Конспект открытого урока по русскому языку 3 кл. Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс (1-4) Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи. Цель: - Обобщить знания учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);

  • развивать ум, сообразительность, логическое мышление;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство взаимовыручки.

Текстовый материал: морская лексика. Учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 3 класс».
Оборудование: доска, на доске из цветной бумаги сделать сказочный океан и в нем острова (каждый остров соответствует части речи), корабль, скалы, пираты, подводные камни, жители островов (дельфины, осьминоги). Остров располагается в центре доски.

ХОД УРОКА



I. Организационный момент.
  1. Приветствие гостей.
  2. Дыхательные упражнения.
для четкости произношения а) вдох, выдох через рот; б) вдох, задержка дыхания, выдох; в) вдох, выдох порциями.
  1. Проверьте, все ли у вас есть на парте для работы?
  2. Садитесь.

II. Постановка задачи урока.
  • Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Частей речи. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.
  • А каким должен быть мореплаватель?

III. Чистописание.
  • Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться.
  • Сегодня наша разминка будет следующая:

Мм мор

  • На второй строчке запишите однокоренное слово с корнем -мор-
(море, моряк, морской)
  • Выделите корень.
  • Почему эти слова называются однокоренными?
  • Как еще мы можем назвать?
  • Почему?

IV. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
  • Итак, в путь!
  • Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?

Загадки.
  1. Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы отрывали».
  2. Огородное растение с крупными семенами - горошинами.
  3. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова».
  4. Итальянцы назвали этот овощ золотыми яблоками.
  5. Этот овощ получил свое название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.
  6. Этот овощ завезен был к нам из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле.

Словарь: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель.
V. Проверка домашнего задания.
  • Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом?
(повторить правила о частях речи).
  • Какие части речи вы знаете?
(ответы детей)
  • Вот я сейчас подумала, хорошо бы в пути нам сопутствовала солнечная безветренная погода. Но, к сожалению, погода на море очень изменчива.
  • Вот и сейчас подул ветер и хочет нам помешать.
  • Мы не должны этого допустить.
  • Восстановите скорее все данные.
На доске: (после исправления)
им. сущ. им. прилаг. глагол предлог

Часть речи

Часть речи

Часть речи

Часть речи


предмет

признак

действие

Пишется отдельно от слов


Кто? Что?

Какой?

-ая, -ое, -ие

Что делать?

Что сделать?





VI. На острове Имени существительного. Распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных. Правило большой буквы.

  • Мы в Океане частей речи, приближаемся к острову Имя существительное. Что вы знаете об имени существительном?
  • На этом острове живут два добродушных веселых дельфина. Одного из них зовут Кто?, а другого Что?
  • Эти дельфины очень любознательные. Они хотят узнать как можно больше имен существительных.
  • Поможем им?
  • Распределите имена существительные в два столбика; кто хочет?
На доске и в тетради. Кто? Что? кит, берег, брызги, чайка, дно, акула или волны, рыба, дельфин, океан, брызги, кит.
  • Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?
  • Что обозначают имя существительное?
  • Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что?
  • Я думаю, что дельфины остались довольны нашей работой.
  • Как пишутся их имена?
  • Почему?

VII. На острове Имя прилагательное. Упражнение в правильном употреблении имен прилагательных.
  • Плавание продолжается. На нашем пути остров Имя прилагательное.
  • Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги. Освободить их нам помогут только наши знания.
  • Что вы знаете об имени прилагательном?
  • Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения:

Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие.
Запись предложений комментирована: (Предложения записаны на доске с пропусками, на месте пропусков - осьминоги).
…рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю … селедка. Вылезает из-под камня … краб.
Забралась в свой дом … улитка.
  • Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
  • Проверяем.
  • Что же такое имя прилагательное?

VIII. На острове Глагол. Распознавание глаголов в тексте.
  • Смотрите, вот еще один остров!
  • Я знаю, что жители этого острова очень часто забывают его название.
  • Как он называется?
  • Что вы знаете о глаголе?
  • Задание:
Найдите в тексте и подчеркните двумя чертами глаголы.
  • Проверяем.

X. Подводные камни - предлоги. Определение роли предлогов в речи.
  • В путешествии иногда бывает так, что в более мелких местах корабль может наткнуться на подводные камни.
  • Эти камни в нашем океане называются … Как?
  • Но чтобы этого не случилось с нашим кораблем, ответьте мне, что вы знаете о предлогах?
  • В чем заключается главная работа предлогов?
  • Обведите в кружочек зеленой ручкой предлоги.
  • С какими словами они связаны?
XI. Остров Безграмотландия. Самостоятельная работа.
  • Побывав на всех островах, мы отправляемся домой, но на нашем пути очень коварный остров Безграмотландия.
  • Здесь живут пираты, которые не знают правил русского языка.
  • Они предлагают вам самостоятельно распределить части речи по столбикам.
  • Вы должны быть очень внимательны, потому что пираты допустили ошибки.
  • Подпишите листочки.
  • Начинайте работу.

Исправь ошибки пиратов с острова Безграмотландия.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Предлог Большая Волна Белая Красивые
На Набегает Морской Чайка Водоросли Над Парит Берег Зеленеют Раскинулся Под около
(задание выполняется самостоятельно)

XII. Домашнее задание.
  • А вот дома я предлагаю вам самим придумать по пять слов каждой части речи и записать их в четырех столбиках.
  • Слова должны быть на морскую тему (кроме предлогов).


XIII. Подведение итога урока.
  • Дорога домой проходит через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают нам вопросы, ответив на которые, мы попадем домой.
  • Какие части речи вы знаете?
  • Что вы о них знаете?
Оценки за урок. - УРОК ОКОНЧЕН.
© 2010-2022