Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Курс Введение в народоведение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Приобщение к истокам русской культуры

курс «Введение в народоведение»

Пояснительная записка. В современном мире происходят постоянные изменения, преобразования, которые находят свое отражение в обществе, соответственно и в самом образовании. «Образование, включающее в диалектическом единстве обучение и воспитание, и влияние на человека всей сферы реального жизнеустройства, которая по сути, является источником мотивации организованного обучения и воспитания, так и средой выбора человеком знаний, содержания образования, во все времена определяло развитие общества, его жизнеустойчивость», - отмечает Н.С.Речкин. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Он назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» . Для того, чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию, разработан курс М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение». Кроме познавательного он имеет важное воспитательное значение, так как показывает нарвственное и эстетическое богатство традиционной культуры способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Д.С.Лихачев. Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть «встроенным» в какую-либо систему. Но воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях. Поэтому в определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. В соответствии с этим определяется и современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.



































Особенности построения программы курса «Введение в народоведение».


Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества. Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации, потому программа курса построена по трем направлениям: «Природа и человек», «Домострой», «Историческое прошлое и настоящее народа». Реализация 1 года обучения построена на освоении проблемы «Единство годового круга жизни природы и человека». В основе раздела «Природа» особое значение имеет календарно-обрядовая культура. От поколения к поколению шло вдумчивое осмысление зависимости человека и окружающей природы, и в частности земледельческого труда. Так в народе была высказана идея определения взаимозависимости и взаимовлияний погодных и сезонных явлений на труд человека, его быт. Кроме передачи новым поколениям многовекового земледельческого опыта на обрядовой основе возникло и развивалось самобытное и национальное искусство. Приметы, пословицы, поговорки, заклички имеют свою художественную образность и выражены и объяснены они с помощью поэтического слова. Как отмечал К.Г.Паустовский, в народных приметах заключено много точного знания и поэзии, таким путем достигается особая сила воздействия на чувства и сознание человека, которые будут направлены на глубокую привязанность к земле, к родной природе. Эти качества - глубинное начало, которое нужно заботливо и настойчиво воспитать с малолетства. Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Проблемы взаимоотношений поколений, повышения роли семьи в общественной жизни остро стоят перед нашим обществом. Соответственно система занятий 2 года обучения направлена на освоение понятий «Дом», «Семья», «Человек». Основанная на многовековой традиции народная педагогика была направлена прежде всего, на воспитание человека. Апробированная и узаконенная многими поколениями система представляла собой пёстрое, многослойное, сложное, в чём-то и противоречивое целое. Она обеспечивала передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, общины, семьи. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума, чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности. Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина». Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина - принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Поэтому программа 3 и 4 классов посвящена освоению проблемы «История страны и храм души человеческой». Она решается на материале исторических жанров фольклора (былины, исторические песни, предания, легенды), научной и художественной литературе. Выявляется роль многих регионов России в истории страны и становлении национального характера, культуры; характерные особенности местных традиций в народном творчестве. Данный курс видится как стержневой в комплексе начальной школы. Это преподавание литературы, музыки, ИЗО, трудового обучения, окружающего мира, физической культуры. Содружество дисциплин, изучающий разный материал, но объединенных проблемами, поставленными в курсе народоведения, должны помочь целостному восприятию народной культуры. При этом интеграцию следует понимать как упорядочение, согласование и объединение всех предметов начальной школы. Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает разветвленную систему внеурочной и внеклассной работы (творческие кружки, посещение музеев, выставок, краеведческая и природоохранная работа). В результате у участников всего процесса работы складывается потребность в духовном общении, возникает единый круг интересов, особая эмоциональная, интеллектуальная, нравственная атмосфера. Она становится необходимой для каждого участника длительного, но разнообразного, закономерно развивающегося процесса освоения народной культуры.
































