Конспект урока чтения 2 класс ОС «Школа 2100» Тема: А. Линдгрен Карлсон, который живет на крыше

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе по программе ОС «Школа 2100»

Тема урока: Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»,

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

Содействовать формированию у учащихся представлений об особенностях авторской сказки, развитию умения размышлять о характере и поступках героя;

Цель для детей: познакомить с героями сказки;

Личностные результаты

- учиться высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Коммуникативные УУД

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

Предметные результаты:

Создать условия для развития у учащихся умения:

-осознанно, правильно и выразительно читать текст;

-менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-осуществлять анализ, проводить сравнение;

-обобщать, владеть основами смыслового чтения текста;

Основные формы и методы организации познавательной деятельности учащихся:

Фронтальная, самостоятельная Словесный, наглядный, проблемный диалог

Образовательные ресурсы и оборудование: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» - учебник, 2 класс, 1 часть; рабочая тетрадь по литературному чтению Р.Н. Бунеев,Е.В.Бунеева, 2 класс;





















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД


1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

У. - На уроке чтения мы совершаем путешествие по сказкам. Чем сказка отличается от других произведений?

У. - Кто пишет сказки?

У. - Назовите литературные сказки, прочитанные нами на уроках чтения.

У. - «Приключения Буратино» Толстого, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари - это повести-сказки.

- Какие сказочные приметы увидели?

(Дети называют приметы).

- А признаки повести?

У. - Назовите главных героев этих сказок-повестей.

У. - А почему у них имена так похожи? Найдите ответ на вопрос в учебнике на с.152.

У. -Какого героя придумал Алан Милн?

Сегодня мы познакомимся еще с одним волшебным человечком: «Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик».

- О ком же идет речь?

Д. - В сказках происходят чудеса, различные превращения.

Д. - Сказки сочинял народ, а также писатели.

Д. - Перечисляют сказки (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В,Одоевский «Мороз Иванович», Т. Янсон «Шляпа Волшебника», Дж.Толкин «Хоббит», А.Милн «Винни-Пух», А.Толстой «Приключения Буратино», Дж.Родари «Приключения Чиполлино»).

Д. - Большой объем, делится на главы, много героев, рассказано о многих событиях в жизни героев, события происходят в течение долгого времени.

Д. - Буратино, Чиполлино.

Д. - Оба родом из Италии. А.Толстой взял своего героя из итальянской сказки «Пиноккио», а Дж.Родари пересказал по-своему историю мальчика-луковки.

Д. - Винни-Пуха.

Предложения детей о Карлсоне

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний.


  1. - Конечно же. Карлсон, который живет на крыше.

Вам известно имя сказочника, который придумал этого героя?

В какой стране жил автор?

- Кто уже знает, о чем пойдет речь на уроке и может назвать тему?

- Какова цель сегодняшнего урока?

2. Это замечательная шведская писательница, которая сумела придумать Карлсона и рассказать его историю. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие, в то время, когда Астрид Линдгрен была еще неизвестной всему миру.

Скажите, откуда родом была Астрид Линдгрен?

- Почему Астрид Линдгрен начала писать свои произведения?

- Какой подарок она сделала своей дочке на день рождения?

- Знаменитая писательница считается одной из наиболее известных детских писателей всех времен и народов.

Юная Астрид Линдгрен была поражена тем, как книга может погрузить в волшебный мир сказки.

Кто знает другие сказки, написанные Астрид Линдгрен?

Астрид Линдгрен замечательно владела магией слова, казавшейся тогда для неё волшебной.

Была награждена литературными премиями, одна из которых премия имени Г. Х. Андерсена.

Вот такой была шведская писательница Астрид Линдгрен

Высказывания детей

Дети формируют тему и цель урока под руководством учителя

Знакомство с произведением Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»

Познакомиться с героями сказки


Швеция находится на Скандинавском полуострове. Кроме нее здесь еще расположены Норвегия и Дания. Швеция - самая крупная страна Скандинавии. Власть в стране принадлежит королю и правительству.

У нее родилась дочь, которая любила во время болезни слушать интересные истории, благодаря чему Астрид Линдгрен и придумала своего первого персонажа.

Написала первую свою книгу «Пеппи - длинный чулок»

- «Пеппи-Длинный Чулок», - «Мио, мой Мио»,- «Ронья, дочь разбойника», «Расмус-бродяга».

Личностные: проявление интереса к учебному материалу.

Познавательные УУД: общеучебные - понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; логические -умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные УУД: Формулирование учебной задачи, целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.



