Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочность

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя школа № 2 г Грязовца»






Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»







Исполнитель: Новаковская Светлана Владимировна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя школа № 2 г Грязовца»


















Технологическая карта урока


Предмет ____основы духовно-нравственной культуры народов России (светская этика) Класс _______4__________ Базовый учебник Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Тема урока Дружба и порядочность Цель урока _ создать условия для формирования представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности, о качествах, которыми должен обладать настоящий друг

Задачи урока: _

  • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба».

  • Познакомить с толкованием слов «дружба», «друг», «приятель». «товарищ».

  • Учить слушать, понимать и помогать друг другу.

  • Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, воспитывать уважение к одноклассникам.

  • Развивать умение анализировать свои поступки и окружающих.

Тип урока открытие новых знаний Необходимое оборудование _учебник, карточки с заданиями для групп, мультимедийный проектор Критерии достижения цели урока Предметные результаты: Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Общий прием решение задач. Способность к анализу и синтезу информации. Способность делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; представление информации в виде схемы (кластера). Регулятивные УУД: Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке. Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение. Контролировать и оценивать свои действия. Определение важности или необходимости выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях; использование в работе литературу. Коммуникативные УУД: Умение работать в команде (в паре). Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные результаты: Формирование у обучающихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга. Основные понятия, изучаемые на уроке: Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Создает эмоциональный настрой на урок

Послушаете стихотворение О. Самира «Дай Бог» и определите тему урока.

Читает ученик:

Дела, дела… Забот круговорот,

И душу непрестанно что - то гложет…

Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,

Кто просто так, по - дружески, поможет.

Болезнь без приглашения придёт,

Несчастье тоже - в дверь стучать не станет…

Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,

Кто вытянет, поддержит, не оставит…

Грех сладок и прилипчив. Словно мёд:

Запачкался - и в жизни не отмыться…

Дай Бог, чтоб оказался тот,

Кто не позволит грешному свершиться.

Проходят чередой за годом год.

Цветение садов сменяет вьюга…

Дай Бог, чтобы всегда был рядом тот,

Кого ты называешь просто другом.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?

Озвучивает тему и цель урока.

- Давайте прочитаем тему в учебнике.

-Определите цель урока

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

- Составим план нашего урока. На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

Слушают стихотворение


Мы сегодня будем говорить о дружбе, друзьях, о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание

Дружба и порядочность.

Уточнить понятия «дружба» и «порядочность», какого человека можно назвать другом

Что такое дружба?

Что такое «порядочность»?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Личностные: мотивация к учебной деятельности,

желание учиться, проявление интереса к

изучаемому предмету.

Познавательные : самостоятельное

выделение и формулирование цели

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

удерживать цель деятельности до получения результата.

2





3

Актуализация знаний

Открытие новых знаний

- Знакомы ли вам слова «дружба» и «порядочность»?

- Что же такое «дружба», как вы понимаете это слово?

- А что такое «порядочность»?

- Давайте составим информационную карту слов «дружба», «порядочность».

Предлагает групповые задания

Информационная карта

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочностьУрок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочность

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочность

Прочитайте определение слова «дружба» из словаря В.И.Даля.
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

П

Информационная картаонятие «порядочность». Работа с учебником. Составление информационной карты

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочностьУрок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочность

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочность

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочностьУрок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочность

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочность


- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность.
- Приходилось ли вам слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? Что означает слово «порядочный»?
-Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?


Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Высказывают предположения

Работают в группах,

находят информацию в учебнике, толковом словаре, составляют информационную карту слов




-Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок - верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое, оценивать ситуации с позиции правил поведения и этики

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять модели для получения информации, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, обосновывать свой выбор, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде


-На какой следующий вопрос мы будем искать ответ?

Предлагает групповые задания.

- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми должен обладать настоящий друг.

доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

- Очень часто мы употребляем слово друг, но также мы слышим слова «приятель», «товарищ». Чем отличаются эти слова?

-Настоящий друг - кто он?

Работают в группах, подчеркивают характеристики

Уточняют понятия в учебнике на с. 52

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять модели для получения информации, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, обосновывать свой выбор,

4





















5





















6

Включение нового знания в систему



Первичная проверка знаний



Первичное закрепление знаний

- Давайте обсудим, какие правила необходимо выполнять настоящим друзьям.

Предлагает групповые задания.

- Почему не всегда получается дружить? Почему распадается дружба? Подумайте, какие могут быть причины, из-за которых чаще всего могут быть ссоры?

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Дружба испытывается не столько бедами, сколько мелочами. Почему - то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность - сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.

-В группах обсудите ситуации и ответьте на вопрос «Как бы я поступил?».

Предлагает групповые задания.

-Как вы думаете, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

- Почему говорят: «Найти хорошего друга - это только половина дела: нужно ещё самому быть таким»?

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме Дружба и порядочность

В группах составляют свои правила дружбы

На доске записываются высказывания детей, например:

- непонимание друг друга

- неумение выслушать

- нежелание уступить

- стремление отстоять свою точку зрения

- обида на любое замечание

- нежелание критически оценить свои поступки

- равнодушие и т.д.

Обсуждают ситуации на с. 56 (задание 2), обмениваются мнениями, находят пути решения проблемы

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений.

Находят начало и конец пословицы, делают вывод

Коммуникативные: слушать собеседника, воспринимать текст, находить в тексте необходимую информацию, проявлять активность для решения познавательных задач, составлять высказывания, формулировать собственное мнение и позицию









Регулятивные:

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности

8

Рефлексия

Составьте синквейн о дружбе

Дружба

Близкая, бескорыстная

Сближает, связывает, выручает

Друзья познаются в беде

Порядочность

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность,

выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности, формировать собственное мнение, позицию.

7

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию

На выбор:

1. Напишите небольшой рассказ о своем друге.

2. Найдите произведения о дружбе и друзьях, создайте список- рекомендацию для чтения своим одноклассникам.

Получают консультацию по выполнению домашнего задания



© 2010-2022