- Преподавателю
- Начальные классы
- КТП по литер. чтению Школа России 3 кл
КТП по литер. чтению Школа России 3 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мацакова С.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ п/п
Наименование раздела и темы
Кол-во часов
Основные понятия и термины
Знания и умения обучающихся
I четверть
Самое великое чудо на свете (3 ч.)
1
Рукописные книги Древней Руси
1
Рукописные книги, Древняя Русь, форзац, условные обозначения.
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
2
Первопечатник Иван Федоров
1
Посох, друкарь, напраслина.
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
3
Урок-путешествие в прошлое. Тест №1 по теме «Самое великое чудо на свете»
1
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев;
пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
Устное народное творчество (8 ч.)
4
Русские народные песни.
1
Фольклор, калядка. невзгодою, кликати., лукошко, заклички
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
5
Докучные сказки.
1
Докучные сказки, «докука», промысел, гжель, хохлома, дымковская игрушка.
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части.
6
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1
Народные сказки, авторские сказки. Хоромы, сказка, котлы чугунные, ножи булатные
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
7,8
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
2
Караулы, позарился,
наутёк, похитник,
задолит
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
9,10
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
2
Вещая каурка, баловать, добрая пшеница, худая, одежонка
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
11
Урок-КВН по теме «Устное народное творчество». Тест №2 по теме «Устное народное творчество»
1
типография
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
Поэтическая тетрадь 1 (8 ч.)
12
Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
1
Олицетворение, резвяся, перлы, проворный, гам, нагорный, зефир (борей)
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
13
Ф.И.Тютчев «Листья
1
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
14
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
1
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
15
И.С. Никитин «Полно, степь моя, беспробудно», «Утро»
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
16
И.С. Никитин «Встреча зимы»
1
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части.
17
И.З. Суриков «Детство».
1
Прялка, перезябнешь, светец, лапти.
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
18
И.З. Суриков «Зима».
1
Лапти, светца, прялка, сравнение, пеленою.
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
19
Урок-путешествие в Литературную страну. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1»
1
Ритм, рифма, эпитеты, олицетворение.
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
Великие русские писатели (17 ч.)
20
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета».
1
Император, сонливость
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
21
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения; выразительно читать произведения наизусть
22
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
Уметь определять тему и главную мысль произведения; выразительно читать произведения наизусть
23,
24,
25
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
3
Светлицы, удел,
повариха, ткачиха
аршин, пир, грамота, указ, лук, зыбей, клёв, чародей, маковки церквей, колымагах, двор, престоле, не привальный, терем
изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витязь, четами, дозор обходит, булат, неуказанным товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу
Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. интонацией передавать настроение, делить текст на части
Передавать настроение героев сказки; уметь анализировать поступки героев, выделять главную мысль и составлять картинный план.
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части.
26
И.А. Крылов «Мартышка и очки».
1
Проза, басня. Мартышка, дюжина, полдюжины, темя, нанижет, невежда, познатней
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
27
И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» .
1
Образ, кум, ужимки, сатира, на руку нечист
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
II четверть
28
И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
1
Лесть, льстец,
гнусный, взгромоздиться, пленил, вещуньина, зоб
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
29
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком».
1
Риза, утёс, лазури
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
30
М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».
1
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
31
Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний)
1
Муравейное братство
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
32
Л.Н. Толстой «Акула»
1
Якорь, артиллерист, застлал
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
33
Л.Н. Толстой «Прыжок».
1
Мачта, аршин, раззадорился
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения.
34
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
1
Ощетинился, засовы
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.
35
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из моря?».
1
Алмазы
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части.
36
Литературный праздник (Обобщающий урок). Тест №4 по теме «Великие русские писатели»
1
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части.
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч.)
37
Н.А. Некрасов «Славная осень! Здоровый ядрёный…», «Не ветер бушует над бором»
1
Поблёкнуть, палицей
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
38
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
1
Гинут, сажании, гуторя, баграми, гурьбой, зипуном
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
39
К.Д. Бальмонт «Золотое слово»
1
Кутерьма
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
40
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»
1
Благовонный
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
41
Урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест №5 по теме «Поэтическая тетрадь 2»
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
Литературные сказки (7 ч.)
42
Д.М. М-Сибиряк. Присказка к «Алёнушкиным сказкам»
1
Задал, стрекача
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
43
Д.М. М-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
1
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
44
45
М.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
2
Присутствие духа
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
46
47
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
2
Исстари, платки рубить, студенец, горнице, почивать
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
48
Урок-КВН. Обобщающий урок по теме: «Литературные сказки». Тест №6 по теме «Литературные сказки»
1
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
III четверть
Были и небылицы (7 ч.)
49
М. Горький «Случай с Евсейкой».
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
50
51
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»..
2
Сварливая, торба
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
Уметь определять тему и главную мысль произведения; выразительно читать произведения наизусть
52
53
54
А. Куприн «Слон».
3
Вершка, пудов
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
55
Урок-путешествие по «Былям и небылицам» Обобщающий урок. Тест №7 по теме «Были-небылицы»
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
Поэтическая тетрадь 3 (4 ч.)
56
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон».
1
Тискаешь, рвется прочь, в свой черед, брыкаться, притиснешь, капут, вьюшко, бисер
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
57
А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».