Постановка учебной задачи.




Работа с текстом произведения во время чтения



Постановка проблемы


Выход из проблемной ситуации


Работа с иллюстрацией



Работа по тетради


Работа по учебнику после прочтения





Работа с текстом произведения


Работа с текстом произведения


Работа по учебнику с иллюстрацией. а) Прогнозирование содержания, с.167.

У. - Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен на ней?

- Почему он над домами, над улицей?

- Где же он живет? Откуда об этом узнали?

У. - Мы уже читали о гномах, о хоббитах, куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, катались на облаках муми-тролли. Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка!

1.А Афанасий уже зовет нас скорей отправляться в сказку и поближе познакомиться с ее героями.

- Кто напомнит всем ребятам цель нашего урока?

- А Карлсон - положительный герой, или отрицательный? Кто как считает?

- Где будем искать ответы?

- Кто или что нам поможет?

- Что мы будем делать, чтобы ответить на эти сложные вопросы, решить проблему?

2. Открываем учебники стр. 159. Прочитайте название произведения.

О чем нам говорит название?

-Верно, мы будем читать произведение о Малыше и Карлсоне.

- Скажите, данное произведение сказка?

- А это сказка народная или авторская? Почему?

Вспомните, а что же значит, сказка?

- А почему автор назвал произведение не «сказка», а «сказка - повесть»?

(учитель показывает книгу)

- А читать будем целое произведение?

Верно. Это отрывки из основных частей произведения о Карлсоне и Малыше.

3.

  1. Прочитайте первый абзац.

Найдите слово, которое автор употребляет чаще всего?

  • С какой целью автор 6 раз употребляет слово «обыкновенный»?

Все эти события могут случится с любым из нас, с каждым.

Что Вы еще заметили после прочтения этого фрагмента?

  • Почему у брата и сестры Малыша есть имена (Боссе, Бетан), а у нашего героя нет?

Так как Малыш живет в самой обыкновенной семье, то и мальчик обыкновенный, и неважно как его будут звать.

А еще имя «Малыш» подчеркивает, что он самый младший. А в сказках приключения часто происходят именно с самыми младшими героями. (Крошечка - Ховрошечка, Мальчик -с- пальчик…)

А можно ли считать Малыша « самым обыкновенным» мальчиком?

Докажите.

Прочитайте 2 абзац текста.

Каким нам описывает его автор?

Неужели в самом обыкновенном мальчишке не может быть чего - то необыкновенного?

Самые обычные дети часто попадают в необычные ситуации и участвуют в разных приключениях. Дети любят фантазировать, воображать что-то. А в мире фантазии могут происходить любые чудеса.

С Малышом мы познакомились, дальше - встреча с Карлсоном.

- где мы впервые встречаем его?

(иллюстрация на стр.159)

- Расскажите о Карлсоне по рисунку.

А теперь прочитайте, как его описывает Астрид Линдгрен?

Стр.160, 3 абзац.

- Совпало описание автора с вашим?

Автор очень точно, умело описывает героя.

Мы уже знаем, как выглядит Карлсон, выполните задание в рабочей тетради на стр.22 №2:

  • Найди в тексте, из каких деталей складывается портрет Карлсона. Выпиши.

Проверка задания

А где живет Карлсон?

Прочитайте последний абзац

Так кто же такой Карлсон?

А сколько ему лет?

А почему он встретился и смог подружиться именно с Малышом, а не со взрослым?

  • Малыш - фантазер, мечтатель, может увидеть в обычных вещах что-то чудесное.

  • Он, как любой ребенок, верит в чудеса, значит, верит в существование сказочных человечков

  • встреча с Карлсоном еще больше превращает Малыша в необыкновенного мальчика, принося его обычной жизни моменты волшебства и приключений.

  • Карлсон - взрослый, но в душе еще ребенок

Хочу рассказать по секрету, что только Малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его не замечают.

А почему?

  • Им некогда;

  • Они всегда о чем - то думают;

  • Взрослые перестают верить в чудеса

  • Не умеют видеть необыкновенное в обычных, самых обычных вещах

А вот как автор это объясняет:

«Должно быть, другие жильцы просто не догадываются поселиться на крыше. Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой-то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него?

Как-то раз один трубочист вдруг увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе:

- Странно… Домик?.. Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?

Затем трубочист полез в трубу, забыл про домик и уж никогда больше о нём не вспоминал».

Похожи наши предположения с объяснением автора?

