луны, но это была не первая советская межпланетная станция.
- Где можно получить ответ, когда была запущена первая станция и как она называлась? (Работа со сведениями свободной энциклопедией ВикипедиЯ ru.wikipedia.org/wiki/)
В ходе выполнения этих задач формируется чувство сопричастности к отечественной истории, гордости за свою Родину, народ, осознание ответственности человека за общее благополучие. Школьники учатся вычленять содержащиеся в таблице основные события и восстанавливать их последовательность, получают возможность в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную информацию.
-
Работа с текстом раздела «Мой помощник компьютер»
После прочтения учащимися статьи учебника на стр. 15 коллективно составляется рассказ «Из истории современного компьютера» Для этого ученики искали, систематизировали информацию, пользуясь вопросным планом:
Когда и с какой целью был создан первый компьютер? (Компьютер сначала был создан для быстрого выполнения математических расчётов.)
- Как мы называем компьютер для математических расчётов? (калькулятор)
- Найдите в разных источниках определение слова «компьютер»
- Как вы считаете, можно ли сотовый телефон считать компьютером?
- Пользуясь таблицей ««Научно-технические открытия и достижения XX - начала XXI века» отыщите сведения об этом изобретении.
- Какие возможности имел первый мобильный телефон? (средство связи для голосового общения)
- Какие возможности имеет современный мобильный телефон?
- Какими способностями обладает стационарный компьютер, который расположен на столе учителя?
Следует помнить, что компьютер может быть не только помощником, но и опасным врагом.
В учебнике «Технология» специально для этого есть рубрика «Это нужно знать». После знакомства с информацией рубрики учащиеся понимают, что работать с компьютерными программами или в Интернете нужно только под наблюдением или с разрешения взрослого. И потому учащиеся учатся совместно с учителем и родителями
искать информацию и понимать прочитанное
-
Определять тему исследования, делить текст работы на смысловые части, составлять план.
-
Вычленять основные события, восстанавливать их последовательность
-
Сравнивать между собой объекты
-
Понимать информацию, представленную словесно, в виде таблиц, схем, диаграмм
-
Использовать различные виды чтения
-
Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях, справочниках
преобразовывать и интерпретировать информацию
-
Соотносить факты с идеей работы
-
Сопоставлять и обобщать информацию
-
Формулировать выводы
оценивать информацию
-
Сопоставлять различные точки зрения
-
Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения
-
В процессе работы с разными источниками выявить достоверную информацию
Результатом целенаправленной работы по реализации подпрограммы «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников» являются исследовательские работы учащихся, опыт публичного представления, умение работать с разной информацией.