- Преподавателю
- Начальные классы
- Современные средства обучения и их классификация
Современные средства обучения и их классификация
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миронович Т.В. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Средства обучения и их классификации.
План:
1.Понятие о средствах обучения и их сущность.
2.Классификации средств обучения.
З.Виды средств обучения и их характеристика.
4.Современные информационные средства обучения.
5.Электронные журналы и электронные дневники.
1 .Понятие о средствах обучения и их сущность.
Средства обучения - это составная часть метода обучения.
Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».
Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.
Выбор средств обучения определяется:
-
задачами урока или занятия;
-
содержанием учебного материала;
-
применяемыми методами обучения;
-
предпочтениями учителя.
Функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.
2.Классификации средств обучения:
1.По характеру воздействия на обучаемых:
-
визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;
-
аудиальные: музыкальный центр, радио;
-
аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
2.По степени сложности:
-
простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;
-
сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3.По происхождению:
-
натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);
-
символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;
-
технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.
4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
-
естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
-
объемная (геометрические фигуры, чучела);
-
изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
-
графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
-
символическая (географические карты, глобус);
-
звуковая (магнитофонная запись);
-
мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.
З. Виды средств обучения и их характеристика.
I. Вербальные средства обучения:
-
Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.
-
Главный инструмент общения, передача знаний.
II. Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.
Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.
К визуальным средствам относятся:
-
Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).
-
Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.
-
Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:
-
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
-
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;
-
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
-
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
-
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
-
наглядность должна быть эстетически выполнена;
-
наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;
-
привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
-
Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
-
Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
-
Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.
-
При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
-
Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
III. Технические средства обучения:
ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения.
В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы.
Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Методика использования ТСО.
-
При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.
-
Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:
-
Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
-
Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).
-
Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.
-
При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
4. Современные информационные средства обучения.
1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение.
Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.
С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных - все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
Обычный калейдоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.
Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).
Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется учителем на ее поверхности, мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.
Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу.
Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.
5.Электронные журналы и электронные дневники. Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя. Система предназначена для пользования в школах. Доступы к системе разделены на 2 модуля:
- административный (для директора, завуча и учителей)
- просмотровый (для родителей и учеников)
- информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;
- информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,
- посещаемости,
- рейтинге успеваемости,
- различные графики для оценки успеваемости;
- информирование о расписании и заменах уроков;
- возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;
- возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;
- возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;
- родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.
- легкое и быстрое занесение оценок в электронный журнал (одна оценка - один клик мышки);
- легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;
- построение отчетов по успеваемости и посещаемости;
- удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;
- также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;
- удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;
- формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;
- персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;
- контроль над получением всей информации родителями;
- возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы "домашнее задание" для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;
- размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);
- удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).
- построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;
- анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;
- построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;
- простая обратная связь с родителями учащихся.
Источник: 5fan.ru/wievjob.php?id=7693