Урок по теме Живые организмы и неживые предметы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме Живые организмы и неживые предметыУрок по теме Живые организмы и неживые предметы

Урок окружающего мира в 1 классе Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан. Адрес электронной почты: [email protected] Аннотация к уроку окружающего мира по теме « Живые организмы и неживые предметы (Программа «Мир и человек» А.А.Вахрушев Образовательная система «Школа 2100») Данный урок проводится в 1 классе при изучении раздела «Живые обитатели планеты» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность учащихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Презентация помогает сформировать представления о многообразии предметов природы, представлений о взаимосвязях между миром живой и неживой природы. Овладение начальными умениями проводить наблюдения за природой, формулировать выводы. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как фронтальную, так и самостоятельную работу. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время индивидуальной. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.


Тема: Живые организмы и неживые предметы Цели:

  1. Познакомить учеников с живыми организмами и их свойствами, с неживыми предметами, с отличиями живых организмов от неживых предметов.
  2. Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Оборудование: проектор, презентация, учебник А.А.Вахрушева «Окружающий мир» часть 2, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

Ход урока

  1. Организационный момент. Вхождение в урок. Слайд 2

Посмотри, мой милый друг

Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года - Это все вокруг… природа. - Сегодня я вновь приглашаю вас в клуб «Любителей природы» для того, чтобы поговорить, подумать и сделать новые открытия. Вы узнаете много интересного и поделитесь тем, что знаете сами. Слайд 3

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Ребята, откуда вы черпаете знания об окружающем нас мире? Слайд 4 - Нет человека, который бы не слышал и сам не произносил с восхищением фразу: Какая природа! Красота! Я был на природе! - А что же такое «природа»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Слайд 5 -Мысленно выйдем во двор. Перед нами детская площадка. Что мы видим? (На ней весело играют дети) - Можно представить пение птиц, дуновение ветерка, услышать шелест листьев на деревьях и кустарниках. - Рассмотри внимательно эту картину. Попробуй назвать, что на картинке сделано руками человека, а что существует независимо от нас? Слайд 6 - Проверьте, какие объекты относятся к природным, а какие созданы руками человека. Слайд 7 Вывод: Всё то, что не создано руками человека, и мы сами, называется природой. Слайд 8

Демонстрация картинок живой и неживой природы. Слайд 9

- Сравните картинки, чего не хватает на второй? - В каком мире вы бы хотели жить? (Там, где есть растения и животные)

  1. Совместное «открытие» новых знаний. Слайд 10

- Каждый день мы сталкиваемся с множеством предметов, которые нас окружают, но всё ли мы знаем о них? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю провести опыт. Опыт (в пакете разбить кусок мела) - Что произошло? - Мел перестал быть мелом? Изменились ли его свойства? - Как вы думаете, мел - живой? - А можно ли так поступать с живым? - Что произойдет, если сломать цветок? - Рассмотрите рисунки. Слайд 11 - Как вы думаете, какие из объектов относятся к неживой природе? - Какие из них относятся к живой природе? Докажите.
Вывод (чтение текста на стр. 46) Слайд 12 Камни, реки, горы, озёра существуют в природе очень давно. Гвозди, автомобили, самолёты и множество других ценных вещей люди придумали и сделали сами. Всё это неживые предметы. Василёк, собака, гриб и стрекоза - живые организмы, и очень интересны. (Появляется схема) Слад 13

ПРИРОДА



неживая живые

организмы

организмы






- Что общего у объектов живой природы? Слайд 14

- Ребята, встаньте и посмотрите внимательно друг на друга. Скажите, вы с 1 сентября подросли? (Да)

- Закройте рот и зажмите нос? Что случилось? (Нам необходим воздух)

- А после этого урока, что вы будете делать в столовой? (Есть) Зачем?

- Как появился на свет каждый из вас? (Родился)

Физкультминутка. Слайд 15

- Смотрите на наших гостей и повторяйте за ними движения. (Анимация)

- Что же ещё могут живые организмы? (Двигаться)

- Ребята, а могут ли живые организмы жить вечно? (Нет)

- Подведём итог. Что же могут живые организмы и чем они отличаются от объектов неживой природы. Слайд 16

Свойства

живых организмов

растут

дышат воздухом

питаются и пьют воду

размножаются, приносят потомство

умирают

- Живые организмы разнообразны и у всех есть свои особенности. Предлагаю вам в этом убедиться, посмотрев видеосюжет. Слайд 17

Выступление Юсупова Салавата о коллекции камней. Слайд 18

- Наш Салават в свободное время занимается любимым делом. Сегодня он решил об этом вам рассказать.

- Спасибо тебе Салават за рассказ, мы с интересом его послушали и узнали много нового. Салават, помоги мне решить одну сложную задачку: - Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы - живой или неживой? (Неживой) - Почему? Ведь был один камень, стало много, значит он размножился. (У него нет других признаков живой природы) - Камень - это тело природы. Тела в природе могут изменяться. - Текучая вода в реке - это объект живой природы? (Нет) - Но ведь вода в реке движется. (Она движется, потому что Земля имеет форму шара) Слайд 19 Неживая природа - это тела природы, которые не дышат, не питаются и не размножаются.

