- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по окружающему миру Что мы знаем о птицах
Технологическая карта урока по окружающему миру Что мы знаем о птицах
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соловьева Л.А. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Учитель: Соловьева Людмила Александровна
Учреждение: МБОУ СОШ №1 с.Серафимовский
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Что мы знаем о птицах
Тип урока: урок - исследование
Формы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа
Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, перелётные, зимующие птицы.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Окружающий мир», карточки с заданием фишки, сигнальные карточки, перья, ножницы, стакан с водой.
Тема раздела
Родная природа. Зима.
Тема изучения
Что мы знаем о птицах.
Цель
- расширить знания учащихся о разнообразии птиц;
- формировать умение отличать птиц от других животных по их существенным признакам;
- формировать умение видеть причинно-следственные связи на примере значения птиц для жизни человека и природы
Планируемый результат
Личностные умения:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.
- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося,
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
Метапредметные
Познавательные умения:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и
поведения птиц;
- знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия: «дикие», «домашние», «перелетные», «оседлые» птицы.
Регулятивные умения:
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать
вопросы;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные умения:
- научиться классифицировать
птиц по признаку «перелетные - зимующие».
- называть отличительные особенности этих птиц.
- называть причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи,
холода.
- получить возможность исследовать строение пера птицы;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; - рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Содержание урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1.
Организационный этап. Мотивация.
Цель - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ребята сегодня мы отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире. А провести урок я предлагаю под девизом:
«С детства мы должны стремиться
Что-то новое узнать.
Все исследовать. конечно,
Чтобы в жизни применять».
Желаю вам удачи!
Подготовка класса к работе.
Настрой на дальнейшую работу
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель - активизация мыслительной деятельности, подведение к формулированию темы урока
Вступительное слово учителя
Их на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много. Есть очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки и стрекозы.
Есть и такие, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть и хищные, которые поедают других зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды, семена.
Одни селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустарников.
О ком же пойдет речь сегодня на уроке?
-Какие признаки помогли вам понять, что речь пойдет о птицах?
Ответы детей.
О птицах
Птицы вьют гнезда, выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают пингвины и страусы. Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания: куры, утки, индейки. Декоративные птицы: попугаи, канарейки, голуби. Их люди держат в доме
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
3.
Постановка учебной задачи
- Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах.
А что вы хотели бы узнать о них?
Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
-Мы познакомимся с многообразием птиц, выделим существенные и отличительные признаки.
- Для чего мы будем изучать эту тему?
.
Ответы детей
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации.
Логические - формулирование проблемы.
4.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала
- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется орнитологией. А людей, которые занимаются изучением птиц, называют орнитологами. Сегодня на уроке мы будем начинающими орнитологами.
Фронтальная работа. - Кого мы называем птицей? Чем отличаются птицы от других животных? На слайде: летучая мышь, бабочка, курица, воробей. Что общего у этих животных? - Можем их отнести к одной группе? -Умение летать будет отличительным признаком птиц? Почему? Ребята, у вас на столах лежат карточки с буквами, в них спрятана разгадка. Составьте слово. - Почему птиц называют пернатыми? 3. Исследовательская работа в группах Цель: строение перьев и их значение
I группа
-Чем различаются перья?
II группа
-Что случится, если подует ветерок?
Попробуйте его подкинуть. Отрежьте часть пера. Что видите внутри?
III группа
Обмакните перо в стакан с водой. Что заметили? А теперь отрежьте кусочек и опустите в воду. Утонуло ли перо?
Оцените работу своей группы
- Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? Маленькие?
-Как человек использует перья?
Ответы детей
Птица - это живое существо, которое умеет летать.
Они умеют летать, у них есть крылья
Насекомые тоже умеют летать.
Дети работают в паре. Составляют слово перья.
Выводы детей: у них есть перья
Повторяют правила работы в группе.
На партах лежат разные по размеру, форме и цвету перья птиц
Каждой группе выдается пакет с заданием. Дети работают. После работы каждая группа делает свой вывод.
Оценивают работу
Чтобы летать.
Для тепла
Знакомятся с продукцией фабрики «Серафимовская пушинка»
Регулятивные: планирование, прогнозирование,
Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы,
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
5.
Физминутка.
Цель - реализация двигательной активности.
Покажите, как летает ворона, как прыгает воробей, синичка; как они полетели все вместе.
Птички в гнездышке сидят (поворот туловища
И на улицу глядят вправо и влево)
Погулять они хотят (дети машут руками,
И тихонько все летят как крыльями
Выполняют упражнения.
6.
Этап применения изученного материала.
Цель - применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире.
-
Создани проблемной ситуации.
Сценка «Разговор скворца и цапли»
- Почему цапля и скворец утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
-Почему их так называют?
Назовите перелетных птиц.
-Каких птиц мы можем встретить зимой в нашей местности?
Как называют эту группу птиц?
-
Работа по учебнику (Стр. 72)
3.Народная примета Слайд)
Синица к избе - зима на дворе.
-
Рассказ учителя о кочующих птицах.
Эти птицы не боятся морозов, еду умудряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из десяти, может, одна-две доживают до весны.
- Ребята, ка вы думаете, почему так происходит?
Как мы можем помочь птицам?
Чем можно подкармливать птиц?
Инсценирование
Ответы детей
Дети работают в паре (с фишками), распределяют птиц на 2 группы. Самопроверка.
Сообщение о дятле, снегире
Объясняют примету
Ответы детей
Познавательные:
выбор оснований для сравнения и классификация объектов
Коммуникативные:
поиск и способ его разрешения
7.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вернемся к учебной задаче урока.
- О чем говорили сегодня на уроке?
- Чем птицы отличаются от других животных?
Выбери начало фразы и продолжи предложение.
Сегодня я узнал…
Теперь я могу…
Я научился…
Было трудно…
Я удивился…
Почему мы должны заботиться о птицах?
Звучат голоса птиц.
соотносят полученный результат с поставленной целью;
-оценивают результат учебной деятельности с помощью сигнальных карточек
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;.
10