1
Ветхий, лампадка, внемлю, дремные покровы, покров
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
58
С. Есенин «Черёмуха».
1
Пряная, вкрадчиво
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
59
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Обобщающий урок. Тест №8 по теме «Поэтическая тетрадь 1»
1
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
Люби живое (13 ч.)
60
М. Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний)
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
61
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
1
Кладовая
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
62
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
1
Хатка
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части.
63
В.И. Белов «Малька провинилась».
1
Батявка, плёсо
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
64
В.И. Белов «Ещё раз про Мальку».
1
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
65
В. Бианки «Мышонок Пик».
1
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
66
В. Бианки «Мышонок Пик».
1
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
67
68
69
Б.С. Житков «Про обезьянку»
3
Десятина, казенный, контора
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части.
Уметь: определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
70
В.П. Астафьев «Капалуха».
1
Валежник, космы, просека
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части.
71
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
1
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.
72
Урок-конференция «Земля- наш дом родной». Обобщающий урок. Тест №9 по теме «Люби живое»
1
Знать авторов и их произведения, которые были изучены ранее; работать в группе.
Поэтическая тетрадь 4 ( 5 ч.)
73
С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
74
А.Барто «Разлука», «В театре»
1
Балет, гамма.
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
75
С.В. Михалков «Если».
1
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
76
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
77
Обобщающий урок «Крестики-нолики». Тест №10 по теме «Поэтическая тетрадь 2»
1
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч.)
78
Б. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
1
Штукарное и малярное дело, академия
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
IV четверть
79
А.П.Платонов «Цветок на земле».
1
Осерчал, уморились, нынче, глаза смежать, русская печь
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
80
А.П.Платонов «Цветок на земле».
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
81
А.П.Платонов «Ещё мама».
1
Оробел, ступай
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
82
А.П.Платонов «Ещё мама».
1
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
83
М. Зощенко «Золотые слова».
1
Абсурд, прельщала
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
84
М. Зощенко «Золотые слова»
1
85
М. Зощенко «Великие путешественники».
1
космография
Уметь определять тему и главную мысль произведения; выразительно читать произведения
86
М. Зощенко «Великие путешественники».
1
87
Н. Носов «Федина задача»,
1
Титулярный советник, полуденный
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
88
Н. Носов «Телефон»
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
89
Урок-конкурс по разделу« Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Обобщающий урок по теме. Тест №11по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
1
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
По страницам детских журналов (5 ч.)
90
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (в сокращении)
1
Периодическая печать
Уметь определять тему и главную мысль произведения; выразительно читать произведения
91
Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
1
Вежливость, доброта, отзывчивость
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
92
Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».
1
Легенда
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план
93
Р. Сеф «Весёлые стихи»
1
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
94
Читательская конференция « По страницам детских журналов». Тест №12 по теме «По страницам детских журналов»
1
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
Зарубежная литература (8 ч.)
95
Мифы Древней Греции.
1
Вельможа, погреб, сидеть сложа руки, скитаться, несся, как ветер, прибрежный утес.
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
96
Мифы Древней Греции.
1
97
Древнегреческий миф «Храбрый Персей»
1
Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; анализировать поступки главных героев; пересказывать с опорой на картинный план; делить текст на смысловые части
98
Древнегреческий миф «Храбрый Персей»
1
99
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
1
Сметано, озираться, и меня однажды провели, орава, несуразный, подойник, ликующий
Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части
100
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
1
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
101
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
1
Уметь анализировать взаимоотношения героев; читать осознанно текст художественного произведения
102
Урок-обобщение за год. Тест №13 по теме «Зарубежная литература»
1
Уметь определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС НОО, программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение».
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели изучения курса:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 3 классе на изучение литературного чтения отводится: количество часов в неделю по программе: 3 ч. (34 учебные недели), количество часов по учебному плану: 102 ч.
Тематическое планирование
-
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Самое великое чудо на свете
8
2
Устное народное творчество
3
2
Поэтическая тетрадь 1
8
3
Великие русские писатели
17
4
Поэтическая тетрадь 2
5
5
Литературные сказки
7
6
Были-небылицы
7
7
Поэтическая тетрадь 3
4
8
Люби живое
13
9
Поэтическая тетрадь 4
5
10
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок
12
11
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки»
5
12
Зарубежная литература
8
Итого:
102
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, приз навать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса.
Обучающиеся должны уметь:
- владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70 - 75 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
- понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
- работать с толковым словарем;
- использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, логические и психологические паузы, мелодика);
- составлять образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);
- овладевать способом чтения «по догадке»;
- делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
- определять тему и главную мысль произведения;
- соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- составлять простой план произведения;
- пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);
- выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
- ставить вопросы к прочитанному;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
- выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;
- выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;
- использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение).
Обучающиеся должны знать:
- наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
- названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
- народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.
УМК
№ п/п
Автор
Наименование
Издательство, год
1
Е.С. Савинов
Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
М.: Просвещение, 2011
2
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.
Литературное чтение: Учебник: 3 класс: в 2 ч
М.: Просвещение, 2013
3
Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч
М.: Просвещение, 2015
4
CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Климановой Л.Ф. «Литературное чтение. 3 класс».
М.: Просвещение, 2013.
5
Кутявина С.В.
Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс
М: ВАКО, 2014
6
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции school-collection.edu.ru