Формы и методы работы.
Младший школьный возраст - это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально-организованному учению. Смена ведущей деятельности - не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Г. К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки, поэтому объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Педагог даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть представляется конкретным игровым действиям. Объяснение сюжетной игры можно начать с предварительного рассказа о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывать национальным обычаям, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего и перейти к распределению ролей, причем для этого можно использовать считалки, назначить водящего или предоставить детям самим сделать выбор главной роли, всё это зависит от педагогических задач, которые необходимо решить. Но педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей активным самостоятельным действиям. Только в этом случае они имеют возможность научиться в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, реагировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Музейная педагогика как система образования и воспитания в последние годы находит широкое распространение в образовательных учреждениях. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают в игровой форме новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом. Музейные уроки - это эффективный способ социализации личности ребёнка. Музейные уроки и познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включён в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнёр. Ребёнок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того следует обратить внимание и ещё на одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а всё это в итоге - способ социализации личности ребёнка. Музейная педагогика в познании истории оказывает учителю и его воспитанникам неоценимую услугу. «Музей погружет в бесконечный мир образов, судеб, страстей и служит становлению души и разума. Музейная информация эмоциональна, т.к. музейный предмет воздействует на чувства человека».[6,3] Поэтому музейные уроки способствуют развитию интереса ребёнка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, дает возможность ребёнку погружения в историческое прошлое семьи, края, страны, способствует развитию исследовательской и проектной деятельности. «Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановки проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы».[3,7] Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создаёт единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребёнка. Неважно, каким творчеством занимается ребёнок, «лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие его личность: способности, разум, чувства», - подчеркивает А.В.Востер. [1,34] Всё это важно, всё это пригодится воспитаннику во взрослой жизни, в его профессиональной деятельности. Народная культура - источник неиссякаемой мудрости наших предков, обладающий воспитательным потенциалом. И воздействуя на ребёнка, культурное наследие предоставляет юному гражданину возможность узнать и увидеть много интересного и важного, что так необходимо душе и полезно в жизни. Сами же знания о народе, отношение, понятия о традициях народной культуры складываются в процессе занятий ребят и их участия в массовых мероприятиях. Массовые мероприятия - это маленькая дверь в большой мир детского познания, в котором взрослые - наставники и друзья. К таким формам работы относятся: литературные часы и гостиные, встречи и вечера, выставки и экспозиции, экскурсии и конференции, праздники, посиделки, ярмарки - ведь здесь ребята демонстрируют результат своего труда, делятся опытом, получают огромный воспитательный заряд. Всё это способствует эффективности данной работы с детьми, которая не оставляет равнодушным сердце воспитанника. Ведь «интерес + самостоятельность + значимость личности взрослого + общественная ценность + актуальность + проблемная ситуация + успех + креативность обстановки, вот, - по определению Ю.А.Гриханова, - слагаемые эмоциональной отзывчивости школьников»[2,31] И частичка этого большого процесса в приобщении к традициям народной культуры. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.







Ожидаемые результаты реализации программы.


В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности. Личностная культура: - готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; - сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.; - развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения; - готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; - способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; - трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; - осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей. Социальная культура - сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей; - вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; - готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; - развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; - свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; - доверие к другим людям, общественным и государственным институтам; - забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия. Семейная культура - сформированность отношения к семье как к основе российского общества; - приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; - бережное отношение к жизни человека, продолжение рода


























Тематическое планирование.

1 класс

«Человек и природа в народной культуре»

