Формирование гуманного отношения к природе детей дошкольного возраста через экологические игры

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Формирование гуманного отношения к природе детей дошкольного возраста через экологические игры
Актуальность проблемы. Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, надежный космический корабль, в котором человек должен быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы. Люди не могут не изменять природу, но они могут и должны перестать изменять её необдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических законов. Только в том случаи, если деятельность людей будет идти в соответствии с объективными требованиями этих законом, а не вопреки им (как это зачастую бывает и происходит), изменение природы человеком должно стать способом ее сохранения, а не разрушение. Особенно важно обратить внимание на воспитание бережно - гуманного отношения ко всему живому у дошкольников. Ранее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношение к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств становится неотъемлемым требованием воспитания. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
  • Очень медленное усвоение учебного материала, основанного на дискомфорте жизни деятельности ребенка, связанные с экологическими проблемами региона;
  • Нет личной практичности дошкольника к необходимости решения экологических проблем;
  • Есть большие проблемы в воспитании экологической культуры;
В своем опыте, работая воспитателем и проводя экологические занятия в своей группе, стараюсь решать следующие проблемы и считаю их актуальными для сегодняшнего дня:
  • У детей формируется положительная мотивация к овладению экологическими знаниями;
  • Воспитанники усваивают нормы и правила экологически обоснованного
    взаимодействия с окружающим миром;
  • Дошкольники овладевают экологическими знаниями связанными с личной причастностью их к решению экологических проблем своего ближайшего окружения;
  • У детей формируется гуманное отношение к природе, появляется потребность в общении с представителями животного и растительного мира.

Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей. При формировании гуманного отношения к природе в младшем дошкольном возрасте мы должны не только использовать соответствующие этому возрасту формы и методы работы, но и так организовать процесс и подобрать информацию, чтобы малыш понял, что человек и природа взаимосвязаны; что забота о природе есть забота о себе и своем будущем; а то, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. Как показывает опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой тем эффективней проходит обучение и формируется отношение к природе. В этой связи значительное место при организации работы занимается различной формы проведения прогулок и экскурсий, включающие в себя наблюдения, беседы, упражнения, игры и другие методы и приемы. Самыми различными играми (спортивными, деловыми, экологическими) увлекаются сейчас многие. Игра привлекает всех - она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Тем более игра необходима в системе дошкольного воспитания -ведь она является основой Людой деятельности ребенка этого периода жизни. Использование сюжетно - рулевой игры в экологическом воспитании детей упирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А.В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение игры в процесс формирования детей представления о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознано - правильного отношения к растительному и живому миру, формированию гуманного отношения к природе. Игры будут способствовать решению различных учебных задач: формированию навыков умственной деятельности детей, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретенных знаний в различных ситуациях, развитию умственной активности детей дошкольного возраста. Игра может стать своеобразной формой организации обучения, методом (приемом) закрепления знаний, средством воспитания нравственно - волевых качеств ребенка. Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительная эмоциональная отношение детей к подобным играм. Вопросы использования игры в работе с дошкольниками не однократно поднимались в работах Е.А. Аркина, В.Н.Аванесовой, Р.И.Жуковской, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, А.Н.Усовой и др. Д.Б. Эльконин, исследуя игру дошкольника отмечал, что в ней «корректным образом изменяется позиция ребенка в отношении окружающего мира и формируется сам механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрении с другими возможными точками зрения». В экологическом образовании игра выступает как один из основных методов работы с дошкольниками. Во всех возрастных группах широко используются дидактические игры («Найди пару», «Зоологическое лото», «Мамы и детки», «Кто где живет», «Летает не летает» «Рыбы, птицы» и др.) и подвижные («Кот и мыши», «Лохматый пес», «Раз, два, три дерево беги» и др.). В последние десятилетия актуализировался научный интерес к играм нового тема - компьютерным, имитационным. Об этом свидетельствуют труды Н.Н. Богомолова, И.П. Волкова, Н.Н.Воробьева, В.Н. Ефимова, В.Ф.Комарова и др. Большие потенциальные возможности в экологическом образовании дошкольников имеют сюжетно - ролевые игры. В них отчетливо выражены игровые действия и правила. Эти игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер. Исследование И.А. Комаровой, С.Н. Николаевой показывают, что оптимальной формой привлечения сюжетно - ролевой игры в процессе экологического образования являются игровые и обучающие ситуации (ИОС). Ими предлагаются 3 типа ИОС: Использование игрушек - аналогов (Живые рыбки и игрушечные, живая киска и игрушечный котенок; школа игрушечных зайчиков); использование кукол, сюжетных игрушек - персонажей литературных произведений («Айболит осматривает растения»); игры в путешествие («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку»). Экологическим содержанием могут быть наполнены и театрализованные игры (Колобок, который отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своем пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост) вызывает у дошкольников интерес не меньше, чем герой известной русской народной сказки. А для закрепления навыков экологически грамотного поведения в природе целесообразно организовывать инсценирование сюжетов, например, «Отдых на реке». С использованием природного материала связанны игры - экспериментирования с различными материалами: игры с водой, льдом, снегом («Очистим воду», «Игра цвета», «Царство цветных льдинок»). Задачи экологического образования решаются в процессе организации игр -соревнований. Игра - викторина расширяют кругозор детей, стимулирую познавательную деятельность, учат работать в микроколлективах («Времена года», «Народные приметы», и др). В последние годы традиционно - игровые методы особенно широко используются в практике экологического образования. Экологические игры применяются на занятиях, экологических праздниках, занятиях экологическою кружка, во время экскурсии. Среди экологических игр выделяют разнообразные виды:
