- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Умные пальчики
Программа внеурочной деятельности Умные пальчики
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кассирова И.А. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа курса внеурочной деятельности «Умные пальчики» (совершенствование речевой деятельности, развитие мелкой моторики)
Пояснительная записка Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогает, избавится от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания). Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? В помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке (см. книгу Е.Н. Потаповой «Радость познания». - М.: Просвещение, 1990). Дополнительный час занятий 1 раз в неделю по программе призван помочь начинающему школьнику. Цель обучения - совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с текстом; развитие интереса к чтению и книге. Задачи:
- способствовать развитию монологической и диалогической речи;
- формированию коммуникативной компетенции учащихся;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковых игр, штриховки;
- учить проговаривать и запоминать пальчиковые игры;
- закреплять знания детей о временах года, пополнять знания детей о жизни животных, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к процессу работы, желание довести начатое дело до конца.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности «Умные пальчики»
Личностными результатами изучения курса «Умные пальчики» являются понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной культуры человека; восприятие русского языка как явления национальной культуры; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка и литературного чтения.
Метапредметными результатами являются:
- регулятивные: планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
- познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, энциклопедиях и др.); находить, характеризовать, анализировать, сравнивать единицы языка: звук, буква, часть слова, слово, простое предложение; составление слов, предложений, текстов; строить речевое высказывание доступное для понимания слушателям;
- коммуникативные: учитывать разные мнения, договариваться и приходить к единому решению; задавать вопросы, уточняя непонятое.
Предметными результатами являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, слово, простое предложение; способность контролировать свои действия.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития речи учащихся (тест на определение словарного запаса и уровня развития речи «Назови слова», тест на оценку словесно-логического мышления);
- Текущий контроль:
- Итоговый контроль в формах:
Формы подведения итогов: - занимательные упражнения (викторины, учебные ситуации, загадки, кроссворды, пословицы); - индивидуальное моделирование и конструирование; - подготовка и защита творческих работ.
Содержание программы «Умные пальчики»
1 класс (32 часа)
Речь. Предложение. Слово. Речь устная и письменная. Выделение из речи предложений. Предложение и слово. Составление предложений. Слова - названия предметов. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по значению, многозначные). Различение слова и предложения. Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слова. Установление числа и последовательности звуков в слове. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Развитие речи. Развитие фонематического слуха. Упражнения по отработке четкости произнесения слов. Составление предложений по рисункам. Составление рассказов по картинкам. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при его самостоятельном чтении. Устные ответы на вопросы учителя. Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение альбома и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма. Развития глазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховки и др.).
Тематический план (32 часа, 1 час в неделю)
№
Дата план.
Дата факт.
Тема
Часы
Тема обучения грамоте
Тема по развитию речи
Формы занятия
1
Лето
1
Составление текста
Развитие мышления, устное сочинение
Беседа, устное сочинение детей
2
Репка, Колобок
1
Русские народные сказки
Составление пересказа
Практическое занятие с элементами игры
3
Лес
1
Звуки гласные и согласные
Лексика и словообразование
Экскурсия
4
Цветы на клумбе
1
Буквы а и о
Дифференциация звуков,
составление словосочетаний
Урок-наблюдение
5
Транспорт
1
Буква м
Лексика по теме, словообразование
Практическое занятие с элементами игры
6
Порядок
1
Буква н
Предлог на
Работа в парах
7
Краски
1
Буква р
Цвета и оттенки
Работа в малых группах
8
Лягушата
1
Буква л
Звук [л]. Автоматизация звука
Работа со справочной литературой
9
Шары
1
Буква ы
Образование множественного числа
Работа в парах
10
Паук и Муха
1
Буква п
Дифференциация звуков [п] и [п'], составление словарных цепочек
Практическое занятие с элементами игры
11
Бабочка
1
Буквы б - п
Сочинение-описание
Сочинение-описание
12
Виноград
1
Буква в
Использование предлогов, лексика
Практическое занятие с элементами игры
13
Фонтан и вода
1
Буквы ф - в
Дифференциация звуков [ф] - [в], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
14
Кактусы
1
Буквы к и т
Решение логической задачи,
аргументация
Практическое занятие с элементами игры
15
Роботы
1
Буквы д - т
Дифференциация звуков [д] - [т], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
16
Жук
1
Буква ж
Дифференциация звуков [ж] - [ш], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
17
Шмель
1
Звук ш
Дифференциация звуков [ж] - [ш], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
18
Самолет
1
Буква с
Звук [с]. Лексика
Работа со справочной литературой
19
Снеговик
1
Буквы з - с
Дифференциация звуков [с] - [з], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
20
Елка
1
Буква е
Составление пересказа
Составление пересказа (практическое занятие)
21
Клюква
1
Буква ю
Составление пересказа
Составление пересказа (практическое занятие)
22
Интонация. Ягоды и львенок
1
Буква я
Развитие мышления, устное сочинение
Беседа, устное сочинение
23
День
1
Мягкие согласные звуки
Развитие мышления, устное сочинение
Беседа, устное сочинение
24
Цыпленок
1
Буква ц
Составление пересказа
Составление пересказа
25
Черепаха
1
Буква ч
Развитие мышления,
Викторина
26
Щенок и щетка
1
Буква щ
Развитие мышления, устное сочинение
Устное сочинение
27
Часы
1
Дифференциация звуков
ц - ч
Дифференциация звуков [ц] - [ч], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
28
Мыши
1
Дифференциация звуков с - ш
Дифференциация звуков [с] - [ш], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
29
Кухня. Игровой материал
1
Предметы
Лексика по теме, словообразование
Практическое занятие с элементами игры
30
Листья. Времена года
1
Признаки предметов
Лексика по теме, словообразование
Урок-экскурсия с привлечением родителей
31
Камень и львенок
1
Действия предметов
Развитие мышления, устное сочинение
Игра
32
Космос, ракета
1
Составление текста из предложений
Развитие мышления, устное сочинение
Викторина, игра
Список литературных источников
Список литературы для учителя Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 2009. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок./Для начальной школы / - М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати - ВЯТКА», 2010. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М.: ВАКО, 2007. Новичихин Е.Г. 50 упражнений для развития речи, памяти, воображения и смекалки: Для начальной школы. - М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. - М.: ООО Астрель - ООО АСТ, 2011. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: ООО Астрель - ООО АСТ, 2009.
Список литературы для обучающихся
Андрианова Т. М. Букварь. - М., АСТ, Астрель, 2011. Андрианова Т. М. Спутник Букварядля читающих детей. - М., АСТ, Астрель, 2011.