Программа художественно – эстетического направления «Художественная вышивка крестом и бисером»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа художественно - эстетического направления

«Художественная вышивка крестом и бисером»


Пояснительная записка Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  1. быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  2. быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области рукоделия. Задачи:
  • Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • Научить приёмам художественной вышивки крестом и бисером;
  • Научить слушать, видеть, понимать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров рукоделия.
Программа «Художественная вышивка крестом и бисером» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся художественно - творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Задания направлены на развитие творческих способностей, предполагается самостоятельная творческая работа детей. Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил вышивания крестом и бисером; овладение материалами и инструментами; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать материалы для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности. Занятия проводятся в классе. Продолжительность занятий строится из расчёта 34 часа (по одному часу в неделю). По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области рукоделия. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, индивидуальной защиты ребенком своего проекта с приглашением родителей детей.

Художественная вышивка крестом и бисером
№ п/п темы 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения всего 1 Вводное занятие 1 1 1 3 2 Вышивка крестом. Традиции вышивки крестом в России. 11 11 11 33 3 Узоры народов Коми. 3 3 3 9 4 Вышивка бисером. 14 14 14 42 5 Уроки-экскурсии 2 2 2 6 6 Защита проекта 1 1 1 3 7 Отчётная выставка работ школьников 2 2 2 6
Итого: 34 34 34 102



Учебно - тематический план Раздел (тема) Общее количество часов В том числе: теоретических В том числе: практических 1.Вводное занятие 1 1 - 2.Вышивка крестом. Традиции вышивки крестом в России. 11 11 11 3. Узоры народов Коми. 3 11 3 4.Вышивка бисером. 14 14 14 5.Уроки-экскурсии 2 - 2 6.Защита проекта 1 - 1 7.Отчетная выставка работ школьников 2 - 2 Итого: 34 27 33 Теоретическая часть проводится на каждом занятии (кроме 1, 5,6,7 разделов) и длится 10 - 15 минут











Содержание курса


1. Вводное занятие. Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с ножницами и иголкой. Демонстрация лучших работ учащихся. Выставка книг по рукоделию. Практическая работа: определение количества и качества изделий ручного труда на современном рынке, определение потребностей в этих изделиях; решение необходимых организационных вопросов.
2. Вышивка крестом. Традиции вышивки крестом в России. Узоры народов Коми. Первый год обучения. Ведущая тема года: ДЕЛУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС Развитие эстетического восприятия изделий народного декоративно-прикладного искусства из текстильных вышитых материалов. Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Понятие о тканях. Основное назначение тканей. Лицевая и изнаночная стороны. Выбор крупно-фактурной ткани для счётных швов. Обработка края ткани на срезах путем образования бахромы. Разметка ткани по выкройке прямоугольной формы. Разнообразие видов ниток по назначению. Шов крест. Отмеривание и отрезание ниток нужной длины, вдевание ниток в иглу, завязывание узелка. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами. Формирование творческого опыта в процессе ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народном костюме. Сюжеты и образы в русской вышивке. Изделия народных мастеров Коми края. Вышивка изделий (салфетка, дорожка, закладка) на основе освоенного шва. Практическая работа: освоение приёмов вышивки крестом. Второй год обучения. Ведущая тема года: ВСЯКОМУ РУКОДЕЛИЮ ЕСТЬ ПРИМЕНЕНИЕ Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства - тканых изделий, народного костюма, вышивки, лоскутного шитья. Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Материалы и инструменты для шитья, вышивки и ткачества. История возникновения и применения человеком ножниц, игл и других инструментов. Многообразие видов ниток для вышивания. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, портновскими булавками. Формирование трудового опыта: В процессе ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Богатство и разнообразие технических приемов в традиционной народной вышивке. Шов крест, его назначение. Приемы вышивки изделий швом крест (платочек с монограммой и др.). Декоративная шрифтовая композиция - монограмма - как элемент декорирования вещи. Украшение платочка вышитой монограммой. Разработка эскиза монограммы. Отделка краев изделия бахромой, петельным швом. Третий год обучения. Ведущая тема года: ЧТО КРАЙ, ТО ОБЫЧАЙ, ЧТО НАРОД, ТО И МАСТЕРСТВО Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства - вышитых изделий, народного костюма, вышивки крестом и бисером. Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Традиционные способы выполнения узорной ткани (вышивки); производство тканей, переплетение нитей в тканях (полотняное, саржевое, шелковое); нитки для вышивки; приемы декора вышивкой крестом предметов быта, народного костюма. Конструирование изделий по технологической карте; организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы. Формирование трудового опыта в процессе: ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Особенности колорита, сюжеты и образы вышивки различных регионов России. Изделия народных мастеров родного Коми края. Традиционная вышивка швом крестом; композиция вышивки на изделии (салфетка, украшенная вышивкой крест, вышивка скатерти, полотенец). Оформление краев салфетки бахромой.
3. Вышивка бисером.
4. Уроки - экскурсии.
5. Защита проекта. Практическая работа: разработка авторского проекта художественного изделия, его защита.
6. Отчётная выставка работ школьников. Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Практическая работа: проведение выставки.

Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате 1 года обучения учащийся должен: знать/ понимать: -значение слов: народный мастер; вышивка; русский народный костюм; -отдельные произведения народных мастеров; -основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства; -эмоциональное значение теплых и холодных цветов; -особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; -названия материалов, ручных инструментов и приспособлений, их назначение; правила безопасности труда и личной гигиены; правила планирования и организации труда; -правила техники безопасности при работе с режущими и колющими: ножницами, иглой; -способы и приемы обработки ткани; уметь: -организовывать свое рабочее место; пользоваться ножницами, иголкой; -решать художественно-трудовые задачи по выполнению изделий из ткани; -выполнять разметку на ткани с помощью выкройки; -выполнять стежки швом «крест»; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -проявления эмоционального отношения к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; -выражения собственного мнения при оценке произведений искусства; -проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям; -проявления положительного отношение к процессу труда, результатам своего труда и других людей.


Универсальные учебные действия: - самоопределение (личностное): широта диапазона оценок, социальная роль ученика, осознание своих возможностей в учении; - мотивация учебной деятельности: интерес к новому, различные способы решения педагогической ситуации стремление к самоизменению; - нравственно-эстетическое: решение моральных дилемм, оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральных норм; - планирование: определение последовательности действий, соотношение их с планируемым результатом; - коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; - логические: составление плана, определения способа действия; моделирование; - кооперация: согласованность усилий по достижению общей цели; - интериоризация: способность строить понятные для собеседника высказывания.

Календарно-тематическое планирование 1 класс


№ Темы занятий теория практика 1 Вводное занятие. Подготовка к вышиванию. 1 1 2 Материал и приспособления. Шов «крестик». Мишка. 1 1 3 Основные приемы. Зайчик. 1 1 4 Виды стежков. Коляска. 1 1 5 Украшаем дом. Котенок. 1 1 6 Разноцветная кухня. Ленточки и бантики. 1 1 7 Цвета и тона в природе. Птичий двор. 1 1 8 Из глубины веков. Коми орнамент. 1 1 9 Монограмма. Буквы. 1 1 10 Монограмма. Буквы. Закладка. 1 1 11 Сказка о Принцессе Иголочке. Салфетка «Синие цветы». 1 1 12 Уроки Иголочки. Очень важные секреты. Салфетка «Синие цветы». 1 1 13 Урок - экскурсия в музей. 1 - 14 Что могут нитки и иголка. Новогодние мотивы. 1 1 15 Украшаем дом. Новогодние мотивы. 1 1 16 Выставка работ за 1 полугодие. - 1 17 Украшающие швы. Снежинки. 1 1 18 Отделка изделий. Снеговик. 1 1 19 История бисера. Инструменты и материалы для работы с бисером. Сердечко. 1 1 20 Бабушкины советы. Саше для папы. 1 1 21 Бисерная азбука. Саше для папы. 1 1 22 Секреты принцессы Бисеринки. Салфетка для мамы. 1 1 23 Салфетка для мамы. 1 1 24 Прихватка с яйцами. 1 1 25 Прихватка с цыплятами. 1 1 26 Урок - экскурсия в выставочный зал. 1 - 27 Полотенце из узоров народов Коми. 1 1 28 Полотенце из узоров народов Коми. 1 1 29 Выбор проекта. Летний фруктовый коктейль. 1 1 30 Совмещение вышивки крестом с вышивкой бисером. Летний фруктовый коктейль. 1 1 31 О пользе рукоделия. Летний фруктовый коктейль. 1 1 32 Лечебные свойства домашнего творчества. Летний фруктовый коктейль. 1 1 33 Защита проекта. 1 - 34 Отчётная выставка работ детей. - 1
Итого: 32 32

Рекомендуемая литература:

  • Л. В. Базулина, И.В. Новикова. Бисер. - Ярославль «Академия развития»,2007.
  • Вышивка крестом. Салфетки, прихватки, полотенца/пер. с итал. Е. Ю. Величко. - М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги»,2005.
  • М. Максимова, М. Кузьмина. Школа рукоделия. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. -с. 152-155.
  • Миронова Т. М. Вышиваем крестом. Первые шаги. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  • Ю.Е. Моисеенко, Е.В. Бичукова, Т.В. Бичукова. Волшебный стежок.- Минск «Полымя», 2000.
  • М. И. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Народное искусство Коми. Республиканский центр «Ветераны за мир».

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.); под редакцией В. А. Горского. - М..: Просвещение, 2010. -111с. - (Стандарты второго поколения).

© 2010-2022