- Преподавателю
- Начальные классы
- "Урок обучения грамоте на тему «Звуки, обозначаемые буквой г; буквы Г, г» (1 класс)"
"Урок обучения грамоте на тему «Звуки, обозначаемые буквой г; буквы Г, г» (1 класс)"
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Файзрахманова Г.Х. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок обучения грамоте
Тема:
« Звуки, обозначаемые буквой г; буквы Г, г ».
1 класс
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Учитель: Файзрахманова Гульгена Хамисовна
Этапы урока | Цели этапа | Ход урока | Формирование УУД и ТООУ |
Организационный момент Актуализация знаний Проблемное объяснение нового знания Первичное закрепление . Самостоятельная работа с самопроверкой Итог урока. Рефлексия. | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. 1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися и ндивидуального задания или в его обосновании 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5) Организовать фиксацию преодоления затруднения. Организовать усво ение детьми нового материала - фронтально; - в парах или группах | На уроке я сижу - Не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю.
- Эту букву тоже спрятали , как и подарки. Буква Г пропала вдруг В книгах, партах, на столе Или даже на стене. _ Ребята, посмотрите, Дед Мороз прислал нам елочку. Давайте украсим ее нашими буквами. - Давайте украсим нашу елочку еще и игрушками, но только теми игрушками, в названии которых есть звуки Г ( твердый, мягкий). Украшение елки. Дети выбирают игрушки (гирлянды, грибы, голуби и т.п.), выделяют в словах изучаемый звук, сигнальными карточками показывают твердость-мягкость согласного и вешают игрушку на елочку. Самооценка Чтение слогов с буквой Г. - А какое предыдущее задание мы с вами не смогли выполнить до конца? (Прочитать имена на подарках). - Давайте попробуем еще раз прочитать, кому предназначены подарки. - Давайте разделимся на группы ( по цвету подарков). - А сейчас посмотрите, что находится внутри подарков. ( На карточках записаны слова с пропущенной буквой Г. Дети вписывают букву, читают слова, составляют рассказ) 1 группа слов: снеговик, ребята, горка, 2 группа слов: снегирь, ягоды, рябина, 3 группа слов: снег, дорога, город Составление рассказов с данными словами. - А сейчас давайте соберем все эти слова вместе и попробуем составить большой рассказ. Самооценка (Смайлики) ФИЗМИНУТКА
Зрительная физминутка
| Познавательные УУД 1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; 3. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. 5. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6. Формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7. Формируем умение находить ответы на вопросы .
Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других; 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 4. Формируем умение работать в парах, в группах. 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания ΙΙΙ. Развитие умения применения нового знания. | - Произнесите [г] - [г']. - Что услышали? (Произношение различается: один звук произносится твёрдо: [г], а другой - мягко: [г'].) - Как же нам перевести звуки из мира слышимого в мир видимый? Позовём на помощь особые значки - буквы. - Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? (Можно предложить детям выбрать букву из нескольких, висящих на доске. Звуки [г] - [г'] обозначены одной буквой - гэ). 2. Знакомство с буквой г: печатной и письменной. (Если дети сами выбрали печатную и письменную буквы, можно задать вопрос: почему буквы такие разные?) Или: - У каждой буквы есть два образа, два лица: печатный и письменный. Учитель показывает букву печатную. - Похожи ли письменная и печатная буквы? «Г» - громадный кран подъёмный. (В. Степанов) ...