Статья «Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников» В течение последних лет я уделяю особое внимание развитию познавательного интереса младших школьников. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. В своей работе стремлюсь, добиваюсь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечиваю развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки. Поэтому на своих уроках создаю условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников: - максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся; - учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития учащихся - создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся; - благоприятное общение в учебном процессе. Основа формирования познавательных интересов младших школьников - их творческая деятельность. Цель творческой деятельности - не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Творческая познавательная деятельность, кроме того, предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний. Творчески работающие учащиеся не ограничиваются учебником, хотя формально от них в ряде случаев больше ничего не требуется, а обращаются к научной литературе, справочникам. В процессе работы над учебником они находят вопросы, требующие дополнительного изучения, и проводят, пусть и скромные, но самостоятельные исследования. Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. В практике обучения русскому языку использую различные виды творческих работ, которые способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой. Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, выделяю такие группы: 1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д. 2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу . 3) Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, написать сказку, составить сценарий, сочинение - рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение - миниатюру. На начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, я веду движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру - работу. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Подбирая игры к уроку, учитываю их сложность и в то же время доступность детям. При организации игр она опирается на опыт и знания детей, ставит перед ними конкретные задачи, четко объясняет правила, постепенно усложняя задачу. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения, использую проблемные задания. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда, вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить её. Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью опыта, рассказа об интересном факте, наглядных средств, практических заданий. Проблемность при обучении математики, например, возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу. Одним из важнейших путей формирования познавательного интереса младших школьников считаю проведение интегрированных уроков. На интегрированном уроке она использует информацию по теме, общей для нескольких предметов. Интеграция в начальной школе необходима, во - первых, потому, что учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков; во - вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить. Особенно эффективным считаю использование межпредметных связей уроков изобразительного искусства с уроками развития речи, которые обеспечивают развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся. Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения. Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и я стараюсь создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.


© 2010-2022