Рабочая программа танцевального танцевального кружка «Седарчий»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

дополнительного образования

танцевального кружка

«Седарчий»



Возраст обучающихся:

6-10 лет


Срок реализации программы :

1год



Автор программы:

Ахмадова Райса Ярагиевна

Руководитель кружка



2014-2015г.


Пояснительная записка


Программа дополнительного образования танцевального кружка «Седарчий». Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его - формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец - это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец - вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.

Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи программы:

1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.

2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.

3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.

4. Привить любовь к танцевальному искусству.

5. Развивать воображение и фантазию в танце.

6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.

8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).

9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.

Основные формы проведения занятий:• танцевальные репетиции, беседа, праздник.

Основные виды занятий - индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.

Методы:

• игровой;

• демонстрационный (метод показа);

• метод творческого взаимодействия;

• метод наблюдения и подражания;

• метод упражнений;

• метод внутреннего слушания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Выработка осанки и походки

Следить за осанкой детей (держаться прямо, стройно, легко и свободно ходить, бегать, эластично отскакивать и приземляться при прыжках ). Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях. Развивать торможение, сохраняя при этом правильное положение тела.

Развитие музыкального слуха и чувства ритма

Этот раздел включает в себя ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. Дети знакомятся с чеченской музыкой ,исполняют движения в такт звучания музыки. Передача в движении шагом различного характера музыки ( быстрый, задумчивый ), различной силы звучания (громко, тихо).

Партерная гимнастика

Позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок. Упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Партерная гимнастика позволяет приобрести упругость и эластичность всего тела, необходимую не только тем, кто собирается стать танцовщиками, но и всем, кто хочет иметь здоровое, красивое, правильно сформированное тело.

Элементы классического танца

Этот раздел включает в себя изучение основ классического народного чеченского танца. Знакомство с позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений, развитие элементарных навыков координации.

Элементы народного танца

Этот раздел включает в себя изучение отдельных танцевальных движений. Народные танцы приобщают детей к народной культуре, порождают положительные эмоции, помогают формированию эстетических чувств. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети учатся различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавая пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение. Простые танцевальные движения, простой шаг, бег на носочках, скольжение по полу, повороты на носках, движения друг за другом ( по кругу, змейкой, в обратном направлении ), синхронность движений, упражнения для развития зрительной памяти.

Танцевальные этюды, игры и танцы

Раздел включает этюды, игры и танцы, которые учат строиться в колонну по росту, в шеренгу, в круг, в несколько кружков, сужать и расширять круг, соблюдая равнение, при "рассыпном" построении, уметь занимать всё свободное пространство помещения. При любых построениях и перестроениях соблюдать интервалы и равнение. Работа над качеством выполнения движения во всех упражнениях, танцах и играх. Создание образа с импровизацией движений под музыку. Развитие танцевальной выразительности посредством правильного подбора репертуара. Постепенный переход от простого к сложному.

Итоговое занятие

Итоговое занятие проходит в форме открытого урока.

Оценка знаний учащихся осуществляется на контрольных уроках с показом всех разделов пройденной программы.

Открытые уроки по предмету «Хореография» проводятся в середине и в конце учебного года.

Предполагаемый результат:


В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе

Содержание программы

Программа содержит 3-х уровневую структуру, которая следует принципам системности и последовательности:

1 год - знакомство с позициями рук и ног, развитие чувства ритма, координации, осваивание простейших композиций, развитие актёрского исполнительства. На первом году обучения участники знакомятся с позициями рук, ног, осваивают простейшие координации, а также элементами танцев, понятные детям. Выработка умения двигаться на площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыка координации, культуры обучения с партнёром, начальных навыков танцевального исполнения, эмоциональной отзывчивости, умения передавать в движении стилевые особенности танца. С первых занятий ребёнок учится красиво ходить с натянутыми пальцами стоп, с ощущением стройности натянутой ноги.

2 год - знакомство с несложными рисунками танцев, жанрами танцев, с простыми элементами танцевальных движений, развитие актёрского исполнительства.

3 год - осваивание ритмических композиций, постановка танцев с усложнёнными элементами.

Календарно-тематический

план занятий 1-го года обучения.

№ п/п

Тема

Кол -во

час.

Гр.занятия

Инд.

зан.

Теор.

Практ.

Введение. Вводое занятие.

10

2

8

1-2

Инструктаж по технике безопасности

2

3-4

Разучивание хореографического приглашения к занятиям вправо и влево с руками.

2

5-6

Переступания на полупальцах в 6-ой позиции.

2

7-8

Подъем и приседания на полупальцах и ступнях обеих ног .

2

9-10

Разучивание и повторение шага в марше, прыжки в марше.

2

Знакомство с различными позициями рук и ног.

18

2

8

8

11-12

Отработка приглашения.

2

13-14

Подъем на полупальцах.

2

15-16

Подъем и приседание на полупальцах и ступнях обеих ног.

2

17-18

Выбросы обеих ног на носок и пятку вперед.

2

19-20

Разучивание ковырялки прямой, боковой ковырялки.

2

21-22

Разучивание переменного кавказского шага с руками.

2

23-24

Разучивание чеченского девичьего шага с руками.

2

25-26

Разучивание ингушского народного шага с руками ( девочки и мальчики)

2

27-28

Разводка чеченского девичьего танца (на 10 девочек).

2

Использование элементов танца, движение под музыку .

20

2

18

29-30

Приглашение.