(33 часа) Тема Содержание Кто мы? Откуда мы? Чем мы живы? Понятие о народе, культуре. Что сегодня за день? Как по нему судить о предстоящей погоде? Народные пословицы, приметы, присловья о временах и о погоде. Всякому лету аминь. Обряды и обычаи жатвы. Первые праздники осеннего календаря. С Новым годом, с новым урожаем! Осеннее новолетие. Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы. Льняные смотрины. Осенняя ярмарка. Матушка Покрова, покрой сыру землю. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народной традиции. 12 ноября - Синичкин день. Птицы зимующие в твоём краю. Кузьминки - первый зимний праздник. Слово - творец особой художественной реальности. Художественная условность. Старинные детские игры. Особенности народного поэтического слова. Готовимся к зимним святкам. Главный зимний праздник. Состав праздника. Обряды и обычаи зимних святок. Побеждай, люди. Понятие о историко-культурной сложности образа св. Николая. Связь образа с праздником Рождества. На Западе встречают Рождество Христово. Понятие о сложном духовном смысле праздника его отражения в западно-европейской культуре. Рождественский сочельник. Образ праздника Рождества Христова в русской национальной традиции. Зимний солнцеворот и зимнее новолетие. Зимние обряды и обычаи твоего края. Сказка, сказка, открой свою тайну! Сказки о животных и волшебные сказки. Пережитки в них древнего одушевления природы. В гостях у Василисы Премудрой. Образ женщины в народном прикладном искусстве, загадках, волшебных сказках. Февраль зиму замыкает. Сретенье - первая встреча весны. Ждем весну. Образ праздника в русской народной традиции. Вводное занятие. Душа ль моя, Масленица! Учимся печь блины. Праздничная кухня и угощения Сырной недели. «Прощай, Масленица!» Праздник, посвященный проводам зимы. Учись доброму, худое само на ум придёт. Духовный смысл поста в русской народной традиции. Традиционное рукоделие в Великий пост. Вышивка, шитьё, кружево. Добро творить - себя веселить! Традиционное рукоделие в Великий пост. Ткачество. Работа с бисером. Сами готовим детский вербный базар. Традиции детского подарка на Вербное воскресенье. В день свят суеты спят, душа радуется. Традиция пасхального подарка. Христос воскресе! Воистину воскресе! Занятие праздник. Идея обновления жизни в народной христианской традиции. Искусство колокольного звона на Руси. Доброе семя - в добрую пору. Обряды и обычаи весенней пахоты и сева. Радуйся, берёзка, радуйся, зелёная! Народные обряды и обычаи Троициной недели. Прославление расцветающей природы. Здравствуй, лето красное! Знакомство с главными летними праздниками. Летние обряды, обычаи, традиции твоего края. Играем в старинные детские игры. Занятие праздник, завершающее школьный год. Накопление материала для работы над особенностями народного поэтического слова как творца особой художественной реальности.

2 класс.

«Человек и семья в народной культуре»

(34 часа) Тема Содержание Вводное занятие «Порядком дом стоит» Объем понятия «дом» По небу широко, по земле далеко. Мир вокруг дома. За чем пойдешь, то и найдёшь. Мир деревни. Общая композиция традиционного дома с подворьем. Дворец, что город, изба, что терем. Русское деревянное зодчество. Не бравшись за топор, избы не срубишь. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем. На всякий случай свой обычай. Интерьер крестьянского дома. Своя хатка - родная матка. Праздничное и повседневное убранство дома. Хозяйка красна и изба весела. Праздничное и повседневное убранство дома. На свет народился - с людьми породнился. Термины родства и свойства. Вся семья вместе - так и душа на месте. Внутренний строй крестьянской семьи. Воспитывай лаской, а не таской. Поэзия пестования и ее роль в становлении эмоционально-эстетической сферы. Добрые дети - дому венец, злые дети - дому конец. Игровая культура детства и отрочества. Хожу я, гуляю вдоль хороводу. Календарно-обрядовая деятельность и участие в ней детей. Семейный горшок всегда кипит. Застольный этикет. Поле красно стогами, а изба пирогами. Праздники и традиции гостеприимства. Корми деда на печи, сам будешь там. Народные представления о нравственных обязанностях младших перед старшими. Здоровью цены нет. Народные принципы здорового образа жизни.

3 класс

«Историческое прошлое и настоящее народа»

(34 часа) Тема Содержание Где жить там и слыть. Предания о возникновении населенных мест. Заглянем в историю своего села. Чуден свет - дивны люди. Земля наш дом, все народы в нём одна семья. Жить в соседях - быть в беседах. Предания об иных неславянских племенах и народах. Были три брата. Древняя Киевская земля и её роль в истории трёх восточнославянских народах. Новгород, Новгород, - а постарше старого. Роль князей Рюрика и Рюриковичей в истории русского народа. Веру переменить - не рубашку переодеть. Крещение Руси и утверждение христианства на Руси. Что город, что норов, что край, то обычай, что народ, то вера. Древние языческие верования разных племен и народов. Краше красного солнышка, светлее ясного месяца. 1. Символика древнерусского храма. Древнерусская живопись, духовная культура и музыка. 2. Знаменательные сопряжения важных дат в истории России через образы живописи, архитекруры, литературы. 3. Роль Киево-Печерского монастыря в русской истории и его значение для формирования нравственного идеала народа. Как поживёшь, так и прослывёшь. 1. Владимир Красное Солнышко и святорусские богатыри. 2. Подвиг князей Бориса и Глеба (1015г.) 3. Александр Невский (1261-1303) 4. Жизненный подвиг Сергия Радонежского.