  1. Первичное закрепление. Индивидуальная работа. (По карточкам)
- А теперь возьмите, пожалуйста, свои карточки и выберите из них 3 объекта живой природы и 3 объекта неживой природы. Проверка задания. Слайд 20 Работа по тетрадям стр. 56 № 2 - А теперь предлагаю вам разгадать кроссворд и продемонстрировать свои знания. Внимательно рассмотри картинки и впиши в клеточки свойства живых организмов. - По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых предметов? Проверка задания. Слайд 21 - Как вы оцениваете свою самостоятельную работу? - Что вызвало затруднение? - Не расстраивайтесь, если допустили ошибки, их всегда можно исправить, повторив материал. V. Беседа о роли природы на нашу жизнь и бережном к ней отношении. - Подумайте, как связаны между собой объекты живой и неживой природы. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет) - Объясните схему: Слайд 22 Между живой и неживой природой есть тесная связь. Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Необходимы живым существам также воздух и вода.

Без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить. Слайд 23

- Послушайте стихотворение и подумайте, как неживая природа помогает живой. Воробей живет под крышей, В теплой норке - домик мышки, У лягушки дом - в пруду, Домик пеночки - в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом. - Назовите объекты живой природы, неживой. Вывод: Природа - дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение. - Есть очень хорошие слова: Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях. - Представьте мы пришли в гости к природе. А зачем?

  • Услышать пение птиц.
  • Полюбоваться её красотой
  • Раскрыть для себя новую загадку природы, на которые она щедра
  • Насладиться свежим душистым воздухом
  • Набрать лукошко лесных ягод, орехов, грибов
  • Увидеть. Как раскрывается тугой бутон колокольчика
- Да мало ли зачем ты пришёл в гости к природе. Но не забывай: ты в гостях. Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. - Какие правила поведения в природе вы знаете? Поделитесь ими со своими друзьями. Слайд 24
  • Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам. (Один человек оставляет след, сто человек - тропинку, тысячи - пустыню)
  • Старайся вести себя в лесу тихо. (Шум, крики, громкая музыка пугают животных. У природы есть своя особая музыка)
  • Не разоряй гнёзда и муравейники.
  • Очень красивы лесные и луговые цветы, но в сборе букета из них надо знать меру.
  • Нельзя красть из природы животных. (Они погибнут в вашем доме. Достаточно полюбоваться зверьком на природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется)
- Конечно, это только небольшая часть правил. Но и они помогут сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и «братьев наших меньших». Слайд 25 Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом!
  1. Итог урока. Рефлексия. Слайд 26
- Вот и подошло к концу очередное занятие в клубе «Любители природы». - Что же интересного вы узнали на уроке? - Чему удивились? - Чему научились? - Кто был активным на уроке и помогал в изучении нового материала? VII. Творческое домашнее задание. - Составь рассказ о домашнем питомце, который живёт у тебя дома.


Методические рекомендации

к уроку окружающего мира в 1 классе

по теме: «Живые организмы и неживые предметы»
Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан. Адрес электронной почты: [email protected]
В современных условиях для решения проблемы воспитания и развития личности недостаточно передать ученику готовые знания. Необходима самостоятельность и в обучении и воспитании. Для самостоятельного овладения знаниями следует сформировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности учащихся в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.
I. Место урока Изучение темы «Живые организмы и неживые предметы» входит в раздел «Живые обитатели планеты» по программе «Мир и человек» А.А.Вахрушев. На изучение этого раздела отводится 9 уроков. Урок «Живые организмы и неживые предметы» проводится первым в разделе.
II. Цель урока Дать представление о живой и неживой природе.
III. Задачи урока Образовательные: Познакомить учеников с живыми организмами и их свойствами, с неживыми предметами, с отличиями живых организмов от неживых предметов. Развивающие: Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

IV. Характеристика урока.

Методы обучения: подводящий диалог, проблемный, деятельностный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока:

  • Организационный момент. Вхождение в урок.

  • Актуализация знаний. Постановка проблемы.

  • Совместное «открытие» новых знаний.

  • Физкультминутка.

  • Первичное закрепление. Индивидуальная работа.

  • Беседа о роли природы на нашу жизнь и бережном к ней отношении.
  • Итог урока. Рефлексия.

  • Творческое домашнее задание.

V. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, коллекция камней, кусочек мела, полиэтиленовый мешочек, учебник А.А.Вахрушева «Окружающий мир» часть 2, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

VI. Структура урока:

  1. Организационный момент. Вхождение в урок.