Подобно кочерге, горбит спину буква «Г». (А. Шибаев) 3. Работа со схемой-«человечком». - Прикройте уши руками и произнесите эти два звука [г] - [г']. - Чувствуете дрожание, звон? - Так произносятся все звонкие согласные звуки; они состоят из голоса и шума. Догадались, в какие шапочки будут одеты на наших схемах звуки-«человечки»? ( Видите, наш художник нарисовал «человечку» шапочку-звоночек.) - Кто запомнил, как называют согласные звуки, которые состоят из голоса и шума, при их произношении мы чувствуем дрожание голосовых связок? (Звонкие согласные звуки.) - Произнесите еще раз два звука [г] - [г']. - Слышите, чем они отличаются? - Кто знает, как называется такое отличие? (Твердый и мягкий.) - Посмотрите, как раскрасил башмаки наш художник. - Как вы думаете, почему? - Каким бы цветом вы обозначили мягкий звук? - Твердый? (Учитель выслушивает предложения детей, но условные обозначения должны стать едиными: мягкий согласный звук будем обозначать зелёным цветом, а твёрдый согласный - синим цветом.) - О чём же расскажет нам схема-«человечек»? (Эта схема читается так: буква г обозначает согласный звонкий твёрдый звук [г] и согласный звонкий мягкий звук [г'].) - На схеме 1-го слова (гусеница) каким кружком отметим звук [г] в слоге гу? (Синим.) - А на 2-й схеме - каким кружочком звук [г'] в слоге ги (гири)? (Зелёным.) 4. Звуко-буквенный анализ слов. а) Схема-анализ слов гиря и гусеница. - Сколько гласных звуков в слове гусеница? Назовите их. - Сколько слогов? - Почему? - Назовите эти слоги. - Какой слог ударный? - Обозначьте на схеме и напечатайте знакомые буквы (над схемой). Так же анализируется слово гиря. б) Замена звуков соответствующими знаками. - Вернёмся к кружкам из фонетической разминки. - Кто помнит, какие слова начинались со звуков [г], [г']? (Овощи, аист, гайка, азбука, пение, ум, искра, гибкий, ирисы, парус.) Учитель заполняет сам или просит детей (не меняет на другой кружок, а именно заполняет) пустые белые кружки соответствующим знаком, то есть буквой, на доске на глазах у детей. - Какую важную работу мы сейчас сделали? (Мы познакомились с новыми звуками и буквой. Назовите их.) 5. Выделение звуков [п] - [п'] из слов пуговица, пень. 4 При произнесении звуков [п] - [п'] дети наблюдают, как произносятся эти звуки, и делают вывод, что эти звуки - согласные глухие, состоят только из шума. - Послушайте слово: пуговица. - Произнесите его сами. - Определите, какой первый звук. ([п] согласный.) - Почему согласный? - Сколько гласных звуков в слове пуговица. Назовите их. - Сколько слогов? - Почему? - Назовите эти слоги. - Какой слог ударный? - Обозначьте на схеме и напечатайте знакомые буквы (над схемой). Так же анализируется слово пень. - Какой буквой обозначаются эти звуки? - Выберите ее (из предложенных на доске).
- Чёрная соломенная шляпка - обозначает глухой согласный звук. - Как обозначили мягкий звук [п'] на схеме? А твёрдый звук [п]? б) Запись на схеме соответствующих знаков. - Вернёмся к кружкам из фонетической разминки. Давайте вспомним, где же были звуки [п'] и [п], в каких словах? (Овощи, аист, гайка, азбука, пение, ум, искра, гибкий, ирисы, парус.) - Заполним кружки, соответствующие этим звукам. (Напишем в белых кружках букву п.) - Какую важную работу мы сейчас сделали? (Мы познакомились с новыми звуками и буквой. Назовите их.) 8. Знакомство со звуком [и] и буквой и. - Найдите на с. 34 рисунки, которые соответствуют отгадке: Отгадай, какое слово Есть у каждого портного? Вместо шубы это слово Ёжик носит на спине, Это слово вместе с ёлкой В Новый год придёт ко мне! (Иголка) - Какой ещё рисунок мог бы здесь быть? (Рисунок ёжика.) - Произнесите слово иголка. - Сколько гласных звуков? (Три [и, о, а].) - Сколько слогов? - Отметьте гласные звуки и слоги на схеме в Букваре. - Поставьте ударение. (Ударный - второй слог, первый и третий слоги - безударные.) - Произнесите первый слог. Сколько в нём звуков? (Один.) - Какой это звук? ([и] гласный, безударный.) - А можем ли мы звук увидеть? (Звуки мы слышим, но не видим.) На протяжении всего периода обучения грамоте необходимо напоминать детям об отличии звуков и букв. 9. Знакомство с буквой и. Звук [и] обозначен буквой и. - Какой буквой обозначают этот звук? - Выберите ее (из предложенных на доске). - На что похожа? - Из каких элементов состоит? «И» - калитка, три доски. Вот на что похожа «и». Между двух прямых досок Одна легла наискосок. (В. Степанов) 10. Работа со схемой-«человечком». - Какой звук обозначен буквой и? (Гласный.) - Догадались, как закрасим туфельки? (Красным цветом.) - Измените слово иголка так, чтобы гласный звук [и] стал ударным. (Иглы.) 11. Замена звуков знаком буквы на схеме. - Посмотрим на наши кружки. Давайте вспомним, где же был звук [и]? (Овощи, аист гайка, азбука, пение, ум, искра, гибкий, ирисы, парус.) - Заполним кружки, напишем букву и. - Какую важную работу мы сейчас сделали? (Мы познакомились с новым звуком и буквой. Назовите.)