  1. соревновательные (экологические конкурсы, экологические викторины)
Б) ролевые игры («Космическая экспедиция», «Экологическая экспертиза»)
  1. имитационные игры (экосистема водоема)
Игры экологического содержания способствуют расширению знаний о природе, формируют нравственные представления, способность предвидеть следствия по причине, создает опыт упражнения в нравственном поведение, развивают воображение, формируют потребность положительного воздействия на природу, инициативу и находчивость, формируют гуманное отношение детей к природе. Педагогическая ценность игры в том, что она позволяет интегрировать придоохранительные знания и умения детей, развивают черты творческой деятельности дошкольников, переносить знания и умения в новую ситуацию. В экологических играх выражается отношение ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все что нравится детям, все, что их впечатлило преобразуют в практику игры. Поэтому, если дошкольники использовали природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. В свою очередь усвоение детьми знаний о природе при помощи игры, вызывающий переживания, не может не означать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием. Использование всех видов в комплексе позволит эффективно решать задачи экологического воспитания дошкольников. Система работы по формированию у детей гуманного отношения к природе. Предполагает три основных этапа: I этап - информационный. II этап - эмпатический. III этап - исследовательский.
I ЭТАП Считаю, что в процессе изучения природы (если мы стремимся к воспитанию экологической культуры) необходимо начинать с информации которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувства. Такой информацией например, являются сведения о значении объекта для конкретного индивида и для природы к целом. Экологические знания составляют научную основу охраны и преобразования природы. Одно их эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень применения экологических знаний, - познавательные задачи. Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность но способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Типы экологических задач: народная пословица, поговорка или загадки о растениях, животных или явлениях природы, рассказы, стихи. Актуализировать знания о природе и различных видах взаимосвязей между природой и человеком, обществом, техникой и природой, доказывать свою точку зрения помогают познавательные задачи природоохранного содержания. Решение дошкольниками природоохранных задач поможет им понять, что между природой (живой и неживой) и объектами, которые создает человек, должно быть определенное равновесие; человеку важно не только создавать свой объект, как дома, заводы, но и существовать, так как человек сам часть живой природы и неразрывно связан с ней. Как только 80 % учащихся свободно овладеют информацией по экологической культуре, охотно выполняют все виды деятельности: труд в уголке природы, играют в игры природоведческого характера.
II ЭТАП Ни один педагог, занимающийся проблемами экологического воспитания, не отрицает важности формирования эмоционального отношения к окружающему как основы развития нравственно ценной в природе и положительного мотива получения экологических знаний. Вместе с тем эмоциональные связи остаются как бы побочным результатом педагогического процесса и возникают скора вопреки, а не благодаря обучению. Это выражается, прежде всего, в тенденции строить экологическое воспитание на отрицательном опыте. У детей сначала формируется представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется примеры отрицательного отношения к флоре и фауне. Это ни в кой мере не учитывает особенности детей дошкольного возраста; их эмоциональной восприимчивости; подражательности, непосредственного поведения. Более тою знания негативного поведения не определяют реализации нравственной нормы: если лети знают, как не надо поступать, то это не означает, что у них есть представления о правильных нормах поведения в природе. Дети не совершают негативных поступков по отношению к природе, но не видят и необходимости помочь ей, не знают, как это делать. Опора на положительное становится условием воспитания эмпатических чувств - способности к пониманию эмоциональных состояний других и сопереживание им. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние («беспокоится», «нездоров», «радуется», «приветствует», «боятся», «просит ласки» и т.д.). Основой эмпатического чувства ребенка в этом случае является феномен децентрации - способности встать на позицию другого, понять его, увидеть ситуацию чужими глазами (например, «животное, так же как и я -живет, питается, дышит, чувствует, болеет, растет».) Считается, что ребенок 5 - 7 лет не может встать на точку зрения другого человека. Ж. Пиаже назвал это свойство детского мышления эгоцентризмом, сосредоточенностью на себе. Но не значит, что дети не способны видеть мир глазами других. Постепенно ребенок формируется беспристрастный взгляд на себя, и это происходит тем быстрее, чем чаще детям предлагаются ситуации «взгляд со стороны», которые развивают умение и желание видеть реальность глазами других, учат быть объективными, беспристрастными к себе и другим. Очень интересны и целесообразны для этого ролевые игры, которые связаны с разыгрыванием роли различных объектов живой природы. Например: «Встретились ёж с белкой и разговорились...»; «Осенью в лесу проходило собрание животных на тему: «Кто к зиме готовится1?»; «Выглянул подснежник из под снега, огляделся подумал...». Диалоги от имени животных, птиц, растений легко можно найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина и др. кроме того можно использовать сюжетные игры экологического характера, когда дети выступают в роли эколога, директора предприятия, решающего экологические проблемы. Дидактическую ценность имеют лишь те игры, в которых ребенок сталкивается с теми проблемами которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Это игры: « Ну-ка, накорми!», «Почему мы здесь живем?». «Зимующие птицы». Ознакомление детей с некоторыми экологическими закономерностями способствуют развитию экологического мышления понимание причинно-следственных зависимостей, сути утверждения, что «все в природе взаимосвязано». Несмотря на сложность общих природных законов можно найти способ сделать их понятными.
