- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме «Правописание приставок и предлогов» (3 класс)
Конспект урока русского языка по теме «Правописание приставок и предлогов» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Колиух О.К. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
10
Содержание
-
Пояснительная записка………………………………………. 3 - 5
-
Методическая разработка урока…………………………….. 6 - 10
- Приложение.
-
Пояснительная записка.
Ф.И.О. учителя: Колиух Олеся Константиновна.
Класс: 3.
Предмет: русский язык (5 часов в неделю).
УМК «Планета знаний».
Учебник «Русский язык» под редакцией Л.Я. Желтовской, В.А. Илюхиной, Т.М. Андриановой.
Тема урока: «Правописание приставок и предлогов».
Раздел: Роль приставок и суффиксов в словах (14ч).
Слитное написание приставок. Приставки и предлоги (2ч).
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний.
Целеполагание:
- развитие умения распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня;
- ознакомление с алгоритмом определения приставки;
- развитие приемов, позволяющих увеличить объем запоминаемого материала;
- развитие информационной компетентности.
- воспитание любви к родному языку.
-
- Познавательные. Давать определение суффиксу и приставке, узнавать приставки вне слова, знать правила употребления приставок с частями речи, отличать приставки и предлоги.
- Личностные. Применять правила делового сотрудничества.
Тип урока: урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая.
Оборудование:
-
Учебник «Русский язык» под редакцией Л.Я. Желтовской, В.А. Илюхиной, Т.М. Андриановой.
-
Компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
-
Рабочие листы «Блокноты детективов».
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты.
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД.
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
-
Этап
Результат
1. Мотивация учебной деятельности
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
2.Актуализация знаний
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
3. Постановка учебной задачи
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы урока
4. Открытие «нового» знания
Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической .
5.Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний
Цель: Построение нового способа действия.
6.Первичное закрепление нового способа действия
Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.
Составленный алгоритм распознавания приставки и предлога.
Выполненное задание.
7.Рефлексия
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.
Кластер.
Ход урока:
-
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: У вас на столах блокноты детективов. Запишите дату нашего расследования.
Учитель: Ознакомьтесь с материалами дела.
У детей на столах тексты:
ОНА способна прикидываться частью корня самого слова, к которому она ПРИСТАВЛЕНА, часто придавая слову новые значения.
ОН жил в одном из городов Морфологии. Часто ссорился с обидчивыми словами, за что был удалён от всех слов. Все стараются теперь от него держаться на расстоянии.
СЛАЙД 2
Задание 1: подберите портреты, подходящие под описания.
Дети: Речь идёт о приставке и предлоге.
Учитель: Докажите, что речь идёт о приставке.
Учитель: Какие признаки предлога узнали? Что такое предлог?
Учитель: Что такое приставка?
-
Целеполагание.
Учитель: Почему в материалах дела указано, что данные лица вводят всех в заблуждение, путая свои следы и тщательно скрывая свои признаки? Дети: Часто в письменных работах встречаются ошибки, так как трудно отличить приставку от предлога.
Учитель: Какие цели ставим перед расследованием? (ответы детей)
Дети: Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.
-
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Учитель: В наш клуб пришло письменное обращение. Ознакомьтесь.
СЛАЙД 3
Текст обращения:
- Уважаемые детективы, каждый раз выполняя письменную работу, я допускаю ошибки, потому что никак не могу понять, как складываются отношения приставки и предлога со словами? Пожалуйста, помогите!
Учитель: Ребята, выполните задания, которые вам предложены, и постарайтесь ответить на просьбу.
Задание 2 предлагается выполнить по группам:
Карточка 1.
Вставь предлоги. Сделайте вывод о правописании предлогов.
Я живу____ городе, а моя сестра живёт ____ деревне.
Допиши приставки. Сделайте вывод, как пишутся приставки со словами.
Ты любишь …гадывать загадки?
Ты хочешь …летать на воздушном шаре?
Карточка 2.
Вставь предлоги. Сделайте вывод о правописании предлогов.
Я учусь _____ третьем классе, а мой брат учится _____ институте.
Допиши приставки. Сделайте вывод, как пишутся приставки со словами.
Ты любишь …гадывать загадки?
Ты хочешь …летать на воздушном шаре?
Карточка 3.
Вставь предлоги. Сделайте вывод о правописании предлогов.