- Откройте прописи на с. 1 (часть 2). 1. Знакомство с графическим начертанием букв и, г, п. а) Сравнение печатной и письменной буквы и на табло (вверху с. 1). Различие в наклоне, плавности линии, разные элементы. - Встречали мы эту букву? Дети писали её в прописи № 1, только не называли буквой. - Что подсказывают точка и стрелочка? (Откуда начинать написание буквы и в каком направлении вести линии.) - Из каких элементов состоит строчная буква и? - Обведём цветными ручками на табло (под счёт: и-раз-и-два-и). Ученики объясняют написание, затем обводят зелёным цветом букву и на табло. б) Аналогично ведётся работа с буквой г: - сравнение печатной и письменной буквы на табло; - анализ элементов, из которых состоит буква; - проговаривание последовательности написания буквы г; - письмо в воздухе; - обведение по светлым линиям на табло буквы г зелёным цветом (под счёт: и-раз-и). в) Аналогично ведётся работа с буквой п: - сравнение печатной и письменной буквы на табло; - анализ элементов, из которых состоит буква; - обведение элементов разными цветами; - проговаривание последовательности написания буквы п; - письмо в воздухе (следить, чтобы дети держали руку на локте, опираясь о парту); - обведение по светлым линиям буквы п на табло зелёным цветом (под счёт: раз-и-два-и); сопоставление письменных букв. - Почему же именно эти буквы мы сегодня пишем вместе? (Состоят из похожих элементов.) - Из каких элементов? Назовите. д) Письмо наклонных линий. - Для написания букв важно сохранять высоту, наклон, правильность линий. Помогут справиться с этим линии-помощницы первой строчки. - Чем различаются эти линии? (Размером.) - Что их объединяет? (Начинаем писать сверху, у них одинаковый наклон.) - Напишите под счёт. Обведите по светлым линиям сначала зелёным цветом все короткие линии, затем синим цветом все длинные (Раз - два, раз - короткая, два - длинная.) е) Письмо строчной буквы и. - Запишем буквы под диктовку, возьмём ручки зелёного и синего цвета. Три буквы зелёные, три буквы синие. Учитель диктует слова, дети обводят буквы, если слышат гласный звук [и] в начале слова. Ива, иволга, игры (поменяем зелёный цвет на синий), искорка, избушка, известие. - Сколько букв обвели? Сколько зелёных, сколько синих? (3 зелёных и 3 синих.) Учитель ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО указывает на типичные ошибки детей. - Посмотрите, какие буквы могут получиться. Учитель на доске пишет буквы с ошибками, после анализа ошибок все буквы с ошибками стираются. - Продолжаем: искать, изумрудный, икра. - Сколько осталось букв? Обведите самостоятельно. ж) Письмо элементов букв. - Приготовьте три разных цвета. Почему три, догадались? (На следующей строке три разных элемента.) - Обведите сначала все наклонные прямые линии. В каком направлении будете вести линию? - Поменяйте цвет. Обведите наклонные линии с закруглением внизу вправо. - Поменяйте цвет. Обведите наклонные линии с закруглением вверху влево. з) Письмо строчной буквы. - Запишем на следующей строчке под диктовку, возьмём ручки зелёного и синего цвета. - Что подсказывает наклонная линия? (Помогает держать наклон.) - Обведите все наклонные линии синим цветом. - Запишем букву г зелёным цветом. Учитель диктует слова, дети обводят буквы. Грузовик, газон, гармонь. - Сколько букв получилось? - Продолжаем обводить: гарнир, гастроном, генерал, гепард, георгин. Анализ, обсуждение недочётов. Письмо буквы до конца строчки. Физкультминутка для пальчиков. и) Письмо и сопоставление строчных букв. - Возьмите ручки трёх разных цветов: все буквы г - синим, буквы и - красным, буквы п - зелёным. Письмо под диктовку: с какого звука слово начинается, ту букву и обводим. Герой, градусник, гусли. - Какие буквы обвели? Какого цвета получились буквы? (Синего.) Сколько обвели? Плачет, плакса, плач. - Какие буквы обвели? Какого цвета получились буквы? (Зелёного.) Сколько обвели? Именины, инструкция, инженер. - Какие буквы обвели? Какого цвета получились буквы? (Красного.) Сколько обвели? Работа в Букваре. - Давайте ещё раз вспомним, как называется наш новый раздел Букваря? - Что необходимо знать, чтобы научиться читать? - А что уметь? - С какими же буквами мы уже познакомились? - А с какими звуками познакомились? - Чем звук отличается от буквы? 