План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)План конспект урока Почему радуга разноцветная? (1 класс)Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Любанская средняя общеобразовательная школа

им.А.Н.Радищева»









Урок окружающего мира в 1 классе.

Тема: Почему радуга разноцветная?




Подготовила

учитель начальных классов

Спасская Ольга Андриановна




















2015






Методическое обеспечение:

УМК «Школа России», автор учебника А.А.Плешаков. Окружающий мир. Ч 2.Учебник для 1 класса.- М.: «Просвещение», 2012г.

Особенности содержания: пересказывать и понимать тексты о природе. Использовать естественно - научные тексты, с целью поиска и увлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создание устных высказываний.

Описывать явления неживой природы - радугу, выделять её признаки. Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги. Создавать простейшую модель радуги.

Тип урока: урок - исследование

Основная форма работы: групповая.

Основные методы: исследовательский, деятельностный.

Тема: Почему радуга разноцветная?

Цели урока: формировать первоначальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД: создать условия для усвоения новых знаний;

способствовать развитию у младших школьников

умения различать цвета радуги, знать их

последовательность;

обеспечить опыт исследования и объяснения.

Регулятивные УУД: развивать умение принимать и сохранять творческую

задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие

и учебные задачи;

Коммуникативные УУД: учить задавать вопросы, формулировать

собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности;

оценивать свою роль в коллективной творческой

деятельности.

Оборудование и материал: зеркальце, призма для проведения опыта;

у учащихся комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, цветные карандаши, мыльные пузыри, смайлы для оценивания качества своей работы, технологические карты с планом работы для каждой группы,тест для самопроверки, стихи.


Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный

момент

Ну - ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

И порядке,

Книжка, карандаши ,тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Предлагаю прогуляться вместе с муравьем Вопросиком.( Выполняют ходьбу на месте под веселую мелодию, повороты туловища и головы Звучит музыка дождя и грома дети прячутся Садятся на места)

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

II.Актуализация опорных знаний

Муравей - Вопросик тоже попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком.

дождь закончился, появилось солнце. Посмотрите вокруг какое чудо вы заметили….

А какое?

Отгадайте загадку:

Что за чудо - красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти!

Что появилось на небе?



Радуга.

III.Мотивация

Проблемная ситуация

Правильно.

А кто из Вас видел радугу?

Какое настроение было у вас при виде радуги?

Что мы знаем о радуге.



Кто придумает название нашему уроку?

Радостное, весёлое, приятное, сказочное.

Она разноцветная, появляется, только если одновременно идёт дождь и светит солнце.

1.Постановка проблемного вопроса

Прочитайте название урока

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

А что хотим узнать о радуге?

свою работу в конце урока оценим с помощью шкалы , а в течение урока смайлами


Работать мы будемпарами и по группам:

Первая группа: «Мастера - слова»

Вторая группа: «Мастера - художники»

Третья группа: «Мастера - исследователи»

Ребята, Муравей - Вопросик приготовил для нас загадку:

Цветное коромысло над рекой повисло.

Что это?

Узнать, как образуется радуга, Откуда произошло слово «радуга».

Почему радуга разноцветная?

Когда она появляется?

«Тайны радуги».называть цвета радуги, , добывать новые знания о радуге, оценивать свою работу и её результат.

С помощью смайликов.



Радуга.

IV.Объяснение нового материала

Что же означает слово «радуга»?

Найдите значение слова радуга и прочитайте. Учащиеся находят определения в словаре русского языка.

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.

- На что похожа радуга?

Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолёта, она будет казаться кругом.

Ребята, когда в небе появляется радуга.

На что попадают в небе солнечные лучи?

Что при этом образуется?

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из - за тучи уже выглянуло солнце.

Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

А почему радуга разноцветная?

Причина этому солнечный цвет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Проходя через капли воды как через призму, лучи солнечного света расщепляются на 7 цветов радуги.

Радуга - разноцветная полоса в виде дуги, появляющаяся в небе после дождя.



Дугу.

Когда светит солнце и идёт дождь.

На капельки дождя.

Радуга.



2.Показ опыта.

Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги.

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов.

Таким образом, и получается радуга.

Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку. Кто из вас знает?

В чём суть этой подсказки?

Каждое слово начинается на первую букву, слова обозначающего один из цветов радуги: каждый - красный, охотник - оранжевый и так далее.



«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

3. Практическая работа.

Работа по учебнику.

- Найдите в приложении на с. 41 рабочей тетради цветные полоски. Вырежьте их. Из полосок приложения поможем Муравьишке сделать кусочек радугиПользуясь словами подсказками расположите цветные полоски соответственно словам , обозначающим цвет радуги. Сделайте тоже самое закрыв слова подсказки.

Оцените себя с помощью смайлов.

Поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки

Самостоятельно вырезают и приклеивают

полоски, проговаривая фразу - подсказку.

Оцените работу с помощью смайликов.

На с.26 рабочей тетради раскрасьте радугу, пользуясь фразой подсказкой.

Учащиеся проверяют и поднимают смайлики: жёлтого, зелёного и красного цвета.

V.Физкультминутка



Физкультминутка для глаз



Высоко подпрыгнув, мы попали на радугу где живут радужные человечки. Порадуем их и раскрасим воздушные шарики. Оцените себя.

В небе дождь, гроза.

(руки кверху)

Закрывай глаза!

Дождь прошел.

Трава блестит.

В небе радуга стоит.

