Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте) на тему Звук ц, буква ц (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МКОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа им. Д.В. Пилюгина»

Ясногорского района Тульской области

Конспект урока

литературного чтения-

обучения грамоте (чтение)

в 1 классе

УМК «Перспективная начальная школа»



Разработала:

Альховицкая Инесса Михайловна ,

учитель начальных классов 1 категории



2015 год



Тема урока: Звук [ц], буквы Ц ц
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель урока: познакомить детей со звуком [ц] и буквой, которая обозначает этот звук. Выявление особенностей звука [ц ]
Задачи урока

  1. Учить выделять и характеризовать новый звук , находить его место в слове.
  2. Познакомить с буквой и запомнить образ буквы.
  3. Познакомить учащихся с условным обо­значением глухого всегда твердого звука [ц] .
  4. Учить читать слова с новой буквой по слогам и орфоэпически.
  5. Формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
6. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, воображение, творческую способность детей; навыки работы в мини-группах. 7. Организовать деятельность детей по принятию и удержанию цели. 8.Обучать планированию. 9. Учить оценивать свою деятельность. 10 Развивать монологическую речь, коммуникативные умения. 11. Воспитывать культуру учебного труда. положительные качества в процессе коллективной работы, воспитывать интерес к предмету


Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная Этап урока Содержание учебного материала Методы приёмы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД 1.Мотивационный момент. Психологический настрой.
Слайд №1 (1,2)
Слайд №1

Если вы дружны, то прикоснитесь ладошками друг к другу и поддержите друг друга, подарите друг другу чувство уверенности в том, что у вас всё получится. Посмотрите в глаза другу. Повторяйте за мной:

-Мы умные?

-Мы дружные?

Мы внимательные?

Мы старательные?

Мы отлично учимся?

У нас всё получится? Улыбнитесь друг другу, отпустите ладошки. Наш класс наполнился светом и счастьем!





Словес ный метод.
1 мин



Создаёт мотивацию к учебной деятельности, определяет содержательные рамки урока.


Эмоциональный настрой.













Регулятивные учатся ставить задачи.











2. Актуализация знаний и постановка проблемы Слайд №3 Слайд №4 - Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках литературного чтения? -Читать. Слайд №2(1.2) В народе говорят так: «Кто много читает, тот много знает». -Что же интересного вас ждёт сегодня на уроке. Понять это вы сможете, если отгадаете загадки. -Какой одинаковый звук есть во всех словах - отгадках?
-Звук[ц]

3 мин

Организует работу по повторению


Высказывают своё мнение (учимся читать, мыслить, рассуждать).

Регулятивные учатся высказывать свои предположения.

Слайд№5
Слайд №6
Форму лирова ние темы урока и его цели







-Сформулируйте тему урока. -Тема урока «Звук [ц] и буква, которая его обозначает». ) -Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока: -Познакомиться с новым … и с новой …; -дать характеристику новому звуку -учиться отличать новые … и … от других звуков и букв; -учиться читать … и … с новой буквой
Цель нашей работы такова: познакомиться с новым звуком и новой буквой; учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв; охарактеризовать новый звук

учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой







Проблем ная ситуа ция.

3 мин






Самостоятельная работа


Помогает учащимся поставить задачи урока

Побуждает к высказыванию своего мнения

После ответа учащихся открывает название темы урока.

Создаёт условия для восприятия названия темы урока
Дети работают у доски








Высказывают предположение

Дают характеристику звуку.
Дети озвучивают тему урока,
Дети высказывают предположения.
Ставят задачу.
Регулятивные учатся высказывать своё предположение.











Личностные: Развитие логического мышления.


Знакомство с новым звуком







Слайд №7



Слайд №8

Откройте учебник на стр. 110. Проверьте, мы правильно определили тему урока. Рассмотрите страницу, понаблюдайте.

Что вам учебник рассказывает о новом звуке?

-По условным обозначениям мы поняли , что звук[ ц] -согласный, глухой. ,всегда твёрдый.

- Как вы догадались?

Условное обозначение-квадратик без точки и запятой рассказал нам об этом.

-А все ли с этим согласны?

-А кто докажет практически. Почему этот звук согласный?, Глухой ? Всегда твёрдый?.

Дети доказывают с помощью зеркала, закрывая ушки. А можем ли мы доказать, почему он всегда твёрдый? Пока нет. Будем наблюдать.

