Воспитательная работа. занятия «Задаем вопросы и отвечаем на них»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ И ОТВЕЧАЕМ НА НИХ

Задачи занятия:

  1. Обсудить, что такое внимание, сдержанность, уравновешенность в диалоге с другими людьми.

  2. Научить выслушивать мнение другого человека без обиды и раздражения.

  3. Научить отстаивать свою правоту без обид и оскорблений.

Содержание занятия

  1. обсуждение видов вопросов и основных правил обращения с вопросами в диалоге.

  2. Обсуждение некоторых правил диалогового общения:

• парная работа по развитию умения слушать друг друга;
• игра «Говорит во время диалога кто-то один»;
• обсуждение с детьми, что значит «говорить по существу»;
• рисунок дома без прямых линий;
• обсуждение темы «Чей взгляд на поступок был более правильным?»;
• составление диалога на тему «Как отстоять свою правоту?».

Информация для педагога

Занятие начинается с обсуждения, какие существуют вопросы и каковы основные правила обращения с вопросами и ответов на них.

Затем можно перейти к обсуждению еще некоторых правил диалогового общения.

  1. «Умейте внимательно слушать собеседника». Это означает, что необходимо смотреть на говорящего и не перебивать его. Можно продемонстрировать мимикой и жестами, что вы внимательно слушаете, или отразить информацию следующим образом: «Правильно ли я тебя понял, что…» - и повторить смысл слов собеседника. Работа в парах: как показать различными способами, что собеседники слушают друг друга?

  2. «Говорить во время диалога должен кто-то один». Умение слушать и требование, что говорить должен кто-то один, взаимодополняют друг друга. Проводится игра в парах: в течение минуты учеников просят одновременно говорить и слушать друг друга, а затем передать, что они поняли и запомнили из такого «разговора». Упражнение обсуждается с классом.

  3. «Говорите по существу». Иногда люди отклоняются от темы разговора, от вопроса, на который требуется ответить, поэтому надо вежливо и терпеливо уточнить: «Поясните, что вы имеете в виду». Это позволит другому человеку отстоять свою мысль или понять, что он отошел от предмета разговора.

  4. Если вы не согласны с чьим-то мнением, то не надо раздражаться и обижаться на этого человека. Обидные высказывания очень ранят других людей. Надо понимать, что существует множество различных мнений, а не только собственное. Но если ты считаешь себя правым, то необходимо спокойно, без обид и оскорблений, доказать свою правоту.

Для иллюстрации последнего правила педагог просит детей нарисовать дом без прямых линий. Каждый нарисует дом своим уникальным способом, и все рисунки будут замечательными. Так, по любой проблеме у каждого возникает собственное мнение, оно может отличаться от мнения других людей или совпадать, и надо уважительно относиться к разным точкам зрения.

В конце занятия можно обсудить с детьми вопрос: «Чей взгляд на поступок более правильный?». Допустим, кто-то считает, что хорошо брать без разрешения чужие вещи. Правильное или неправильное это убеждение? Пусть дети попробуют в парах составить диалог, чтобы отстоять свою правоту, используя вышеперечисленные правила.


© 2010-2022