(показываем дугу)

Поскорей, поскорей (машут руками)

Выбегай из дверей,

По траве

Босиком (мягко ходим),

Прямо в небо

Прыжком…

VI.Закрепление работы по теме




4.Творческое задание




VII.Рефлексия «Проверь себя»

Сколько цветов в радуге?

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает будто кто - то стирает радугу с неба.

Редко, но бывает на небе можно увидеть сразу несколько радуг, - такое случается только над большими реками, озёрами, потому что происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды.

Это явление называется дисперсией света, а набор цветов - спектром.

Теперь задание творческим группам:

Первая группа: «Мастера - художники - Вы будете рисовать радугу.

Вторая группа: «Мастера - слова» - Вы подготовите выразительное чтение небольшого стихотворения о радуге.

Третья группа: «Мастера - исследователи» - Вы покажите на листе бумаги эффект радуги на мыльном пузыре.

Учитель задаёт вопросы, учащиеся самостоятельно отвечают «да» или «нет».

Ответ «да» - кружок закрашивается в красный цвет;

Ответ» нет» - кружок закрашивается в зелёный цвет.

  1. У радуги семь цветов?

  2. Все цвета расположены в определённом порядке?

  3. В радуге есть коричневый цвет?

  4. Строители радуги - солнце и дождь?

Проверим тест.

Нарисуй уровень своей работы

Подними цвет радуги соответствующим твоему настроению на уроке.

7 цветов.







«Мастера - художники» рисуют радугу.

«Мастера - слова» - сочиняют стихотворение, например:

После дождика на небе

Чудо появилось.

Это радуга - дуга

В гости к нам явилась.

«Мастера - исследователи» - показ опыта (на листе бумаги эффект радуги на мыльном пузыре).

Учащиеся самостоятельно закрашивают кружки.

VIII.Подведение итогов урока.

Какую тайну вы раскрыли на уроке.

Перечислите цвета радуги по порядку.

Вспомните фразу - подсказку.

Муравей Вопросик и Мудрая черепаха благодарят вас за то, что исследовали тайны радуги.

Попробуй сделать опыты с помощью взрослых и получи радугу у себя дома.

Тайну радуги.

Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.


Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Узнать, как образуется радуга

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника

Запомнить последовательность

Личностные:

Интерес к изучению явлений природы

Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор

Метапредметные:

Опережающее обучение: связь природоведения и физики

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Высказывать предположения о причинах возникновения радуги

Познавательные:

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Список литературы

1. Плешаков А. А. Окружающий мир.1 класс. Учеб.для

общеобразовательных учреждений. В 2-х частях Ч .1-М.: Просвещение, 2011.

2. Соболева О.Л. Универсальный словарь русского языка, М: «АСТ - ПРЕСС», 2011.

3. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий

мир»,1 класс. Издательство «ЭКЗАМЕН», М.:Просвещение,2012

4. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир ,1 класс М.:ВАКО,2010.

Приложение

РАДУГА Разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Цвета радуги (цвета солнечного спектра).


прилагательное. радужный, радужная, радужное.

Толковый словарь Ожегова

Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»

  1. На белый лист бумаги надуй мыльный пузырь

  2. Внимательно рассмотри получившийся пузырь на бумаге

Что ты на нем заметил Запиши ответ_________________________

Как называется это явление запиши ответ____________________

Как называется набор цветов Запиши ответ___________________

Лидия Огурцова

Дождик и радуга

С неба слёзки падают -
Кап-кап-кап.
Никого не радуют -
Кап-кап-кап.
Тучки солнце спрятали -
Кап-кап-кап.
Дождиком заплакали -
Кап-кап-кап.
Посмотри вот радуга -
Улыбнись!
Семь цветов, всех радуя,
обнялись:
Красный - это солнышко
Поутру.
Жёлтый - одуванчики
на лугу.
Есть у нас оранжевый -
апельсин.
А зелёный куст растет -
у осин.
Голубого неба цвет -
над тобой.
Синий - море синее
за кормой.
А ещё у радуги фиалок цвет,
Маме фиолетовый подари букет.

Елена Благинина

Радуга

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу…

Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

Самуил Маршак

Радуга дуга

Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.

Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.

Блещет радуга-дуга.
Сквозь нее видны луга.
А за самым дальним лугом -
Поле, вспаханное плугом.
А за полем сквозь туман -
Только море-океан,
Только море голубое
С белой пеною прибоя.

Вот из радужных ворот
К нам выходит хоровод,
Выбегает из-под арки,
Всей земле несет подарки.

И чего-чего здесь нет!
Первый лист и первый цвет,
Первый гриб и первый гром,
Дождь, блеснувший серебром,
Дни растущие, а ночи -
Что ни сутки, то короче.

Эй, ребята, поскорей
Выходите, из дверей
На поля, в леса и парки
Получать свои подарки!

Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо пешком.

Ладушки!
Ладушки!
По радуге
По радужке,
По цветной
Дуге
На одной ноге,
Вниз по радуге верхом -
И на землю кувырком!



Вадим Барданов

Радуга

Заблудилось солнышко
В облаках.
Гром по неба донышку -
Трах! Бах!
Облака заплакали.
Дождь, лей!
Мать-землица капельки
Пей! Пей!
Наливайся рожь сильней
Да за край!
Принеси по осени
Каравай!
А когда пройдут дожди
По лугам,
Выйдет... Выйдет! Подожди!
РА-ДУ-ГА!

Владимир Степанов

Чудеса

По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведерки.
Зазвенели капли -
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.

Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло.
ЧУ-ДЕ-СА!

Тест по окружающему миру

На тему: « Почему радуга разноцветная?»



1

2

3

4

5 Шкала оценивания

© 2010-2022