Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему Местоимение

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Общая информация


Учитель Столярова Надежда Александровна

ОУ МОУ Яблоневская ООШ

Предмет

Русский язык (авторы учебника - В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.)

Класс: 3

Тема урока Личные местоимения.

Используемая образовательная технология Технология проблемного диалога

Тип урока Открытие новых знаний

Цели учителя


1. Обучение: организовать учебную деятельность учащихся - по усвоению знания значения и определения местоимения как части речи; - по выработке первичного умения распознавать местоимения среди других частей речи.

  • 2. Воспитательная деятельность: создать условия для понимания того, что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека, для осознания детьми смысла учения, для ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, для положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

3. Развивающая деятельность: создать условия для достижения метапредметных результатов: умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию, умение формулировать несложные выводы, умение строить предположения, опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока, умение планировать свою деятельность, умение контролировать и оценивать результаты своих действий, умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу, умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям, умение работать в группе, умение контролировать действия партнёра.

Цели учебной деятельности

(цели ученика)

-Узнать, для чего нужны местоимения.

-Узнать, как отличить её от других частей речи.

- Узнать, когда в речи мы употребляем местоимения. Приобрести умение правильно писать местоимения.

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Вопросы: Что обозначает местоимение? На какие вопросы отвечает?

Как отличить её от других частей речи.

Когда в речи мы употребляем местоимения?

Задание: Заменить имена существительные на подходящие по смыслу местоимения.

Опорные знания Понятие «личное местоимение»

Новые знания

Местоимение - это часть речи, которая не называет конкретный предмет, а только указывает на него. Местоимение имеет три лица, единственное и множественное число.

Задачи урока Организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний. Организовать действия учащихся по работе со словарём. Организовать повторение изученных частей речи. Создать проблемную ситуацию. Организовать формулирование учебной проблемы и целей деятельности. Организовать подводящий диалог, направленный на построение определения «местоимения» и его значении в речи. Организовать формулирование темы урока и новых целей урока. Организовать самостоятельную работу с самоконтролем и самооценкой. Организовать выявление причин ошибок в самостоятельной работе и запись домашнего задания. Организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.

Оборудование АРМ учителя, презентация, карточки со словами.








Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые личностные результаты

Планируемые метапредметные результаты

1. Мотивация к деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:

Русский наш язык настал.

Время нам нельзя терять

Урок наш будем начинать

Каждый сегодня получил волшебный мешочек, который будет пополняться новыми знаниями и открытиями.

- А зачем знания?

- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и открыть новые тайны русского языка.

А какое открытие сделает каждый из вас - вы поделитесь в конце урока.


Отвечают, обосновывая свой ответ.

осознание смысла учения умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию

2.Словарная работа

- Отгадайте загадку:

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова. Слайд 2

- Верно, что известно вам об одуванчике?

- Найдите слово одуванчик в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом одуванчик.

-Запишите.

- Это одуванчик.

Слушаются ответы детей

Работа со словарями.

дети записывают слово в тетрадь и выделяют орфограмму.

Дети составляют предложения.






умение работать со словарём,

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

3. Постановка первой проблемы

- Ребята, к какой части речи относится слово одуванчик?

- Как вы это определили?

- Ребята, какие части речи вы ещё знаете?

Слайд 3

Я вам предлагаю поработать в парах

Задание.

У вас карточки. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово и объяснить свой выбор. На это вам 4 минуты

север

учитель

ученик

я

салют

весёлая

дружные

весенний

верный

он

писать

смотрит

удивлять

ты

работать


Организует проверку работы

по слайду 3

- Можете нам рассказать про эти слова?

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы


Я он ты

- Прочитайте лишние слова

-Эти слова вы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

Но в речи вы их слышали? Где слышали эти слова? Где их использовали?

В каких случаях?

-Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи?

-Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней?

Значит, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Фиксирует цели на доске.

- Имя существительное.

Дети отвечают, обосновывая свои ответы.

- Имена прилагательные, числительные и глаголы.

