- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа танцевального танцевального кружка «Седарчий»
Рабочая программа танцевального танцевального кружка «Седарчий»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахмадова Р.Я. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
дополнительного образования
танцевального кружка
«Седарчий»
Возраст обучающихся:
6-10 лет
Срок реализации программы :
1год
Автор программы:
Ахмадова Райса Ярагиевна
Руководитель кружка
2014-2015г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования танцевального кружка «Седарчий». Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его - формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец - это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец - вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:• танцевальные репетиции, беседа, праздник.
Основные виды занятий - индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
• игровой;
• демонстрационный (метод показа);
• метод творческого взаимодействия;
• метод наблюдения и подражания;
• метод упражнений;
• метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
Выработка осанки и походки
Следить за осанкой детей (держаться прямо, стройно, легко и свободно ходить, бегать, эластично отскакивать и приземляться при прыжках ). Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях. Развивать торможение, сохраняя при этом правильное положение тела.
Развитие музыкального слуха и чувства ритма
Этот раздел включает в себя ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. Дети знакомятся с чеченской музыкой ,исполняют движения в такт звучания музыки. Передача в движении шагом различного характера музыки ( быстрый, задумчивый ), различной силы звучания (громко, тихо).
Партерная гимнастика
Позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок. Упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
Партерная гимнастика позволяет приобрести упругость и эластичность всего тела, необходимую не только тем, кто собирается стать танцовщиками, но и всем, кто хочет иметь здоровое, красивое, правильно сформированное тело.
Элементы классического танца
Этот раздел включает в себя изучение основ классического народного чеченского танца. Знакомство с позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений, развитие элементарных навыков координации.
Элементы народного танца
Этот раздел включает в себя изучение отдельных танцевальных движений. Народные танцы приобщают детей к народной культуре, порождают положительные эмоции, помогают формированию эстетических чувств. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети учатся различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавая пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение. Простые танцевальные движения, простой шаг, бег на носочках, скольжение по полу, повороты на носках, движения друг за другом ( по кругу, змейкой, в обратном направлении ), синхронность движений, упражнения для развития зрительной памяти.
Танцевальные этюды, игры и танцы
Раздел включает этюды, игры и танцы, которые учат строиться в колонну по росту, в шеренгу, в круг, в несколько кружков, сужать и расширять круг, соблюдая равнение, при "рассыпном" построении, уметь занимать всё свободное пространство помещения. При любых построениях и перестроениях соблюдать интервалы и равнение. Работа над качеством выполнения движения во всех упражнениях, танцах и играх. Создание образа с импровизацией движений под музыку. Развитие танцевальной выразительности посредством правильного подбора репертуара. Постепенный переход от простого к сложному.
Итоговое занятие
Итоговое занятие проходит в форме открытого урока.
Оценка знаний учащихся осуществляется на контрольных уроках с показом всех разделов пройденной программы.
Открытые уроки по предмету «Хореография» проводятся в середине и в конце учебного года.
Предполагаемый результат:
В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе
Содержание программы
Программа содержит 3-х уровневую структуру, которая следует принципам системности и последовательности:
1 год - знакомство с позициями рук и ног, развитие чувства ритма, координации, осваивание простейших композиций, развитие актёрского исполнительства. На первом году обучения участники знакомятся с позициями рук, ног, осваивают простейшие координации, а также элементами танцев, понятные детям. Выработка умения двигаться на площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыка координации, культуры обучения с партнёром, начальных навыков танцевального исполнения, эмоциональной отзывчивости, умения передавать в движении стилевые особенности танца. С первых занятий ребёнок учится красиво ходить с натянутыми пальцами стоп, с ощущением стройности натянутой ноги.
2 год - знакомство с несложными рисунками танцев, жанрами танцев, с простыми элементами танцевальных движений, развитие актёрского исполнительства.
3 год - осваивание ритмических композиций, постановка танцев с усложнёнными элементами.
Календарно-тематический
план занятий 1-го года обучения.
№ п/п
Тема
Кол -во
час.
Гр.занятия
Инд.
зан.
Теор.
Практ.
Введение. Вводое занятие.
10
2
8
1-2
Инструктаж по технике безопасности
2
3-4
Разучивание хореографического приглашения к занятиям вправо и влево с руками.
2
5-6
Переступания на полупальцах в 6-ой позиции.
2
7-8
Подъем и приседания на полупальцах и ступнях обеих ног .
2
9-10
Разучивание и повторение шага в марше, прыжки в марше.
2
Знакомство с различными позициями рук и ног.
18
2
8
8
11-12
Отработка приглашения.
2
13-14
Подъем на полупальцах.
2
15-16
Подъем и приседание на полупальцах и ступнях обеих ног.
2
17-18
Выбросы обеих ног на носок и пятку вперед.
2
19-20
Разучивание ковырялки прямой, боковой ковырялки.
2
21-22
Разучивание переменного кавказского шага с руками.
2
23-24
Разучивание чеченского девичьего шага с руками.
2
25-26
Разучивание ингушского народного шага с руками ( девочки и мальчики)
2
27-28
Разводка чеченского девичьего танца (на 10 девочек).
2
Использование элементов танца, движение под музыку .
20
2
18
29-30
Приглашение.
2
31-32
Подъем и переступания на полупальцах
2
33-34
Выбросы на носок и пятку ног.
