Урок на тему: Охрана животных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Природоведение 3 класс



Тема: «Охрана животных» Цели урока: Продолжить формировать понятие животные - живые организмы, познакомить детей с Красной книгой; повторить экологические правила, которые должны выполнять люди; расширить и углубить знания детей о животных, внесённых в неё; раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны; воспитать бережное отношение к природе.

Ход урока 1.Организационный момент Прозвенел звонок Начинается урок. Урок на тему: Охрана животных - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.- Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. - Вдохните в себя теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. - Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.

2. Проверка домашнего задания На прошлом уроке мы познакомились с размножением и развитием животных. - Давайте вспомним, как размножаются и развиваются насекомые? Вставь пропущенные слова: 1 Яйцо - личинка - …. - бабочка. (куколка) Кратко расскажите. - Давайте вспомним, как размножаются и развиваются земноводные? 2 Икринка - … - лягушка. (головастик) Кратко расскажите. - Давайте вспомним, как размножаются и развиваются рыбы? 3 … - малёк - взрослая рыба.( икра)Кратко расскажите. - Давайте вспомним, как размножаются и развиваются птицы? 4 Яйцо - …. - взрослая птица. (птенец) Кратко расскажите. - Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных? - Чем звери выкармливают своих детёнышей? Поэтому их ещё называют млекопитающие. Как они заботятся о них?

3. Сообщение темы урока. - Ребята, посмотрите на стенд. Как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы на этих фотографиях! Ими б только восхищаться, поражаясь сколь щедра на выдумки природа, но есть одно но….. - Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить. Охраняется Красной книгой Столько редких зверей и птиц Чтоб пустыни нагрянуть не смели Чтобы души не стали пусты Охраняются звери, охраняются змеи Охраняются даже цветы. Красная книга Красная, Может значит она, что природа умрёт? Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт. - Кто из вас сможет назвать тему урока? ( Красная книга.) - Сегодня мы с вами будем говорить об охране животных и о Красной книге. 4. Новый материал 1) Рассказ учителя. Я ещё раз попрошу вас посмотреть на стенд. Все эти животные занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Каждый из вас слышал о Кр. Книге, но не все знают её историю. С целью охраны и сохранения исчезающих видов животных и растений в 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки и издали их в виде книги. Это была первая Красная книга. В 1980 году была издана Красная книга Украины. Растения и животные, занесённые в эту книгу, охраняются законом. - А почему красная, а не жёлтая, синяя? - Что же символизирует красный цвет? Дети: Это сигнал опасности, тревоги. - Правильно! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться опасность!» 2) Сообщения детей о редких животных. Журавль-красавка В мире 14 видов журавлей. Журавли разных видов имеют общие сходства: у них длинные ноги, шея, большой клюв, они стройны. