Птицы. Разделение птиц по способу питания

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования Бердянского исполнительного комитета

Бердянского городского совета


Методический кабинет

общеобразовательной школы I-III ст. № 1









Урок природоведения в 3 классе

по теме:


«Птицы. Разделение птиц по способу питания»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Бердянской ООШ I-III ст. № 1

Шурпан О.В.

Бердянск, 2015 г.

Тема. Птицы. Разделение птиц по способу питания

Цель: расширить и обобщить представление детей о разнообразии животных, формировать понятие о перелетных и зимующих птицах, ознакомить школьников с тем, как устроена жизнь птиц, рассказать об их значении в природе и жизни человека; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Оборудование: иллюстративный материал с изображениями различных птиц.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Проверка домашнего задания.

- В чем состоят особенности строения земноводных и пресмыкающихся?

- Как размножаются земноводные?

- Как размножаются пресмыкающиеся?
2. Работа с загадками. • Ночью гуляет, А днем отдыхает, Круглые глаза - Мышкам беда. (Сова.)
• Длинные ноги, длинный нос, По болоту ходит гость. (Аист.)
• Очень любят провода, И сидят на них всегда. Вот опять уселись в ряд И о чем-то говорят, И щебечут ласково Божьи птички - … (ласточки.)
- Как одним словом назвать аиста, сову и ласточку?

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы ознакомимся с животными, которые умеют летать.

III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя.

Птицы чрезвычайно разнообразны. Среди них есть и карлики, и великаны. Самой маленькой в мире птицей считается пчелиный колибри (длиной 57 мм, массой около 2 г). Самой большой в мире птицей является африканский страус (высотой 3 м, массой 150 кг). Самая маленькая в Украине птица - королек красноголовый - масса у него всего 5 г, а самая большая - дрофа (20 кг). Самцы, как правило, крупнее самок и ярче окрашены. Всего на Земле существует 8600 видов птиц, из которых в Украине живет 360 видов.

2. Работа с иллюстративным материалом.

- Что общего во внешнем строении птиц?

- Из каких частей состоит тело птиц ? Чем оно покрыто?

- Что размещено на голове?

- Сколько у птиц ног? Какие они?

Птицы отличаются от других животных внешним видом. Существенные признаки птиц:

•тело покрыто перьями, которые хорошо защищают от холода;

•передние конечности превратились в крылья, что дает птицам возможность летать;

•на голове есть крепкий клюв, который помогает захватывать и измельчать пищу.

- Где можно встретить птиц? Где они живут?

Птиц можно встретить повсюду. Нет такого уголка на Земле, где бы не было птиц. Они обитают и в сухих пустынях, и в вечных снегах, и высоко в горах. Живут птицы в лесах, на полях, лугах, болотах и других водоемах.

3. Слово учителя.

Птицы питаются по-разному. Есть растительноядные птицы, которые питаются плодами и семенами (щегол, чиж, клест). Хищные птицы едят насекомых и их личинки, рыб, лягушек, мышей (ласточка, чайка, сова, цапля). Многие птицы всеядны (грач, сорока, воробей).

Труднее птицам приходится зимой. Исчезают насекомые, зеленые растения, все покрывается снегом. Поэтому уже в конце лета птицы готовятся к зиме. Одни птицы улетают в теплые края, на юг, где есть для них корм. Скворцы, ласточки, зяблики перелетают стаями; утки, гуси, журавли, аисты - клином; коршуны, ястребы - по одному. Птиц, которые осенью улетают, а весной снова возвращаются к местам обитания, называют перелетными.

Первыми улетают те птицы, которые питаются насекомыми,- ласточки, стрижи, соловьи, кукушки. Затем те, которые питаются растительной пищей. Последними улетают птицы, живущие на водоемах,- гуси, дикие утки.

Остаются зимовать те птицы, которые могут найти пищу зимой. Сойки, поползни запасают на зиму желуди, орехи и семена. Грачи, воробьи, синицы, сороки переселяются ближе к жилью человека, где им легче найти пищу. Птиц, которые на зиму не улетают, называют зимующими, или оседлыми.

Птицы - полезные животные. Многие из них питаются насекомыми, их личинками и грызунами, уничтожая вредителей полей и лесов. Так, синица съедает за день насекомых столько, сколько весит сама. Скворец только на завтрак поедает 50-60 насекомых. Ласточка за лето съедает до 1 млн насекомых. Любой птенец съедает за день пищи больше, чем весит сам. Грач за год уничтожает до 8 тыс. особей проволочника - червя, который подтачивает корни культурных растений. Птицы разносят семена растений. Без птичьего щебета природа стала бы печальной и неприветливой. Среди домашних животных - 8 видов птиц. Это курица, утка, гусь, индюк, голубь, цесарка, канарейка, перепелка. Мясо и яйца птиц - ценные продукты питания для человека. От домашних птиц также получают перья, пух, жир.

4. Физкультминутка.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

1. Работа с учебником.

Изучение раздела «Как птицы покорили воздушное пространство?» (с. 109-111).

2. Работа в тетради.

Упражнение 1 (с. 40).

3. Игра «Закончи предложение».

Весной птицы строят … и откладывают…

Летом они выводят…

С наступлением осени улетают на юг…

Их заставляет лететь в теплые края…

Остаются зимовать…

Они питаются…

4. Работа с пословицами, поговорками и приметами о птицах.

(Ученики вспоминают пословицы, поговорки, приметы о птицах.)

1)Воробей мал, а сердце большое.

2)Осенью и воробей богат.

3)Ласточка день начинает, а соловей кончает.

4)Долгое кукование кукушки предвещает теплую погоду.

5)Перед метелью галки и вороны громко кричат.

6)Если синицы, сороки, сойки летом рано устраиваются наночлег, жди холодной осени.

5. Работа с загадками.

•Дважды родился, в школе не учился, а время знает.(Петух.)

•Какая птица в чужие гнезда свои яйца кладет?(Кукушка.)

•Маленький, серенький, в роще обретается, всю ночь заливается.(Соловей.)

•Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.(Сова.)

•На крыше дворца - избенка, а в ней высокий мальчонка.(Аист.)

•Плавала, купалась, сухонька осталась.(Утка.)

•Вокруг бочки бегают клубочки.(Наседка с цыплятами.)

• Ходит по огороду богатого рода. Ноги, как лопаты, красные пяты.(Гусь.)

•Бела, как снег, зелена, как лук, черна, как жук, поет, как бес, поворачивает в лес.(Сорока.)

•На шесте дворец, во дворце певец.(Скворец.)

•Посередь дерев кузнецы куют.(Дятел.)

•Не звонок и не свирель, и не колотушка; в поле слышно ее трель:«Где мои подружки?»(Перепелка.)

•На болоте рыдает, а с болота не улетает.(Кулик.)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Проработать раздел в учебнике (с. 109-111).

2.Ответить на вопросы и выполнить задания (с. 111).

3.Выполнить упражнения 2, 3 (с. 40, тетрадь).

4.Подготовить рассказ об одной из птиц.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Какое строение имеет тело птиц?

- Чем питаются птицы?

- Какие птицы называются перелетными? Оседлыми?

- Каково значение птиц в природе и жизни человека?


© 2010-2022