РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

Разработчик:

Волченко Лриса Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Константиновская СОШ»

Алтайского края Кулукдинского района.

Урок 1. Россия - наша Родина( слайд 2)

Цели урока:

воспитание патриотизма у обучающихся и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры;

создание условий для изучения курса «ORKSE».

Задачи:

1) формировать представление учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;

2) способствовать формированию у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России

3) систематизировать знания учащихся о государственной символике РФ ;

4) формировать представления у обучающихся о месте и роли культурного наследия малой Родины (Алтайского края, Кулундинского района и своего села Константиновки).

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие задания, участие в учебном диалоге .

Основные термины и понятия: Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы, полководцы, герои России.

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, картинки с природой Алтайского края, карта Алтайского края, из истории Алтайского края и Кулундинского района, как малой родины и т. д.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.

  3. Знакомство с учебником. Чтение темы 1-го урока.

Да, наша страна называется -Россия.

Россия…

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа-

Люблю тебя моя Россия,

За ясный свет моих очей,

За голос звонкий, как ручей,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь.

Кто является главой нашего государства?(слайд 3 )

Напомнить рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

Покажите на карте Россию.(слайд 4 ) Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.

ПАТРИОТ

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Кого вы можете назвать патриотом?

Патриот - человек, который любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм - любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защитить её от врагов.

Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? Работа с портретами(слайды 5-8 )

Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины? Работа с портретами.(слайдами 9-10 )

Вывод: Россия - многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт. «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России - это её люди»

  1. Знакомство с Государственной символикой: герб и флаг(слайд 11 )

Мы возвратили герб старинный,

Россия, в нём твои черты:

И красный- сколько красоты!

В нём белизна твоих буранов

И синева твоих озёр,

Твои надежды, муки, раны

И вечный огневой задор.

(рассказ детей о гербе и флаге)

  1. Рассказ-беседа о малой родине(Алтайском крае, Кулундинском районе и с. Константиновке, в котором мы живём) (слайды 12-15)

Есть на карте России

Величавый Алтай.

Многолик, многогранен

Этот сказочный край.

Снежные вершины - словно до небес,

Горные вершины и могучий лес.

Водопады, реки песнь свою поют,

А цветы и травы за собой зовут:

Красоту Алтая не пересказать -

Это нужно видеть, сердцем ощущать.(Евгения Казанцева, местная жительница)

- Знаете ли вы, что обозначает слово «Алтай»?(ответы детей)

Алтай - жемчужина, гордость Сибири, сказочный край. На алтайском языке оно звучит «алтын» - значит «золото».(карта Алтайского края)

- Посмотрите на карту, назовите города Алтая. (учащиеся выполняют задание)

- На Алтае 12 городов, 13 рабочих посёлков, 65 сельских районов, среди которых есть Кулундинский район, в котором находится наше замечательное село - Константиновка.

(работа с картой Кулундинского района) ( слайды 16-17)

- Какой город является центром Алтайского края? (Барнаул)

- Кто из вас был в Барнауле?

- Что в этом городе вам больше всего запомнилось и понравилось? (ответы детей)

(слайды 18-21)

- Прекрасна природа Алтая. «Нигде больше в Сибири не найдёшь такого сочетания красивых горных цепей со снегами и ледниками, альпийских лугов, скалистых ущелий, бурных рек с порогами и водопадами, мрачной елово - пихтовой черни на востоке и светлых лиственных лесов на западе» (Академик В.А. Обручаев, 1937 год на научной конференции)

- Алтай - край революционной, трудовой и боевой славы. На его Знамени 2 ордена Ленина. Знаменит наш край хлебом, маслом и сыром.

Привлекал к себе Алтай залежами золота, ртути, железных и марганцовых руд. Никто не знает пока, сколько на Алтае пещер, многие из них исследованы, но большее число ещё скрыто от людей. На вершинах гор Алтая 1300 ледников, более 11000 озёр. Самое большое Кулундинское, а самое красивое - Телецкое. ( слайды 22-23) На Алтае 20000 рек. Одна из мощных рек страны- Обь- смешала в себе телецкие воды Бии и Катуни.

(на слайдах портреты М.Евдокимова, В. Золотухина, В.Шукшина (24-25)

И, конечно, не забудем -

Жили здесь такие люди,

Прославляли край родной

Золотою головой.

Ты их знаешь? Запиши:

Евдокимов и Шукшин,

Симоненков и Титов,

Пырьев, Гущин и Панов.

Наша гордость, наша честь.

Жаль, что всех не перечесть!

Их взрастил наш добрый край,

Золотой, родной Алтай! (Т.Ашмарина)

- Как вы понимаете тему сегодняшнего урока?

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

  3. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент, и др.

  4. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  5. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в словарь терминов и понятий.

Я живу на Алтае в деревне,

Что лицом и душою светла.

И она мне звучанием древним,

Словно песня близка и мила.

Не покину родного причала,

Птичьи рощи, тропинки, поля,

Где меня в колыбельке качала

На полянах цветущих земля.

Переулочки, улица, школа

Дороги мне до радостных слёз.

Я влюблён в хлебный край свой весёлый,

В даль степную и танцы берёз.

И горжусь я Отечеством славным!

Об одном мои думы и речь,

Чтоб мы были едиными в главном.

Как Россию любить и беречь. (М.Мошкин)

  1. Задание на дом: выполнить задания из пособия для учащихся, Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России или найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

  2. Итог урока:

Кулунда

На карте огромной России

Есть малая точка одна,

Она мне всех в мире дороже,

Зовётся она Кулунда.

В степи, где ветра озорные

Колышут хлеба, ковыли,

Частичка любимой России,

Здесь корни твои и мои.

Пусть наше село не большое,

Пусть мало известно оно,

Но любим его всей душою,

Оно нам судьбою дано.

Здесь моя школа родная

И милая сердцу семья,

Здесь я росла, бед не зная,

И здесь буду жить я всегда….

Алёна Рудая

Ученица 6 А класса

Кулундинская СОШ № 5



© 2010-2022