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Журавль-красавка мельче других журавлей. Излюбленные места гнездования красавки - целинные степи различных типов. Может гнездиться в озимых хлебах. Гнезда красавки устраивают на земле. Яйцекладка обычно в апреле, в кладке - 2 яйца. Питание - растительные и животные корма. Гриф черный Гриф черный - крымский вид. Эта крупная птица с размахом крыльев до 2,5 м отличается редким оперением на голове и шее, что придает ей несколько "неприглядный" вид. Как все представители семейства, птица обладает мощным клювом и когтистыми лапами, способными разодрать толстую шкуру зверя. Гриф часами парит на большой высоте, высматривая добычу на огромной территории. Природа вооружила птицу очень сильным зрением и необыкновенным обонянием. Питается гриф падалью, выполняя важную экологическую задачу. Обитают птицы на Главной гряде Крымских гор, особенно много грифов на территории Крымского государственного заповедника. Грифы гнездятся на высоких деревьях, чаще на соснах. Самка раз в 1-2 года ранней весной, в марте, откладывает по одному яйцу весом до 270 граммов. Жужелица крымская - жук из семейства жужелиц. Крымская жужелица - крупный, длинноногий фиолетово-синий, синий или зеленоватый жук с бугорчатыми крыльями. Длина тела до 52 мм. Жужелица - хищник. Жуки встречаются на поверхности почвы, часто в опавшей листве, преимущественно в лиственных, реже смешанных горных лесах, а также в садах и парках.На территории Украины встречается только в Крыму. Обитает в западном и юго-западном Крыму,также заселяет всю горную зону с предгорьями, отсутствует на востоке полуострова. Благородный олень Благородный олень объединяет в себе много подвидов, представители которых отличаются друг от друга только размерами, весом, окраской и некоторыми другими отличиями. Питается благородный олень самой разнообразной пищей. Основной едой этого животного является травянистая растительность, злаки, бобовые. Также в пищу идут каштаны, всевозможные орехи, семена многих видов растений. Грибы, лишайники, плоды, ягоды - всё идет в пищу благородному оленю в зимний период. . Питание может меняться в зависимости от того, какой урожай был в предшествующий зиме год. В пищу благородные олени употребляют соль, добывая её на солонцах. Лижут соль, грызут землю, которая полна минеральными солями, пополняют недостаток минералов в организме, пользуясь минеральными источниками. Эти животные отлично плавают, так что преграды в виде рек для них не страшны. Ящерица - желтопузик В горном Крыму и особенно на Южном берегу можно встретить еще одну интересную ящерицу - желтопузика. Это крупное, до полуметра длиной, безногое животное, внешне напоминающее змею, За свое сходство со змеями желтопузик нередко платится жизнью. Степная гадюка, как следует из её названия, - житель степи. В последние годы численность ее резко сократилась, она стала настолько редкой, что занесена в Красную книгу УССР как исчезающий вид. По отношению к человеку эта змея не агрессивна и при встрече с ним всегда старается скрыться. Укус степной гадюки может быть очень болезнен, но смертельные случаи неизвестны. Лебеди Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедь - прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена. Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении - и при крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну; и при купании, когда шумно расплёскивает воду; и при подъёме на крылья, упруго и гулко секущие воздух. Гнездятся лебеди по глухим малодоступным озёрам, в густейших камышах - это чуткие и осторожные птицы.