III ЭТАП Исследовательская работа предполагает интегрированный подход в младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что должно обязательно учитываться. Исследование дети проводят в основном самостоятельно, в качестве домашних заданий. Обобщение полученного им материала проводится в форме сочинений, рассказов, сказок, рисунков, бесед с использованием художественной литературы, музыкальных произведений. Обобщение материалов исследования включает проведение праздников выполнение рисунков, проведение подвижных игр, музыкальных занятий, чтение литературы по теме.
ЗИМНЯЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В АРКТИКУ- НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС Дидактическая цель: расширить и углубить представление детей о природе северного края; рассказать о том, как приспосабливаются животные к суровым условиям Севера; дать представление о полярной ночи, северном сиянии, трудной работе полярников. Ход игры такой же как и в предыдущем случае. Игра проводится в зимнее время во второй половине дня. Самолет встречает полярник (взрослый), который поведет экспедицию к полюсу. Он рассказывает ее участникам о белых медведях, тюленях и других полярных животных, о жизни и сложной работе полярников, помогает водрузить флажок на полюсе, объясняет, что такое северное сияние, долгая полярная ночь. Примечание. Оформление зала несколько изменяется. Делают сплошное «ледовое покрытие»; игрушечный белый медведь лежит среди сугробов; к потолку подвешивают вертящийся зеркальный шар, имитирующий метель; северное сияние можно показать с помощью цветомузыки, слайдов и т.д. Игру проводят в темном зале с открытыми форточками, чтобы создать иллюзию холодной полярной ночи на Северном полюсе. Формирование гуманного отношения к природе детей дошкольного возраста через экологические игры
ЧИПОЛЛИНО ПОМОГАЕТ ВЫРАЩИВАТЬ ЛУК Дидактическая цель: уточнить представление детей о том, что для проращивания луковицы нужны такие же условия, которые необходимы всем растениям для роста и развития (питательная почва, вода, свет, тепло) Напоминать о том, что в зеленом луке много витаминов, которые необходимы всем людям, особенно в конце зимы. Развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения в состоянии растений. Ход игры: Чиполлино приходит в группу с корзиной (или с мешком), в котором лежат луковицы по числу детей. Сообщает, что пора сажать лук, т.к. он полезен для здоровья, защищает организм от болезней. Предлагает всем взять по луковице, рассмотреть ее и подумать, как ее надо сажать. Затем говорит, Что он хороший специалист по выращиванию лука и научит ребят растить зелень. Воспитатель возражает ему: дети тоже знают как надо выращивать растения, как ухаживать за ними. Чиполлино удивлен, но готов выслушать их. Ребята рассказывают кукле какие необходимы условия всем растениям, чтобы они росли и развивались. Чиполлино доволен знаниями детей, рассматривает ящики с землей, отмечает, что в них хорошая (черная питательная) почва, значит, получится отличная грядка с луком. Дети приступают к посадке, Чиполлино ходит между ними, подсказывает, помогает, хвалит тех, кто все правильно делает. Сладит за тем как ребята поливают «грядки» и ставят их на окно. Говорит, что через неделю придет опять, чтобы посмотреть на лук. Надеется, что ребята будут хорошо ухаживать за посадками. Примечание. ИОС используется в зимне-весеннее время, когда воспитатель вместе с детьми начинает проращивать луковицы, чтобы получить зелень лука. Заранее готовятся ящики с землей и все необходимое для посадки луковиц. Формирование гуманного отношения к природе детей дошкольного возраста через экологические игры