Моя мама работает____ больнице, а папа работает ____ заводе.
Допиши приставки. Сделайте вывод, как пишутся приставки со словами.
Куда ты …едешь летом?
Ты …бираешь наклейки?
Карточка 4.
Вставь предлоги. Сделайте вывод о правописании предлогов.
Я люблю кататься ____коньках , а мой брат любит кататься_____ лыжах.
Допиши приставки. Сделайте вывод, как пишутся приставки со словами.
Куда ты …едешь летом?
Ты …бираешь наклейки?
Учитель: Можете ответить на вопрос видео-обращения? Как пишутся предлоги и приставки со словами? Каковы их отношения друг к другу?
Дети: Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.
Предлоги со словами пишутся отдельно. Учитель: Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ.
Дети: Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: - ехал, приехал; побежал - бежал, подбежал и т. д. Учитель: Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? Дети: Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.
Учитель: Уважаемые детективы, продолжаем наше расследование.
В материалах содержится личное дело еще одного неизвестного лица. Внимание на экран!
СЛАЙД 4
На слайде фото с изображением различных действий и текст:
Называюсь самой живой частью речи, потому что обозначаю постоянное движение. Без меня невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое. Ни при каких обстоятельствах не желаю общаться с предлогом. Нахожусь с ним в ссоре.
Учитель: Обсудите, о какой части речи говорится в личном деле? Докажите.
Учитель: Почему же глагол находится в ссоре с предлогом?
Для того, чтобы ответить на вопрос, ребятам предлагается выполнить задание в группах:
Задание 3:
1. "Найди пару", запиши словосочетания.
(на)шли
(по)гулял
(по)ехали
(по)парку
(по) дороге
(на)поляне
2. Определи, какими частями речи выражены слова в словосочетании. Надпиши.
Предполагаемые ответы: нашли на поляне, погулял по парку, поехали по дороге.
Учитель: С каким частями речи не употребляются предлоги?
Дети: Предлоги не употребляются с глаголами.
Учитель: Юные детективы, совершенно неожиданно может измениться ход нашего расследования. Сейчас поступило обращение от самих исследуемых. Дело в том, что они тоже нуждаются в помощи. Выбирая себе профессию, они никак не могут определиться, для чего же они служат. Поможем им?
ЗАДАНИЕ 1:
Пользуясь «колесом приставок» образуйте возможные слова от корней, которые вставляются в центр круга:
- плыл,
- шёл.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Каждая приставка имеет свой смысл. Приставки служат для образования новых слов.
ЗАДАНИЕ 2:
«Я люблю»
Подберите предлоги:
Я люблю читать________ самолёты.
Я люблю рисовать мелками ______асфальте.
Я люблю путешествовать ________ поезде.
Я люблю рассказывать друзьям ______ роботов.
Учитель: Какой вывод можно сделать ?
Дети: Каждый предлог имеет свой смысл. Предлоги служат для связи слов в предложении.
- Этап применения знаний и способов действий.
- Индивидуальная работа по карточкам.
Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
-
Лодка (от)плыла (от)берега.
-
Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
-
Солнце (за)шло (за)тучу.
-
(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
-
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, мы изучили все материалы дела. Удалось ли нам распутать следы и найти отличительные признаки изучаемых объектов. Составление кластера. На доске находятся опоры:
-
часть слова
-
отдельное слово
-
отдельно
-
слитно
-
для связи слов в предложении
-
для образования новых слов
Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.
написал
на доске
1. приставка
1. предлог
2. часть слова
2. отдельное слово
3. слитно
3. отдельно
4. для образования новых слов
4. для связи слов в предложении
Учитель: Ну что ж, уважаемые детективы, сегодня вы поработали успешно.
Учитель: Какие полученные на этом уроке сведения, показались вам очень важными, и вы обязательно будете применять их в дальнейшей деятельности? (Ответы детей)
Успехов вам! Домашнее задание: Учитель: Посмотрите на доску. Здесь записаны два задания. Выберите для себя посильное, интересное упражнение и выполните его.
1. Работа с деформированным предложением. Составьте предложения из данных слов, запишите их. появились, на, лужицы, дворе, первые. с весёлым, к, ним, чириканьем, со, всех, слетаются, сторон, воробьи. (На дворе появились первые лужицы. К ним со всех сторон с весёлым чириканьем слетаются воробьи).
2. Работа по учебнику.