- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект Удивительная вода
План-конспект Удивительная вода
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузвесова И.В. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КРАЕВОЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2012»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Перми
Номинация
«Учитель начальной школы»
План-конспект
урока окружающего мира
в 1классе
«Удивительная вода»
Работа выполнена
учителем начальной школы
Кузвесовой Ириной Владимировной
ПЕРМЬ - 2012
План-конспект
урока окружающего мира в 1 классе МАОУ «СОШ № 16» г. Перми
(система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Тема урока: Удивительная вода
(УМК Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букваревой)
Цель урока: создание условий для «открытия» учащимися некоторых физических и
химических свойств воды.
Задачи: - помочь детям средствами наблюдения с элементами исследования выделить и сформулировать некоторые основные свойства воды; - содействовать формированию следующих УУД:
- Коммуникативных (высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о тайнах воды, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов);
- Регулятивных (действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели);
- Познавательных (умение определить понятие «свойство», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения признаков воды, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей процессов разрушения водой природных объектов (вода разрушает горы вместе с ветром, солнцем);
- Личностных (пробуждение патриотических чувств, гордость за уникальность природных объектов Урала, воспитание уважения к природе Пермского края; осознание правил безопасного поведения на воде, в горах; эмоционально-ценностное отношение к воде как основе жизни, любование водой, реками Пермского края, основанные на наглядных образах (воспоминания детей, набор художественных фотографий, слайды электронной презентации); пробуждение желания, мечты попутешествовать и увидеть собственными глазами уникальных природных памятников Урала, рек Пермского края (Чусовая, Сылва);
Обоснование выбора типа урока
Тип урока - урок-конкретизация учебной задачи в разделе «Состояния и процессы». На предыдущих уроках, присваивая понятие «процесс», дети моделируют различные процессы, происходящие в живой и неживой природе. Осмысливая процессы, связанные с водой, учащиеся открывают 3 состояния воды (жидкое, твердое, газообразное) и процессы, которые приводят к возникновению этих состояний (таяние, замерзание, испарение, конденсация). Конкретизация учебной задачи на данном уроке связана с преобразованием практических представлений детей о воде, основанных на личном жизненном опыте, в теоретические понятия («свойства», «растворитель», «вещество без запаха, без цвета, без вкуса, без формы»). Поисковая работа учащихся на данном уроке необходима для организации следующего шага детей: моделирование процессов разрушения водой природных объектов (горы, берег реки) на следующем уроке.
Оборудование:
- мини-лаборатория для кабинета биологии: колбы, воронка, лейки, сосуды, набор цветной бумаги, питьевые трубочки, лупы, термометры;
- набор художественных фотографий речных пейзажей Пермского края;
- комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран);
- ЦОР: мультипликационный фильм об использовании воды в гидроэнергетике (эксклюзивные материалы РусГидро, проект «Энергия образования», диск «Хрестоматия. Чистая энергия»), слайд-шоу «Столбы выветривания», электронная презентация «Визитная карточка Урала»;
- вещества для опытов: кипяченая вода, соленая вода, сладкая вода, кусочки сахара;
- макет «гора» из песка и камней;
- карточки с названием темы урока, плакат с текстом загадки, названия свойств воды;
- раздаточное оборудование для парной работы (тарелки и кружки одноразового использования);
- портреты Маши и Алеши (героев учебника В. Репкина «Букварь», хорошо знакомых ребятам).
Ход урока.
- Организационный этап.
- Мотивация.
- Актуализация знаний.
- Введение в тему.
- Целеполагание.
- Исследовательская работа учащихся «Самое удивительное вещество».
УЧИТЕЛЬ - Вы сказали, что вода прозрачная. Как это доказать? ДЕТИ - Можно взять чистый стакан, налить в него воду и положить в воду любой предмет. Мы увидим, что его хорошо видно. - Можно и не опускать предмет в воду, можно поместить его за стакан. Предмет также будет виден. УЧИТЕЛЬ - О каком свойстве воды идет речь? (прозрачность)
Учитель показывает три стакана с прозрачной водой. УЧИТЕЛЬ - Что можно сказать про воду в этих стаканах? (она прозрачная во всех стаканах). - Как еще можно узнать про воду? (попробовать и понюхать, потому что на вкус и по запаху она может оказаться разной). Учащиеся нюхают воду. ДЕТИ - Вода пахнет одинаково. Учащиеся пробуют на вкус. ДЕТИ - Вода в одном стакане соленая, в другом сладкая, в третьем простая, безвкусная. УЧИТЕЛЬ - Почему это произошло? (в один стакан положили соль, в другой сахар, а в третий ничего не положили). УЧИТЕЛЬ - Но я не вижу ни соли, ни сахара. Куда делись соль и сахар? (исчезла, «умерла», растворились). УЧИТЕЛЬ - Какое свойство воды мы сумели понять? (вода - растворитель). УЧИТЕЛЬ - Маша утверждает, что ее мама пользуется прозрачной водой, однако та вода пахнет. Почему? (это духи, в воде растворили пахучие вещества; они в воде не видны, но пахнут).
- Алеша смущен тем, что в третьей подсказке, в загадке, не названы
свойства воды так, как мы их назвали. Как автор загадки называет воду? (послушная, мягкая, добродушная). - Мы сможем объяснить, почему в загадке вода мягкая? (когда трогаешь воду, она гладкая, спокойная, мягкая, приятная, разрешает все с собой делать, в ней купаются, расслабляются). - Почему вода послушная? Как это показать? Учащиеся берут из мини- лаборатории колбы разной формы и переливают воду из одной колбы в другую. - Что увидели? (вода принимает форму сосуда, а своей формы не имеет). - Как объяснить, что вода названа добродушной? (вода добрая, помогает людям: мыть руки, тело, отдыхать, по воде можно перевозить грузы, в воде живут рыбы; вода сильная: она крутит турбины; на воду приятно смотреть, вода как зеркало, водопад очень красив). Ожидаемый результат: на основе высказанных предположений, как показать свойство воды, дети демонстрируют свои исследовательские умения, подтверждающие названные ранее свойства воды, и доказывают, что она - самое удивительное вещество.
- Демонстрация ЦОР.
- Демонстрация художественных фотографий с речными пейзажами (Чусовая, Сылва, Жигалан).
- Минутка релаксации в контексте природного окружения.
- Постановка проблемного вопроса.
- Исследовательская парная работа «Как вода разрушает?»
- Проверка гипотезы.
Ребята смотрят, читают текст.
Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые породы, из которых сложены останцы, - разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. Именно отсюда и пошло название - Столбы выветривания.
УЧИТЕЛЬ - Как вы думаете, где находятся этот уникальный памятник природы? - Мы с вами живем на Урале. Столбы выветривания (останцы) на плато Мань-Пупу-Нёр являются визитной карточкой Урала. Столбы выветривания (мансийские болваны) - уникальный геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми, которая граничит с нашим Пермским краем.
УЧИТЕЛЬ - Так может вода камень источить? (да, но ей нужны помощники в природе: солнце, ветер, температура, вода должна быть в разных состояниях, должно пройти очень долгое время).
- Рефлексия.
- Эмоциональная.
- Содержательная.