4 класс.

«Историческое прошлое и настоящее народа»

(34 часа)

Тема Содержание Матушка Москва - золотая голова. 1. Собирание русских земель вокруг Москвы и победы русских воинов в борьбе со степью. 2.Легенды, предания, духовные стихи, исторические песни XIV-XVIв.в. 3.Князь Дмитрий Донской и победа на Куликовом поле. 4. Время Ивана Грозного (исторические песни и предания об Иване Грозном и Ермаке). Не только звону, что в Москве. 1. Древние русские города и их роль в истории народа (по преданиям и легендам). Гербы российских городов.

2. Предания, легенды, присловья и жителях разных мест России их занятиях, характере, нравах.

3. Значение культурно-хозяйственного подвига русских монастырей в истории народа.
У каждого времени свои песни. 1. История народа XVII-XVIIIв.в. в исторических, солдатских, ямщицких песнях. Смутное время. 2. Эпоха Петра Первого. 3. Крестьянские восстания под предводительством Емельяна Пугачёва и Степана Разина. Киев - мать, Новгород - отец, Москва - сердце, Петербург - голова, Смоленск - щит. 1.Защита сложившегося единства страны в Отечественных войнах 1812г. и 1941-1945г.г. по историческим песням, частушкам, воспоминаниям современников. 2. Послевоенное время. Современная Россия. Что такое «моё Отечество?» Нижний - сосед Москве ближний. Торги, ярмарки как великие смотрины народного умения и способностей. Во всяком посаде в своём наряде. Традиционный народный костюм разных областей России. Северорусский, южнорусский, среднерусский комплекты народной одежды. Традиционная народная одежда твоего края. В какой народ придёшь - таку и шапку наденешь. История одежды - история народов. Взаимовлияния и взаимосвязи культуры разных народов России и мира, отраженные в народной одежде, в названиях отдельных частей и деталей. Славна Астрахань - осетрами, Сибирь - соболями. Традиционные промысловые занятия разных областей России в истории народа и в его международных связях. Роль твоего края в жизни России. Людям на потешенье, всему свету на удивленье. Традиционные художественные промыслы твоего края и их место в жизни народа и отдельного человека. Не за горами, а за дворами. Традиционные художественные промыслы твоего края и их место в жизни народа и отдельного человека. Что двор, что говор. Языки и диалекты разных регионов России. Как проживешь, так и прослывешь. История фамилии и история народа. Что может рассказать твоя фамилия. Вы, по-вашему, а мы по-нашему. Локальные певческие, музыкально-инструментальные и хореографические традиции разных регионов. Царство разделится, скоро развалится. Взаимовлияния и взаимопомощь друг другу разных народов. Не продажное, а заветное. Лучшее в истории твоего народа, что оставило, по твоему мнению, сильный след в его характере. Где кто родился, там и пригодился. Кем и каким бы ты хотел стать, чтобы продолжить историю, судьбу, жизнь твоего народа и увеличить его вклад в историю других людей и народов Земли. Что было - то видели, что будет - увидим. Помечтаем о будущем родной земли.













































Список литературы.

  1. Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребёнка.// Доп. обр. - 2006.-№2
  2. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 1984
  3. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп. обр.-2002.-№8
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Конепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»

  5. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. - М.: Советская Россия, 1984.
  6. Музейные уроки в образовательных учреждениях/ Сост. Л.А.Першина и др. - Волгодонск, 2005
  7. На пути к саморегуляции в процессе преподавания и научения. // Завуч. - 2001-№1
  8. Новицкая М. Ю. Факультативный курс «Введение в народоведение». // программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.- Часть 2
© 2010-2022