К нам на урок пожаловали гости. Давайте отгадаем кто они?

Слайд с цаплей.

Звуковой анализ слова цапля

Послушаем, как цапля кричит.
Слайд № 9















Слайд №10






Слайд №11

Слайд №12






Слайд № 13






Слайд № 14, 15




Слайд № 16

-Отгадаем следующую гостью

Слайд «Синица»

Звуковой анализ слова синица.

Послушаем, как поют синички.

-Можем ли мы доказать почему наш новый звук всегда твёрдый?

-Нет.

Тогда отравляемся в учебник и самостоятельно прочитаем звуковые схемы на стр. 110

-Расскажите соседу, что вы заметили.

-А теперь расскажите, что вы наблюдали в схемах со звуком ц.

Что-то вас удивляет?

В словах цепь после ц слышим звук э. а видим букву е. а в слове цирк после ц слышим звук ы, но видим букву и.

О чём это говорит?

-Звук ц не могут смягчить ни буква е, ни буква и. Значит он всегда твёрдый.

-Какие ещё только твёрдые звуки вы знаете?

- Звуки ж. ш и наш новый звук ц

-А есть ли такие звуки, которые бывают только мягкие. Назовите их.

-Звуки ч, щ, й.

Найдите слово, у которого звуков меньше, чем букв.

-Цепь.

Почему так?

-ь звука не обозначает.

1.Посмотрите на слайд

-Кто изображён на слайде?

(Дети называют птиц: петух, индюк, гусь, цапля)

-Назовите их всех одним словом.

-Птицы

-Глаза закройте, отдохните.

(Перестановка рисунков). Что изменилось? (Дети находят изменения в порядке рисунков)

2) Исключите одно слово

( Цапля - птица дикая).

3. Физминутка

Встаньте и покажите, как стоит цапля ( важная птица одна рука на поясе, другая вперед клюв, на одной ноге)

- Очень трудно так стоять

- Ножку на пол не спускать

- И не падать, не качаться

- За соседа не держаться.

- А теперь на другой ноге.

- А теперь как птицы полетели и тихонько на место сели)


  • 5.Показ буквы.

  • Найдите место буквы Ц в алфавите.

  • С каким звуком познакомились?

  • Какой буквой обозначается звук ц?

« Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы «Ц».

Есть слова, где Ц - в начале,

Есть слова, где Ц - в конце …»

  • Назовите слова, в которых слышится новый звук.

Фронтальная работа.
Проблемные вопросы



Практический
Организует работу по актуализации знаний по теме



















Развитие речи


Работают над значением слов.

Создаёт условия для психоэмоцио нальной разгрузки учащихся


Побуждает к высказыванию своего мнения


Отвечают на вопросы

Высказывают свои варианты ответов

Дают характеристику звуку.


. Предметные Коммуникативные формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми.



Личностные: развитие памяти.







Работа по закреплению полученных понятий
Слайд №17








Работа по учебнику Азбука

1.Чтение слогов на странице 110

Чтение слов в столбике на странице 111

  • обратить внимание на слова цирк и церковь:

буквы гласных в первом слоге разные, но буква ц перед ними читается одинаково твёрдо.

Физминутка для глаз

_

3.Работа по тексту.

-Какую букву узнали?

  • Какие звуки обозначает буква ц?

Какой это звук?




Проблемные вопросы


.








Чтение хором и индивидуально.
Работают с иллюстрацией.


Познавательные: моделирование (условные обозначения).
Предметные: совершенствование навыка чтения, развитие речи, расширение кругозора. Итог урока Слайд № 18




Рефлексия Слайд №19







Слайд №20
Слайд №21, 22 - Какую цель ставили перед собой? Достигли мы цели? -Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность. -Кого из ребят в можете поблагодарить за помощь и активную работу? Давайте им похлопаем! Посмотрите на слайд и сделайте вывод о сегодняшнем уроке. Продолжите фразы.
-Я узнал -Мне понравилось -Я не понял
А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь - левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке - соедините их вместе. Сохраните эти знания, они послужат вам опорой при изучении нового материала.
Оцените свои знания. С помощью капелек или лучиков. Прикрепите их либо к солнышку, либо к радуге, либо к тучке.
Молодцы! Спасибо за урок!

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Подводят итог урока.
Регулятивные: учатся подводить итог своей деятельности.


© 2010-2022