Работают в парах. Вспоминают изученные части речи.


Каждая группа называет части речи, обосновывая свой ответ:

- Слова 1 группы - это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

-Слова второй группы - имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета.

- Слова третьей группы - глаголы, потому что отвечают на вопросы что делать? что делает?

- Я, он, ты

- Стова отвечают на вопросы кто? и что?

но не обозначают предмет.

Дети высказывают свои версии.

-Это местоимения.

Слушаются версии детей.

- Узнать, для чего нужны местоимения.

- Когда в речи мы употребляем местоимения.

-Узнать, как отличить местоимение от других частей речи.

Приобрести умение правильно писать местоимения.

умение формулировать собственную позицию и обосновывать ее;

умение контролировать результаты своих действий









































опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока

4. Поиск решения первой проблемы (подводящий диалог)

- Итак, ребята, давайте открывать тайны новой части речи Слайд 4

Прочитайте первую пару предложений.

- Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения?

-А почему?

Подумайте, а что можно изменить в этой паре? Сделать так, чтобы слова не повторялись, каким словом можно заменить?

-О ком говорится в первом предложении? О ком говорится во втором предложении? Назовите слово, которое указывает на того, о ком говорится во втором предложении. (он)

- Можно ли сказать, что это слово называет того, о ком говорится в первом предложении? Было бы вам понятно, о ком говорится во втором предложении, если бы не было первого?

- Что же такое местоимение? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Вывешивает тему урока.

- Для чего же в речи мы употребляем местоимения?

Наблюдают за предложениями.

Юля сажает цветы.

Юля (она) помогает бабушке.

Нет

Повторяются слова: Юля и Юля

Дети высказывают свои версии.


Местоимение - это часть речи, которая не называет конкретный предмет, а только указывает на него.

- чтобы не было в предложениях повторения одного и того же слова.

умение сохранять цели урока

умение строить речевое высказывание

умение контролировать свой результат

5. Физ. пауза (Выполняют упр. под музыку на слайде 5

6. Постановка второй проблемы

- Итак, вы определили, для чего нужны местоимения. А знаете ли вы как отличить местоимение от других частей речи?

- Какой вопрос для исследования вы сформулируете?

- Сформулируйте следующую цель урока.

- Дети отвечают. Называют свои версии.

- как отличить местоимение от других частей речи.

опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и в виде целей урока

7. Поиск решения второй проблемы

Ролевая игра

-Чтобы поближе узнать, что такое местоимение, давайте послушаем один телефонный разговор.

Фронтальная беседа.

- Настя, начиная разговор, как называет себя?

Это 1 лицо, которое участвует в диалоге.

Настя, а как бы ты назвала себя и Лешу одним словом?

-Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

Как Настя обращается ко второму участнику диалога? На Лешу указывает местоимение ты. Это 2 лицо.

Настя, а как бы ты обратилась к Косте, Саше, Маше, о которых ты спрашивала? К ребятам класса?

- А как вы обратитесь ко мне?

(Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

Настя и Леша говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Маша - она, Саша - он ("3-е лицо").

Ребята, а как бы вы назвали Настю и Лешу одним словом-местоимением?

("3-е лицо")

А каким, словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

- Сделайте вывод о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений?

- Найдите упр. 156. Рассмотрите рисунки, назовите местоимения.

Выполните задание, обсудив выбор верного утверждения.

Кто считает правильным 1-ое утверждение? 2-ое? Обсуждение высказываний.

Подведём итог нашей работы. Познакомимся с правилом в учебнике на стр. 92. Прочитайте его и скажите, что нового вы узнали об этой части речи из правила. Слайд 12

- Алло! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо.

- Мне нужна Маша. Скажи, она дома?

- Нет, её нет.

- А Саша? Где он?

- Я

- Мы

- Ты

Вы - "2 -е лицо"

- Тоже Вы


- Они

- В нашей речи мы часто используем местоимения, когда общаемся друг с другом, указываем на что-то.

Работа в паре

-Местоимения имеют лицо.