3) Вопрос проблемного характера. Ребята, я прочитала такую интересную информацию, что в Германии в большом зоопарке перед входом висит объявление: «Самый страшный зверь на Земле». Человек подходит и видит своё отражение в зеркале… - Подумайте, что это значит? - Каковы причины исчезновения на Земле многих видов животных? - Как человек разрушает окружающую среду диких животных?

4) Работа по учебнику. а) Самостоятельное чтение. ( с.149) б) Выборочное чтение: - О каких ещё редких животных вы узнали из текста? Найдите в тексте и прочитайте. - Прочитайте, что стало причиной исчезновения животных? - Какие в нашей стране приняты меры по защите животных?

5) Работа в группах. - Как вы простые школьники можете помочь природе? Как мы должны вести себя, чтобы не навредить животным? 1 -я группа: • Не разоряй птичьи гнёзда. • Не подходи близко к гнёздам, не прикасайся к ним. • Не пускай собаку гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она может легко поймать птенцов и детёнышей зверей. 2 - я группа: • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. • Подкармливай птиц зимой, а весной делай для них домики. • Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. 3 -я группа: • Не лови бабочек, шмелей стрекоз и других насекомых. • Не разоряй муравейники. • Береги лягушек, жаб, головастиков. 6) Работа в тетради. (с. 44) 7) Физкультминутка. (Приложение) 8) Рассказ учителя. Жалобы животных. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Заповедник - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства. В нашей стране существуют различные заповедники. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Для сохранения численности животных создаются заповедники, заказники, национальные парки. - Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных. (конверт) - Ребята, попробуйте угадать, кто так говорит о себе? (текст дан на карточках, читает ученик) Жалоба 1 «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите, ли, мой им не нравиться, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». - Кто это? (Сова.) - Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна. Жалоба 2 «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Половит мух- И в воду плюх. -Кто это? (Жаба.) - Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут. -Помните ребята! Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные тебе белка и ёж, синица и дятел, лягушка и жаба, разные насекомые и многие другие животные. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Опасно для животных, если мы их беспокоим своим шумным поведением в лесу во время размножения весной и вначале лета. 9) Кроссворд. Урок на тему: Охрана животных - Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд. -Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (Береги.) Продолжите предложение: -Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва… 5. Итог урока - Чем вам запомнился урок? - Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда? (Необходимо помнить правила друзей природы) - Давайте вспомним экологические правила поведения. Работа с опорными символами (Приложение) Послушайте стихотворение «Береги природу» Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените Бабочку на листьях земляники На проталинках солнечные блики На камнях играющего краба. Ястреба парящего над полем Ясный месяц над речным простором Ласточку мелькающую в жите Берегите землю! Берегите! Даже малую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя! - Я уверена, что вы станете настоящими защитниками природы. Наш урок подходит к концу мы много работали и у нас всё получилось. 6. Домашнее задание Сегодня ваше домашнее задание будет творческим. Вам надо написать статью в газету. А темы вашей статьи на доске. Природу нужно охранять. Мы спасем тебя, Земля. Приложение: Карточка 1 «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите, ли, мой им не нравиться, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». Карточка 2 «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». Стихотворение Охраняется Красной книгой Столько редких зверей и птиц Чтоб пустыни нагрянуть не смели Чтобы души не стали пусты Охраняются звери, охраняются змеи Охраняются даже цветы. Красная книга Красная, Может значит она, что природа умрёт? Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт. - Кто из вас сможет назвать тему урока?



Стихотворение «Береги природу» Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените Бабочку на листьях земляники На проталинках солнечные блики На камнях играющего краба. Ястреба парящего над полем Ясный месяц над речным простором Ласточку мелькающую в жите Берегите землю! Берегите! Даже малую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя! Физкультминутка Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, (Ходьба с подниманием рук) Вдруг мы видим : у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берём И назад в гнездо кладём. (Наклоны вперёд, руками коснуться пола, Выпрямиться, поднять руки вверх) Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, На носочках побежим. (Бег на носочках) На поляну мы заходим, Много ягод там находим. Земляника так душиста, Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперёд) Как много мы увидели: И речку, и цветы. Узнали много нового И я, и ты, и мы. 1 -я группа: • Не разоряй птичьи…. • Не подходи близко к …. • Не пускай собаку гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она может легко … 2 - я группа: • Не лови и не уноси домой здоровых … • Подкармливай зимой ……….., а весной делай ……… • Не обрывай в лесу … 3 -я группа: • Не лови бабочек и ………. • Не разоряй………. • Береги лягушек, ………



Стихотворения «Береги природу» Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали И если б только понимали, Что их полёт прощальным будет, Их на заре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали? Наверно, даже если б знали И даже если б понимали, То всё равно б взмывали в высь. Ведь небо- это их стихия! Ведь небо -это их свобода! Ведь небо - это вся их жизнь. А в небе - стая журавлей, Так грустно над землёй кружиться. Земля… Скажи, что стало б с ней, Когда б на ней умолкли птицы? Тогда бы мёртвым стало небо. И- тишина в пустых лугах, И, может быть, колосья хлеба НЕ колосились бы в полях. И на полях уж не грачи, А стаи чёрной саранчи. Я не хочу такого мира, Где всё так серо, всё уныло… Опомнись, вздрогни человек. Не долог на земле твой век. Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим? Убитой птицей на заре? Лесами чёрными в огне? И свалкой мусора огромной? Иль атмосферою зловонной? Иль речкой с мёртвою плотвой? Полями с выжженной травой? Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц весёлой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом и дубрав.





Урок на тему: Охрана животных

Урок на тему: Охрана животных

Урок на тему: Охрана животных

Урок на тему: Охрана животных

© 2010-2022