1. Работа с картинками Букваря. - Откройте свои Буквари на с. 34. - Назовите предметы, изображённые на кубиках. (Гриб, петух, избушка.) - Какой первый звук в слове гриб: произнесите слово, повторив несколько раз первый звук. Дети произносят [г-г-г-грип] - Найдите соответствующую букву. Соедините рисунок и букву стрелкой. Так же идет работа с другими словами. - Что вы могли бы рассказать про избушку? Про петуха? Про гриб? 2. Чтение слогов с изученными буквами (с. 34). Коллективное чтение под руководством учителя. - Прочитайте слоги, где буква и вторая. - Какой первый звук в каждом слоге? Почему? (Мягкие согласные; буква и - показатель мягкости согласных звуков на письме.) 3. Индивидуальное чтение. - Прочитайте слоги, в которых два гласных звука (иги и др.). - Сколько здесь слогов? - Почему? - Отметьте гласные звуки красными точками. - Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука. - Что можете рассказать про согласный звук? 4. Чтение слогов в паре. 4 - Давайте вспомним, как работать в паре? (Во-первых, слушать друг друга; во-вторых, не перебивать друг друга; в-третьих, исправлять вежливо, не обижая друг друга.) - Прочитайте друг другу сначала все строчки. 1 - Прочитайте все столбики. 1 - Сколько столбиков? (3 столбика.) - Отметьте цветными точками каждый звук в этих слогах. 5. Работа со схемами-«человечками» - Кто запомнил, как показать на схеме-«человечке» звонкий согласный? - Глухой согласный? - Какому человечку надо нарисовать красные башмачки? Физкультминутка. Игра на внимание (выполняется стоя). - Приготовьте три цветных карандаша: красный, синий, жёлтый. - Положите карандаши так: первым - красный, вторым - жёлтый, третьим - синий. - Поменяйте порядок карандашей так, чтобы синий был между жёлтым и красным. - Поменяйте карандаши так, чтобы слева от жёлтого был красный, а справа - синий. - Назовите, какие цвета у вас получились? (Красный, жёлтый, синий.) Работа в прописи. 1. Письмо букв. - Какие буквы написал художник на следующей строке? (Строчные буквы.) - Запишем буквы разными цветами. - Подберите слова, которые начинаются с новых звуков, а ребята пусть догадаются, какую букву обводить. (Дети называют слова и обводят буквы.) 2. Письмо слогов. - Что написано на следующей строке? - Какие буквы соединили? - Прочитайте первое соединение. Сколько в нём букв? - Заметили, что появилась вспомогательная линия? Зачем? Показ учителя на доске с комментированием: | Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других; 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 4. Формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Формируем умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
| - Пишу букву г, веду вверх до вспомогательной линии, начинаю писать букву и. Прочитаем то, что я написала: ги. Затем пишут дети, диктуя себе, а учитель - вслух. Аналогично проводится работа по написанию других слогов. | | |
V. Итог урока. | - Что нового мы узнали на уроке? - С какими согласными звуками мы сегодня встретились? - Сколько их? (Их четыре: [г] [г'] [п] [п'].) - А гласных? (Один звук [и].) - Сколько букв узнали? Почему их меньше? - Чем звук отличается от буквы? - Дайте характеристику изученным звукам. Завершите схемы«человечки» в прописи на с. 1. Дети раскрашивают башмачки и дорисовывают шляпки. - Как нужно читать согласные буквы перед буквой и? (Произносить согласные звуки мягко.) - Что у вас получилось лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Как бы оценили своё настроение после урока? - Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике. |
ТООУ |