-У местоимений 3 лица-1, 2, 3.

-А ещё у местоимений есть число: единственное и множественное.



умение формулировать предположения и аргументировать свою точку зрения




умение сохранять цели своей деятельности

умение работать в группе

умение искать необходимую информацию в словаре

умение контролировать действия партнёра

умение сравнивать, обобщать

8. Первичное закрепление

-Работаем дальше. Смотрим и читаем задание на стр.93 упр.157.(чтение по ролям)

- Какие местоимения встретились в этом стихотворении?

- Что вы о них можете сказать? Чем вы можете воспользоваться?

Слайд № 13

-Прочитайте задание. Найдите в каждой группе слов лишнее

-Как вы считаете, почему данные слова являются лишними?

- Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.

Чтение по ролям

-Местоимения-я , ты.

-Таблицей учебника.

- Местоимение « я» 1л., ед. ч; местоимение «ты» 2л., ед. ч.

-«На»- это предлог;

-«Но»- это союз;

-«Яна» - существительное;

-«Они»- местоимение мн. ч;

-«Я»- местоимение ед .ч.

- Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

умение планировать свою деятельность

9. Контроль достижения целей - Наш урок близится к завершению и пора подводить итоги. Как вы узнаете, научились правильно употреблять в речи местоимения?

Предлагаю выполнить следующее задания.

На доске записан текст.

Ночью выпал снег. … покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. … подняла в воздух лёгкие снежинки. … закружились в воздухе.

-Как вы думаете, в чём заключается задание?

(Ученик, выполнивший работу раньше других, работает у доски.)

Самоконтроль.

(Кто справился с работой, ставит на полях тетради «!»)

Критерии:

Напротив правильного ответа на полях тетради ставьте «+» и рядом поставьте отметку:

«5»-всё правильно;

«4»-допущена 1 ошибка;

«3»-допущены 2-3 ошибки;

Отметку не ставим, если допущено более 3 ошибок.
- Оцените свою работу. Если вы правильно записали местоимения во всех предложениях, поставьте себе «+», если ошиблись - «?». - У кого есть знак «?» за работу? В чем трудности?
- Что будете делать, чтобы решить свою проблему?
- Кто поставил себе два знака «+»? - Вам уже не нужно тренироваться в применении нового алгоритма?

- А где вы можете потренироваться? Дает домашнее задание. Составить и записать два предложения с личными местоимениями.

- Надо выполнить задание, где бы мы могли применить свои знания.

- Нужно заменить подчеркнутые существительные местоимениями, которые подходят по смыслу.

Оценивают результаты самостоятельной работы.


Отвечают (подбирают подходящие по смыслу местоимения и указывают лицо)

- Будем тренироваться подбирать подходящее по смыслу местоимение, указывать лицо.

Отвечают.

- Нужно, мы еще мало тренировались, поэтому в следующий раз мы можем допустить ошибку.

- На следующих уроках, дома.












ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


умение выполнять пошаговый контроль по результату

умение оценивать результаты по критериям

умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу

10. Рефлексия - Какая была тема урока? - Какие цели ставили на этом уроке?





- Достигли поставленных целей?

- Докажите. Что называется местоимением?

-Чем местоимение отличается от имени существительного? Дайте полный ответ.

- Оцените свою работу на уроке с помощью нашего светофора и нужный цвет вложите в волшебный мешочек знаний.

Если вы довольны своей работой, были активными, самостоятельными, быстро выполняли задания, старались, прикрепите зелёный цвет. А если вы не очень довольны своей работой, если считаете, что можете быть активнее, старательнее, то прикрепите жёлтый цвет, ну а если было трудно и вам нужна помощь, то красный кружочек.

-Личные местоимения.

- Узнать, что называют местоимением.

- Когда в речи мы употребляем местоимения.

-Узнать, как отличить местоимение от других частей речи. Приобрести умение правильно писать местоимения.

- Да; почти.

- Отвечают.


Выполняют задание.















положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

умение сохранять цели урока

умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям


© 2010-2022