Урок по развитию речи. Звуки [х, х]. Хлеб всему голова (предшкола)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная область: Коммуникация, Социум, Здоровье, Творчество.

Раздел: Развитие речи.

Тема: Звуки [х], [х']. Хлеб всему голова.

Цель:

- уточнить произношение звуков [х], [х'].; учить выделять их из состава слова; дифференцировать звуки по твердости- мягкости; совершенствовать звуковой анализ;

- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;

- учить понимать пословицы и поговорки, объяснить их смысл;

- упражнять в образовании прилагательных, согласовании их с существительными;

- совершенствовать навыки связного высказывания;

- развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Демонстрационный материал: хлеб и хлебные изделия, музыкальное сопровождение, интерактивная доска, мука.

Раздаточный материал: азбуки-тетради, карандаши, соленое тесто для лепки.

Словарная работа: хлебобулочные изделия, хлеборобы.

Билингвальный компонент: нан-хлеб, ұн-мука, бидай-пшеница.

Этапы дея- тельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный



Организациооно-поисковый



























Рефлексивно-корригирующий

1.Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться, доброе утро.

Доброе утро солнцу и ветру,

Доброе утро и нашим гостям.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.

Мозговой шторм.

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоит предложение?

- Из чего состоят слова?

- Какие звуки бывают?

- Какие звуки называем гласные?

- Какие звуки называем согласные?

- Какие согласные звуки бывают?

- Чем отличаются звуки от букв?

2. Стук в дверь. Принесли посылку.

- Дети, посмотрите нам принесли посылку.

А что в посылке лежит, вы узнаете, если послушаете загадку и отгадайте её:

Отгадать легко и быстро,

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

И бывает подгорелый. (Хлеб)

- Конечно, это хлеб. Как будет хлеб на казахском языке?

3. А сейчас дети прочтут стихотворения о хлебе на казахском и русских языках.

- Сегодня мы поговори о хлебе, услышим мудрые слова о нем и узнаем, почему так важен хлеб в нашей стране.

Произнесите слово хлеб. Назовите первый звук? [х]

Характеристика звуков.

- Произнесите звук Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух?(Воздух встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить.) Значит, какой звук? (Согласный). Он твердый или мягкий? (Твердый).

- Значит, какой звук? (Согласный). Он твердый или мягкий? (Твердый).

- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (Глухой)

- А теперь произнесем звук [х'].

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух? Значит, какой это звук? (Согласный)

- Он твердый или мягкий? (Мягкий) Давайте проверим, звенит ли у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука или нет? Положим ладошку на горло и проверим(не звенит)

- Значит, какой это звук, звонкий или глухой? (Глухой)

- Ребята, давайте произнесем наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет?(Похожи)

- Чем эти звуки отличаются? ([х']-мягкий, а [х] -твердый)

- Давайте повторим: звук [х] какой? (Согласный, твердый, глухой)

- А звук [х'].? (Согласный, мягкий, глухой)

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых словосочетаниях.

Игра «Хлопки в ладоши»(если слышится звук [х])

- Хлеб, булочка, сухарики, баурсаки, хлебцы, сушки, буханки.

- А как это все вместе называется? (хлебобулочные изделия)

Словарная работа: хлебобулочные изделия-изделия, которые сделаны из муки, как хлеб.

- Почему в народе говорят: «Хлеб всему голова»?

(Хлеб-самый важный продукт)

- Когда мы едим хлеб? (на завтрак, обед, ужин)

- Для чего нужен хлеб?

- Какие пословицы знаете о хлебе?

Физминутка «Хомячок»

- Где мы покупаем хлеб?

- Как нужно относится к хлебу?

Правильно ребята, ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на нашем столе.

Расскажите как получают хлеб?

Составление предложений по картинкам.

- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько людей работают, чтобы получить хлеб? (агроном, тракторист, комбайнер и т.д)

А одним словом хлеборобы.

Словарная работа: «хлебороб»-«хлеб» и «работа».

- А чьи руки прикоснулись, чтобы он стал хлебом, который мы едим каждый день.(мельника, пекаря, водителя, продавца)

- Ребята, а вы знаете как мама делает тесто?

Посмотрите, вот у меня мука в тарелке.

Попробуйте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая)

Из пшеницы получают белую муку, из ржи-ржаную.

- Посмотрите и скажите, где мука пшеничная и где ржаная?

5. Работа с азбукой-тетрадью.

- Посмотрите, что нужно, чтобы приготовить хлеб?

- Обведите тот продукт, в названии которого слышится звук [х].

- Составьте звуковой анализ слова «сахар»

- Сколько букв?

- Сколько звуков?

- Сколько гласных?

- Сколько слогов?

Назовите, какой бывает хлеб? (пшеничный, ржаной, пушистый, мягкий и т.д.)

6. А сейчас я предлагаю вам самим побыть пекарями и приготовить из теста вкусную выпечку.

- Вот и подошло к концу наше занятие.

- С какими звуками мы познакомились?

- Как вы будете относиться к хлебу?

- Спасибо, дети, вы меня порадовали меня своими ответами.

Повторяют за педагогом.



Проявляется интерес, отгадывают загадку, называют хлеб.



Двое детей читают стихотворения о хлебе.

Дают характеристику звукам [х], [х'].







Участвуют в игре.



Дети рассказывают пословицы о хлебе.

Высказывают свое мнение.

Составляют предложения.





Работают в тетради.

© 2010-2022