2

31-32

Подъем и переступания на полупальцах

2

33-34

Выбросы на носок и пятку ног.

2

35-36

Ковырялка прямая, боковая.

2

37-38

Растяжки: прямой, боковой, круговой- отработка.

2

39-40

Разучивания и отработка кабардинских и осетинских шагов с руками.

2

41-42

Отработка круговых движений чеченского, осетинского танцев.

2

43-44

Отработка финала чеченского танца.

2

45-46

Полукруг. Перестановка мальчиков и девочек в паре переменным шагом.

2

47-48

Разводка ингушского перепляса (4 мальчика, 4 девочки)

2

Развитие сценического мастерства.

20

2

13

5

49-50

Участие в концерте, посвященном Дню учителя с показом двух танцев: чеченский девичий танец и ингушский перепляс.

2

51-52

Подъем на полупальцах.

2

53-54

Выбросы обеих ног на носок и пятку.

2

55-56

Прямая и боковая ковырялки.

2

57-58

Разучивание прямого и бокового растяжей с руками.

2

59-60

Кавказский переменный шаг с руками.

2

61-62

Ингушский народный шаг с руками.

2

63-64

Отработка ингушского шага с движениями вперед и назад.

2

65-66

Разучивание верчений вправо и влево.

2

67-68

Повторение растяжей и ковырялок.

2

Постановка простейших композиций.

40

4

28

8

69-70

Отработка финала осетинского и девичьего танцев; отработка финала и композиций ингушского танца.

2

71-72

Полукруг. Перетанцовка в паре, мальчики и девочки в переменном шаге по кругу.

2

73-74

Разучивание верчений вправо и влево на месте и по диагонали.

2

75-76

Повторение растяжей и ковырялок.

2

77-78

Отработка чеченского девичьего шага, осетинского шага «Симд» и «Хонга- Кафт».

2

79-80

Разучивание горского шага. Разводка танца «Чепалгаш».

2

81-82

Разучивание отработка комбинаций всей середины.

2

83-84

Отработка чеченского девичьего шага: ингушского, кабардинского, дагестанского, горского шагов с руками.

2

85-86

Участие в Новогоднем концерте танцевального коллектива.

2

87-88

Чеченский девичий танец.

2

89-90

Осетинский плавный танец.

2

91-92

Ингушский перепляс.

2

93-94

Чепалгаш (хореогр. картина).

2

95-96

Разучивание движений: подъем на полупальцах, переступания на полупальцах обеих ног в 6-ой позиции.

2

97-98

Разучивание прямой и боковой ковырялки.

2

99-100

Разучивание прямого и бокового растяжа.

2

101-102

Повороты (шанэ) влево и вправо.

2

103-104

Разучивание переменного кавказского шага с руками.

2

105-106

Занятие с основным составом.

2

107-108

Повторение подъема и переступания на полупальцах.

2

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.


36

28

6

109-110

Подъем приседания на ступнях обеих ног в 6-ой позиции.

2

111-112

Прямая и боковая ковырялки.

2

113-114

Прямые, боковые и круговые растяжки.

2

115-116

Шанэ влево и вправо с руками.

2

117-118

Переменный кавказский шаг с руками по кругу в паре.

2

119-120

Ингушский народный шаг; движения вперед, назад с руками.

2

121-122

Осетинский народный шаг с руками.

2

123-124

Осетинский шаг «Хонга-Кафт»- приглашение.

2

125-126

Дагестанский шаг с руками.

2

127-128

Кабардинский народный шаг «Удж-Кафа».

2

129-130

Горский грузинский народный шаг «Удж-Кафа».

2

131-132

Отработка пальцовки вперед и назад.

2

133-134

Повтор композиции чеченского девичьего танца; осетинского плавного танца; шуточного танца «Чепалгаш».

2

135-136

Отработка финалов чеченского девичьего танца.

2

137-138

Участие в концерте, посвященном женскому празднику.

2

139-140

Отработка движений: чеченского, осетинского, ингушского, горского с руками по кругу.

2

141-142

Участие танцевального коллектива в концертах, посвященных 1-9 Мая.

2

143-144

Экскурсия в Государственный чеченский ансамбль «Вайнах».

2

В году 36 недели.

4 часа в неделю, в том числе индивидуально:

Всего за год - 144 часов.

Календарно-тематический план занятий 2-го года обучения.

п/п

Тема

Кол.

час.

Гр. занятия

Инд.

зан.

Теор.

Практ.

1.

Знакомство с различными жанрами танцевального искусства.


3


3



2.

Овладение простыми элементами хореографии.


40


2


28


10

3.

Постановка танцев с несложными танцевальными рисунками, в умеренном темпе.


46


6


30


10

4.

Развитие сценического мастерства.


15


2


10


3

5.

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.


40



34


6

В году 36 недели.

4 часа в неделю, в том числе индивидуально

Всего за год - 144 часов.

Календарно-тематический

план занятий 3-го года обучения

п/п

Тема

Кол.

час.

Гр. занятия

Инд.

зан.

Теор.

Практ.

1.

Осваивание сложных ритмических элементов русского народного танца (дробей, пересечей).


34


2


22


10

2.

Развитие исполнительского мастерства.

10

1

9


3.

Постановка танцев с использованием усложнённых элементов.


60


6


42


12

4.

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.


40



34


6

В году 36 недели.

4 часа в неделю, в том числе индивидуально

Всего за год - 144 часов.



© 2010-2022