Мы с вами прочитали 1 часть и познакомились с двумя героями.

Можно ли считать, что это главные герои?

Почему Малыш и Карлсон обязательно должны были встретиться?

Верно.

Наши герои похожи:

  • В душе фантазеры, мечтатели

  • Нет друзей

И они дополняют друг друга:

  • Карлсон - шалит, Малыш - всегда спокоен;

  • Карлсон - отчаянный, беспечный,

Малыш - рассудительный.

А как Малыш относится к своему новому другу?

А как они познакомились?

Давайте с вами это узнаем.

Далее учитель читает 2 часть.

  • Как автор описывает встречу Малыша и Карлсона?

  • В какой момент Карлсон появился в жизни Малыша?

Но, встреча Малыша и Карлсона произошла в один из тех неудачных, дней, когда быть Малышом не доставляло никакой радости, хотя обычно быть Малышом чудесно. Ведь Малыш - любимец всей семьи, и каждый балует его как только может.

(чтение отрывка произведения)

«Но в тот день всё шло шиворот-навыворот. Мама выругала его за то, что он опять разорвал штаны, Бетан крикнула ему: «Вытри нос!», а папа рассердился, потому что Малыш поздно пришёл из школы.

- По улицам слоняешься! - сказал папа.

«По улицам слоняешься!» Но ведь папа не знал, что по дороге домой Малышу повстречался щенок. Милый, прекрасный щенок, который обнюхал Малыша и приветливо завилял хвостом, словно хотел стать его щенком.

Если бы это зависело от Малыша, то желание щенка осуществилось бы тут же. Но беда заключалась в том, что мама и папа ни за что не хотели держать в доме собаку. А кроме того, из-за угла вдруг появилась какая-то тётка и закричала: «Рики! Рики! Сюда!» - и тогда Малышу стало совершенно ясно, что этот щенок уже никогда не станет его щенком».

  • Заветная мечта Малыша? Почему?

  • А можно ли назвать Карлсона воображаемым другом?



Узнать, кто такой Карлсон? Что это за герой? Почему Карлсон - герой сказки, что в нем необычного?

дети предлагают всевозможные варианты.

В учебнике

Учитель, книга, одноклассник

Необходимо прочитать произведение

Да

Есть автор

Сказка - вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям.

Очень большая.

Нет, произведение очень большое.

Чтение 1 абзаца самостоятельно

Ответы детей

Высказывания детей

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей

Самостоятельное чтение

Мальчик лет семи, с голубыми глазами, немытыми ушами, разорванными коленками на штанишках - это описание самого простого, обыкновенного мальчишки.

предположения детей

Ответы детей - на иллюстрации

Маленького роста, толстый, светловолосый, с пропеллером на спине и кнопкой на животе,

Самостоятельное чтение 3 абзаца

Маленький толстенький самоуверенный, умеет летать. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. Летает словно какой-нибудь директор.

Ответы детей

Выполнение (дети выполняют задание, затем зачитывают ответы в слух - самопроверка)

Ответы детей

Карлсон - не совсем обыкновенное существо, которое живет на крыше самого обыкновенного дома.

Не указано, но он уже взрослый

Ответы детей


Слушают

Ответы детей

Да, мы знаем как их зовут, автор их подробно описывает.

Они похожи , они оба одиноки


Ответы детей (Карлсон пролетал мимо окна комнаты Малыша)

Когда Малыш себя чувствует одиноким и ненужным.

Да, ведь он появился только тогда, когда Малыш грустил, Карлсона не видят и не замечают взрослые.



щенок

Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Познавательные УУД: общеучебные -осуществление поиска информации для решения познавательной задачи; выполнение учебных действий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические - осуществление сравнения, анализа и синтеза изучаемых объектов; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения; умения задавать вопросы; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

4. Рефлексия деятельности.

Подведение итогов.

Мы прочитали с вами отрывок из произведения А.Линдгрен.

  1. Вспомните тему урока, цель.

  2. На какие вопросы дали ответ, достигли цели?

  3. Каким увидели Карлсона? Малыша?

  4. Почему герои смогли подружиться?

А у Вас мог бы появиться такой друг, как Карлсон? Почему?

Какой ты?

Ответы детей.

Подводят итог своей работы, формулируют конечный результат, способы достижения поставленной задачи.

Познавательные УУД:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату; Коммуникативные УУД: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

5.Домашняя работа

Чтение произведения по учебнику стр. 159-169

Рабочая тетрадь стр.23 №4



© 2010-2022