- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пудова В.Ф. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок: Литературное чтение 3 класс
Тема: Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…», Н. Сладков «Суд над декабрём».
Цель: познакомить учащихся со стихотворением Н. Некрасова и рассказом Н. Сладкова;
работать над техникой беглого выразительного, осознанного чтения; работать над
улучшением техники чтения; развивать речь учащихся, внимание, память, умение
читать по ролям; прививать любовь и бережное отношение к птицам, животным,
природе через чтение произведений Н. И. Сладкова; воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
-
Организационный момент.
Девиз урока: «Оглянись вокруг…- везде жизнь
таинственная и удивительная!» ( Н. Сладков)
-
Мотивация учебной деятельности.
- Отгадайте загадку.
-
Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
- Какой бывает мороз? (Трескучий, слабый, сильный)
- Вам нравится морозная погода? Почему?
- Зима. Снегом покрыты поля, луга. О зиме говорят: суровая, холодная, лютая.
Но говорят и по-другому: зимушка-зима, зима - волшебница.
Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И, конечно же поэты этой теме уделяли внимание.
- Каких поэтов, писавших о зиме, вы знаете?
(А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Есенин, А. Фет и др.)
Не за горами и встреча с Дедом Морозом.
- В каких литературных произведениях мы его встречали?
(Народные сказки «Морозко», «Два Мороза», «Мороз Иванович»)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке нас ждёт встреча с отрывком «Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос», знакомство с его автором Н. Некрасовым. А также мы встретимся с нашим давним знакомым Н. Сладковым и его рассказом «Суд над декабрём».
IV. Проверка домашней работы.
-
Разработка речевого аппарата
Проговорить скороговорку по ремаркам: сердито, весело, загадочно.
Зимой поле белое - промёрзло - заледенелое.
-
Тестирование.
1.Шляпа лежала а)на столе, б)на комоде, в)на тумбочке;
2.Мальчиков звали а)Вовка и Вася, б)Вовка и Валик, в)Вовка и Вадик
3.Мальчики за столом а)делали уроки, б)рисовали, в)играли в шашки
4.Для борьбы с шляпой мальчики «вооружились»
а)клюшкой и лыжной палкой, б)клюшкой и кочергой, в)палкой и клюшкой
5.Мальчики стреляли в шляпу а)луком, б)морковкой, в)картошкой
6.Под шляпой был а)Васька, б)Мурчик, в)Пушок
V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Технология «Микрофон»
На доске портрет Н. Некрасова.
Н. А. Некрасов - великий русский поэт, жил в середине XIX века. Он очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком.
2. Работа по учебнику (с. 75)
1) Работа по иллюстрации.
- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о Морозе? Какой он?
(Добрый, щедрый, строгий)
- Стихотворение своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
Условно оно называется по первой строчке «Не ветер бушует над бором…»
2) Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
Цель: - Определить, о чём это стихотворение?
(Стихотворение-рассказ, сказка, басня или описание природы)
(Ответы детей.)
- Подтвердились ли наши предположения?
- Сам поэт называл этот отрывок «Мороз-воевода». Это слово имеет два значения:
а) начальник войска;
б) начальник большого владения
- В каком значении оно используется в этом тексте?
- Какое настроение вы почувствовали?
(Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).
3) Чтение стихотворения учащимися молча.
4) Беседа по содержанию.
- Почему слово Красный написано с большой буквы? (Прозвище одушевленного лица)
- Какой жанр напоминает стихотворение? (Сказка)
- Назовите сходство со сказкой.
- Какие поступки он совершает?
- Какие звуки можно услышать в его присутствии? (Трещит, бьёт, поёт)
- Что он говорит сам о себе?
- Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений)
- Какими признаками его можно описать? Выбрать нужное, объяснить.
(Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый)
Технология «Слово - магнит»
- На какие части можно разделить текст стихотворения?
а) Обход владений Морозом, рассказ автора;
б) Песня Мороза
- С какой интонацией нужно читать каждую часть?
(Неторопливо, по-хозяйски; горделиво, громко, хвастливо)
5) Чтение текста детьми с нужной интонацией.
3. Физкультминутка
Руки вверх, руки вниз, на носочках подтянись. Руки ставим на бочок.
На носочках скок-поскок. А затем поприседаем. Мы зимой не замерзаем!
4. Работа над рассказом Н. Сладкова «Суд над декабрём».
1). Технология «Микрофон». (Ученики рассказывают о Н. Сладкове)
Николай Иванович Сладков - детский писатель. Он очень любил природу. В детстве посещал кружок юных любителей природы, который называли «Клуб Колумбов». Николай Иванович много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы. Он сам фотографировал, рисовал животных. Птиц, помещал свои рисунки и фотографии в свои книги. Николай Иванович очень хорошо понимал язык зверей и птиц. В своих рассказах он раскрывал тайны жизни своих героев: лис, ежей, зайцев, медведей, птиц.
2). Лексическое значение слов: (запись на доске)
Заморить червячка, Сытнее, Скукота
Полынья, Налим, Отощали
3). Показательное чтение сказки учителем (с. 76-77)
- Однажды звери на озере учинили над Декабрём суд. Хотите узнать, за что судили Декабрь?
- Из трёх предложений выберите то, в котором заключена основная мысль сказки.
( Запись на доске)
1)В природе всё идёт своим чередом.
2)Не бывать апрелю раньше марта месяца
3)Бережно относись к природе!
4). Выборочное чтение.
- За что звери осудили Декабрь? (Самоуправство, скукота, снега плохие)
- Прочитайте диалог Ворона и Филина.
- В чём обвинял Декабрь Ворон?
- Что ему ответил Филин?
- Прочитайте разговор с Налимом.
- Удалось ли Ворону обвинить Декабрь в том, что этот месяц приносит скуку?
- Прочитайте беседу с Тетеревом и Глухарём.
- Как чувствовали себя Тетерев и Глухарь?
- Почему Ворон «крыльями развел»?
- К какому решению пришёл Ворон?
5). Чтение сказки по ролям.
Персонажи: ВОРОН, ФИЛИН, НАЛИМ, ТЕТЕРЕВ и ГЛУХАРЬ, АВТОР.
VI. Закрепление и осмысление знаний.
1). Творческая работа в парах.
- Попробуйте представить встречу Мороза-Воеводы и Декабря.
- О чём они могли говорить?
Составьте диалог. (Ответы детей)
2). Составление Сенкана Мороз - Воевода.
МОРОЗ - ВОЕВОДА
Заботливый, добрый,
Обходит, проверяет, трещит.
Настоящий хозяин.
VII. Итог урока.
- С какими произведениями познакомились на уроке?
- Кто их авторы?
- О каких тайнах природы узнали?
Николай Сладков писал о природе так:
«Каждая полянка в лесу, каждая низинка и каждый бугорок не просто полянка, низинка, бугорок, а место согласия. В согласии живут на них растения и животные. Благоприятно влияя друг на друга»
Так и мы, люди, должны жить в согласии и любви, т. к. мы- тоже часть природы. Возможно, кто-то из вас станет писателем и напишет не менее интересные и занимательные рассказы. Думаю, что в ваше сердце сегодня проник лучик света и любви к природе родного края.
VIII. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки (с.76-77); по желанию выучить наизусть стихотворение Н. Некрасова, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду этих произведений.
6