- Преподавателю
- Начальные классы
- «Современные подходы к разработке урока в (коррекционной) школе
«Современные подходы к разработке урока в (коррекционной) школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | МУРЗАЕВА В.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГБОУ СКОШИ № 17
Мурзаева В.В.
«Современные подходы к разработке урока в (коррекционной) школе
VIII вида».
2015 год
Современный урок в специальной (коррекционной) школе
Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она была обоснована Я.А. Каменским как «полезная коллективная форма» обучения детей одного возраста и одного уровня готовности. В России форма обучения в виде урока закрепилась в 1786 году, уставом Екатерины II. Уже на протяжении нескольких столетий урок является основной формой обучения, как за рубежом, так и в России. На то есть целый ряд причин: передача знаний одним человеком всему классу; наличие помещения, специальных условий, пособий, учебников; возможность быть воспитанным в коллективе, живое общение с учителем и сверстниками, а главное - экономичность и возможность массовости обучения. Последние годы в современной педагогике стали появляться критичные замечания в адрес урока как формы обучения. Главный недостаток - это стандартность построения урока, ведущая к формализму знаний. Это однотипность в изучении материала, трудности сочетания различных форм работы, как следствие - психологический дискомфорт ребёнка и негативизм к процессу обучению. Конечно, говорить о смене формы обучения не стоит, а вот обратить внимание на форму проведения урока смысл есть. Ведь как писал К.Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Эту цитату можно перефразировать и в адрес школы. Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Нужно ли на первое место поставить развитие ребенка, а на второе обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщать ребенку только те знания, которые понадобятся ему в жизни, и как узнать, что понадобиться ему в жизни? Нужно ли превратить урок в игру? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Современный урок - это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока - залог повышения качества обучения и воспитания. К каждому уроку учитель должен готовиться, нельзя использовать одни и те же конспекты в течение многих лет. Меняются дети, меняются подходы, в конце концов, меняется сам педагог. На каждый урок учитель должен иметь план. Несомненно, для открытого урока учителю необходим подробный конспект. В каком виде оформлен конспект - это на усмотрение педагога, либо возможна какая-то единая форма, принятая в школе. Готовясь к уроку, зная тему урока, учитель определяется с типом урока. Существует много классификаций, описаний, типологий уроков, но главное, чтобы у каждого урока был стержень. Представленная на слайде классификация является наиболее распространенной.
- Изучение нового материала.
- Формирование и закрепление знаний.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Проверка и оценка знаний.
- Комбинированный урок.
нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать. Во первых- это рассказать о..., познакомить с ..., дать понятие о….
Во вторых - учить решать ..., учить писать ..., вычислять, измерять, изготавливать, пользоваться, составлять и т.п. С одной стороны, в образовательные задачи закладываются и впоследствии реализуются на уроке теоретические знания, с другой - практические умения. Ведь самое главное - чему ребенок научиться на уроке. Наибольшая проблема заключается в формулировке коррекционных задач. В конспекте урока педагоги нередко пишут: коррекция и развитие памяти, внимания, мышления или ВПФ. Это неверно. Ведь все эти понятия являются очень обширными. Например, мышление включает в себя: Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; Формы: понятие, суждение, умозаключение. Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать. Что мы корригируем и как, с помощью чего, посредством чего. Например, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе работы с предложениями деформированного текста. Говоря о формулировке воспитывающих задач, хотелось бы отметить, что очень часто педагоги ставят «высокие» нравственные задачи, которые на уроке достаточно сложно реализовать. Бывает, что воспитывающие задачи просто «притянуты» к теме урока. Если материал урока не позволяет сформулировать воспитывающую задачу типа: показать школьникам важность правильного поведения в лесу, то можно ограничиться задачей, прививать интерес к предмету и процессу обучения. Определившись с темой, типом урока, поставив цель и сформулировав задачи, учитель выбирает ту форму работы, которую он будет использовать на уроке. Независимо от выбранной формы работы, на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности и общей заинтересованности. Необходимо формирование правильной самооценки ребенка через оценку его работы товарищами и учителем. Конечно, если учитель на уроке умело сочетает групповую, индивидуальную и парную работу, то такой урок, безусловно, является выигрышным во всех отношениях. Для педагога очень важно определиться, с помощью каких методов предстоит достигать поставленные задачи. Метод от греческого «methodos» - «путь к чему-то». Проблема выбора метода обучения непроста. Все попытки найти какие-то универсальные методы окончились неудачей. Использовать один метод изолированно невозможно, как правило, при работе комбинируется несколько методов, и используются они одновременно. Методы - это как бусы. Каждая бусина в бусах может существовать и использоваться сама по себе, но все вместе бусины составляют единое целое. Главным является то, что учитель должен умело комбинировать разные методы и четко понимать, что использование того или иного метода зависит от этапа и цели этапа. Как правило, учителя используют классическую классификацию методов по источнику знаний.
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
- Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.
- Практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно -практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение.
Существует классификация методов по характеру познавательной деятельности:
- Объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти).
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
- Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения).
- Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Кто сегодня на уроке работал у доски?
Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)? Что касается устного счета, словарной работы, речевой разминки, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то они не являются отдельным этапом, эти виды работ - часть какого-либо этапа. Выделение физминутки как отдельного этапа вполне возможно. Очень многое на уроке зависит от умения учителя правильно задавать вопрос учащемуся. Вопросы должны заставлять думать и будить мысль. Педагогу, всегда нужно помнить: каков вопрос, таков и ответ. Каждый вопрос следует очень тщательно продумывать, пытаться предположить, как на него ответят дети. Здесь уместно вспомнить, разработанную М.Ф. Гнездиловым классификацию вопросов. Вопросы, требующие называния (Кто это? Что это?). Вопросы, требующие воспроизведения фактов (Что делает? Как делает?). Вопросы, требующие сопоставления предметов или явлений (Как делает, медленно или быстро? Чем отличается круг от квадрата?) Вопросы, требующие выяснения причинно-следственных отношений (Почему? зачем?). Вопросы, требующие обсуждения и приведения доводов (Нужно ли беречь природу? Докажите, почему вы так считаете.). Весьма продуктивным является прием проговаривания алгоритмов действия. Проговаривание алгоритма - это начало думания. На уроке ребенок должен говорить. Существует несколько классификаций характера обучения. Характер обучения инструктивно-авторитарный Рассказ учителя. Чтение текста в учебнике. Ответы на вопросы учителя (вопросы из учебника). Рассматривание иллюстрации. Повторение рассказа учителя (текста учебника). К сожалению, данный характер обучения является наиболее распространенным в школе. Например, на уроке чтения учитель задает вопросы по прочитанному дома тексту, затем читает новое произведение, проверяет восприятие, после чего читают дети, далее учитель задает вопросы, потом дети читают опять и так далее до конца урока. Если это урок русского языка, то: проверили домашнее задание, прочитали правило в учебнике, выполняем упражнения. Проведение урока в таком стиле не способствует ни познавательной активности школьников, ни формированию положительной мотивации к процессу обучения. Как правило, на таком уроке начинает «хромать» дисциплина, дети утомляются от однообразных видов деятельности, от неинтересных заданий. Характер обучения личностно-значимый
- Постановка предположений.
- Выдвижение проблемы.
- Обсуждение гипотезы.
- Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя).
- Поиск эмоциональных опор (иллюстрация. ТСО).
- Составление графического плана-опоры.
Литература 1.Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе 2001,ВЛАДОС 2. Шишкова М.И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе // Коррекционная педагогика. - 2007. - № 6