НЕЗНАЙКА ЗНАКОМИТСЯ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ Дидактическая цель: уточнить представление детей о знакомых комнатных растениях и условиях их жизни. Познакомить ребят с новым комнатным растением (кливией или другим), особенностями его строения, отличительными чертами;- сделать акцент на то что оно живое, рассказать об уходе за ним. Развивать эстетические чувства детей, расширять их словарный запас; воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними. Ход игры. Незнайка выглядывает из-за ширмы, его замечает воспитатель, приглашает на занятие поговорить вместе с ребятами о комнатных растениях. «Я и так все знаю!- говорит Незнайка - Что про них говорить?! Стоят, молчат, ничего ни делают! Игрушки на полке стоят с ними хотя бы, играть можно. А с этими... как их... комнатными деревьями.. . что делать можно? Стоят на окне и все!» Воспитатель улыбается, удивляется, говорит ребятам: «Незнайку надо как следует поучить». Предлагает подойти к окну, показать ему знакомые комнатные растения и рассказать про них. Дети показывают и называют, воспитатель помогает. Затем всем сообщает, что растения живые, им обязательно для жизни нужны земля в горшках и вода. Незнайка громко хохочет: «Какие же они живые?! Они что: ходят и бегают? Или кричать умеют?» Воспитатель успокаивает его, и говорит всем, что растения не такие, как люди. Говорить и ходить они, действительно, не могут. Но они зеленые, растут, у них бывают цветы- они живые. За ними надо хорошо ухаживать, ими надо любоваться - они красивые, им надо говорить хорошие, ласковые слова- они все чувствуют. Если так не заботиться о растениях, они засохнут, завянут- умрут, всем будет плохо без них. Воспитатель предлагает познакомиться с новым комнатным цветущим растением - кливией (ставит ее на стол, просит детей полюбоваться им). Незнайка несколько раз переспрашивает, как оно называется, пытается рассказать как за ним нужно ухаживать, но постоянно делает ошибки. Воспитатель успокаивает его и советует быть более внимательным. Рассказывает о том, что кливия - это растение с очень красивыми листьями и цветами. Чтобы оно всегда было таким, за ним нужно тщательно ухаживать (поливать, рыхлить землю, подкармливать). Незнайка предлагает полить кливию молоком, так как он очень любит молоко и считает его очень полезным для здоровья. Дети должны исправить ошибку. (Кливию нужно поливать водой из лейки.) Незнайка благодарит детей за помощь и в порыве чувств хочет срезать цветы кливии, чтобы подарить им. Дети должны отговорить гостя от этого неразумного поступка, так как без цветков кливия не будет такой красивой. Кроме того цветы быстро завянут. Однако Незнайка не соглашается с ними. Тогда воспитатель предлагает ребятам и Незнайке сфотографировать цветы кливии и сделать фотографии (нарисовать). Это будет хорошим подарком для всех. Дети рисуют красками, незнайка ходит вокруг, комментирует их работу. В конце просит одну «фотографию» на память, хочет показать ее своим друзьям в сказке. Формирование гуманного отношения к природе детей дошкольного возраста через экологические игры
ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ Дидактическая цель: дать детям представление об Африке, ее жарком климате, пустынях, познакомить с экзотическими африканскими животными, их образом жизни. Развивать воображение детей, их игровые умения. Ход игры. Отправиться в Африку можно на корабле. Во время «плавания» (это первая часть игры) воспитатель, играющий роль опытного путешественника, выясняет, что дети знают об Африке, животных, которые там обитают (слон, жираф, лев, обезьяна, крокодил). Высадив путешественников на берег Африки, руководитель похода выясняет, все ли имеют темные очки от солнца, флягу с водой- предстоит длительный переход по пустыне и всем захочется пить. Рассказывает участникам похода, что такое пустыня, какая здесь жара, сухость, дождей почти не бывает или они не успевают долетать до земли, вода испаряется. Сообщает, что африканская пустыня Сахара самая большая на планете, это самое жаркое место на Земле. Но жарко только днем, а ночью бывает холодно. Песчаные бури, горячие ветры, невыносимая жара и отсутствие воды - это очень тяжелые условии для жизни. Здесь трудно жить всем: растениям, животным, людям. После долгого и утомительного перехода по песчаной пустыне путешественники видят оазис - место, покрытое растительностью, кустарники и травы. Руководитель похода делает остановку, на привале все отдыхают, пьют воду. Он рассказывает о животных, их жизни в этих местах. Показывает пальмы, кокосовые орехи, финики (угощает детей, если представляется возможность). Рассказывает также о других животных, обитающих в Африке. Это слоны, обезьяны, крокодилы и др. (показывает картинки с их изображениями) Возвращение из Африки может быть на самолете (дети убегают, изображая полет). Формирование гуманного отношения к природе детей дошкольного возраста через экологические игры
© 2010-2022