2
35-36
Ковырялка прямая, боковая.
2
37-38
Растяжки: прямой, боковой, круговой- отработка.
2
39-40
Разучивания и отработка кабардинских и осетинских шагов с руками.
2
41-42
Отработка круговых движений чеченского, осетинского танцев.
2
43-44
Отработка финала чеченского танца.
2
45-46
Полукруг. Перестановка мальчиков и девочек в паре переменным шагом.
2
47-48
Разводка ингушского перепляса (4 мальчика, 4 девочки)
2
Развитие сценического мастерства.
20
2
13
5
49-50
Участие в концерте, посвященном Дню учителя с показом двух танцев: чеченский девичий танец и ингушский перепляс.
2
51-52
Подъем на полупальцах.
2
53-54
Выбросы обеих ног на носок и пятку.
2
55-56
Прямая и боковая ковырялки.
2
57-58
Разучивание прямого и бокового растяжей с руками.
2
59-60
Кавказский переменный шаг с руками.
2
61-62
Ингушский народный шаг с руками.
2
63-64
Отработка ингушского шага с движениями вперед и назад.
2
65-66
Разучивание верчений вправо и влево.
2
67-68
Повторение растяжей и ковырялок.
2
Постановка простейших композиций.
40
4
28
8
69-70
Отработка финала осетинского и девичьего танцев; отработка финала и композиций ингушского танца.
2
71-72
Полукруг. Перетанцовка в паре, мальчики и девочки в переменном шаге по кругу.
2
73-74
Разучивание верчений вправо и влево на месте и по диагонали.
2
75-76
Повторение растяжей и ковырялок.
2
77-78
Отработка чеченского девичьего шага, осетинского шага «Симд» и «Хонга- Кафт».
2
79-80
Разучивание горского шага. Разводка танца «Чепалгаш».
2
81-82
Разучивание отработка комбинаций всей середины.
2
83-84
Отработка чеченского девичьего шага: ингушского, кабардинского, дагестанского, горского шагов с руками.
2
85-86
Участие в Новогоднем концерте танцевального коллектива.
2
87-88
Чеченский девичий танец.
2
89-90
Осетинский плавный танец.
2
91-92
Ингушский перепляс.
2
93-94
Чепалгаш (хореогр. картина).
2
95-96
Разучивание движений: подъем на полупальцах, переступания на полупальцах обеих ног в 6-ой позиции.
2
97-98
Разучивание прямой и боковой ковырялки.
2
99-100
Разучивание прямого и бокового растяжа.
2
101-102
Повороты (шанэ) влево и вправо.
2
103-104
Разучивание переменного кавказского шага с руками.
2
105-106
Занятие с основным составом.
2
107-108
Повторение подъема и переступания на полупальцах.
2
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
36
28
6
109-110
Подъем приседания на ступнях обеих ног в 6-ой позиции.
2
111-112
Прямая и боковая ковырялки.
2
113-114
Прямые, боковые и круговые растяжки.
2
115-116
Шанэ влево и вправо с руками.
2
117-118
Переменный кавказский шаг с руками по кругу в паре.
2
119-120
Ингушский народный шаг; движения вперед, назад с руками.
2
121-122
Осетинский народный шаг с руками.
2
123-124
Осетинский шаг «Хонга-Кафт»- приглашение.
2
125-126
Дагестанский шаг с руками.
2
127-128
Кабардинский народный шаг «Удж-Кафа».
2
129-130
Горский грузинский народный шаг «Удж-Кафа».
2
131-132
Отработка пальцовки вперед и назад.
2
133-134
Повтор композиции чеченского девичьего танца; осетинского плавного танца; шуточного танца «Чепалгаш».
2
135-136
Отработка финалов чеченского девичьего танца.
2
137-138
Участие в концерте, посвященном женскому празднику.
2
139-140
Отработка движений: чеченского, осетинского, ингушского, горского с руками по кругу.
2
141-142
Участие танцевального коллектива в концертах, посвященных 1-9 Мая.
2
143-144
Экскурсия в Государственный чеченский ансамбль «Вайнах».
2
В году 36 недели.
4 часа в неделю, в том числе индивидуально:
Всего за год - 144 часов.
Календарно-тематический план занятий 2-го года обучения.
№
п/п
Тема
Кол.
час.
Гр. занятия
Инд.
зан.
Теор.
Практ.
1.
Знакомство с различными жанрами танцевального искусства.
3
3
2.
Овладение простыми элементами хореографии.
40
2
28
10
3.
Постановка танцев с несложными танцевальными рисунками, в умеренном темпе.
46
6
30
10
4.
Развитие сценического мастерства.
15
2
10
3
5.
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
40
34
6
В году 36 недели.
4 часа в неделю, в том числе индивидуально
Всего за год - 144 часов.
Календарно-тематический
план занятий 3-го года обучения
№
п/п
Тема
Кол.
час.
Гр. занятия
Инд.
зан.
Теор.
Практ.
1.
Осваивание сложных ритмических элементов русского народного танца (дробей, пересечей).
34
2
22
10
2.
Развитие исполнительского мастерства.
10
1
9
3.
Постановка танцев с использованием усложнённых элементов.
60
6
42
12
4.
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
40
34
6
В году 36 недели.
4 часа в неделю, в том числе индивидуально
Всего за год - 144 часов.