В начале урока очень важен психологический настрой учащихся, для этого проводится поэтическая минутка вхождения в урок. Учитель читает стихотворение и каждый ученик договаривает последнее слово и догадывается, что речь на уроке пойдёт о природе. Учитель в очередной раз приглашает ребят в клуб «Любителей природы» для того, чтобы поговорить, подумать и сделать новые открытия.
  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Во время этапа актуализации знаний учитель проводит подводящий диалог по следующим вопроса: - Ребята, откуда вы черпаете знания об окружающем нас мире? Нет человека, который бы не слышал и сам не произносил с восхищением фразу: Какая природа! Красота! Я был на природе! А что же такое «природа»? При постановке проблемы используются фрагменты электронного учебника «Природа вокруг нас», который помогает учащимся определить, что одни объекты относятся к природным, а другие сделаны руками человека. Во время демонстрации картинок живой и неживой природы, ребята понимают, что ежедневно сталкиваются с огромным количеством предметов, но им мало что известно о них.
  1. Совместное «открытие» новых знаний.
На этапе «открытия» новых знаний проводится опыт: кусочек мела, который лежит в полиэтиленовом пакете, разбивается. Ребятами определяется, перестал ли мел быть мелом, изменились ли его свойства. Учитель задаёт вопрос: А что будет с цветком, если его сломать? Чтобы детям было легче разбить предметы на объекты живой и неживой природы, используется анимированный слайд. Анимация очень эффективна при фронтальной работе для динамической иллюстрации изучаемых объектов. Ребята сначала пытаются сделать вывод самостоятельно, затем читают его в учебнике. Перед учениками возникает новый проблемный вопрос: что общего у объектов живой природы. Здесь помогает опыт самих ребят. Учитель проводит беседу по вопросам и заданиям: Посмотрите друг на друга, вы подросли с 1-го сентября? Зажми нос, что случилось? Могут ли живые организмы жить вечно? Физкультминутка способствует изучению нового материала, потому что ребята вместе с животными (анимация) шагают, приседают, прыгают, танцуют. После такой работы ребята с лёгкостью делают вывод, что живые организмы растут, дышат воздухом, питаются и пьют воду, размножаются, приносят потомство, умирают. Учитель отмечает, что живые организмы разнообразны и у всех есть свои особенности. После чего предлагает посмотреть видеосюжет. Такой иллюстративный материал учащиеся хорошо запоминают, анализируют, он позволяет отразить истинную картину мира. Чтобы выяснить свойства неживой природы, учитель предлагает ученику класса Юсупову С. рассказать о своей коллекции камней-самоцветов. В ходе беседы выясняются признаки неживой природы.
  1. Первичное закрепление.
Первичное закрепление проводится по карточкам в форме индивидуальной работы. Каждый получает карточку, в которой надо подчеркнуть зелёным карандашом объекты живой природы, а синим объекты неживой природы. Ребятам предлагается разгадать кроссворд, вписав в клеточки свойства живых организмов. После чего учитель задаёт вопрос: По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых предметов? Дети обобщают полученные знания. Выполнив задание, у детей есть возможность самоконтроля и оценивания своих знаний по слайдам презентации. Учителю необходимо спросить у ребят, возникли ли у них затруднения во время выполнения самостоятельной работы.
  1. Беседа о роли природы на нашу жизнь и бережном к ней отношении.
На этом этапе урока ребятам необходимо выяснить, как связаны между собой объекты живой и неживой природы. Учитель использует таблицу, которая поможет систематизировать информацию. Она служит для детей опорной схемой при ответе на вопрос о тесной связи неживой природы и живых организмов. Чтобы подвести ребят к бережному отношению к природе проводится эвристическая беседа. Сначала учитель выясняет у детей, зачем и с какой целью они приходят к природе в гости. В ходе беседы необходимо подвести детей к выводу, что у природы мы в гостях, а там много жильцов и правил. Ребятам предлагается составить правила поведения в природе. Такая работа поможет детям в будущем сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и «братьев наших меньших».
  1. Итог урока. Рефлексия.
Ответы на вопросы завершают урок. Цель урока (Дать представление о живой и неживой природе) успешно решена.

  1. Творческое домашнее задание.
В первом классе домашнее задание не предусмотрено, поэтому оно носит творческий характер. Ребятам предлагается составить устный рассказ о домашнем питомце, который живёт у них дома.



Содержание дидактического материала


Автор Зартдинова Эльвира Мугалимовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Учитель начальных классов

Название Живые организмы и неживые предметы

Форма

Презентация

Учебный предмет, класс

Окружающий мир, 1 класс

Название темы или раздела учебного курса

Раздел «Живые обитатели планеты»

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Office Power Point 2007

Цели, задачи дидактического материала

  • С помощью красочных иллюстраций, яркой анимации, видеоролика дать представление о живой и неживой природе;
  • Развивать умение наблюдать, логически мыслить, делать выводы и творчески мыслить;
  • Систематизировать усвоенные знания;
  • Активизировать учебный процесс;
  • Формировать познавательную деятельность учащихся и навыки самоконтроля через использование мультимедийных технологий;
  • Создать положительный эмоциональный фон урока;
  • Воспитывать интерес к предмету

Содержание

дидактического материала Слайд 1 (скрытый) содержит тему урока, автора презентации. Слайд 2 предназначен для психологического настроя детей и служит фоном для поэтической минутки на этапе вхождения в урок. Слайд 3 приглашает ребят в клуб «Любители природы» для того, чтобы сделать новые открытия. Слайд 4 используется на этапе актуализации знаний и помогает детям сделать вывод об объектах, которые несут в себе информацию о природе. Слайды 5-7 важны при постановке проблемного вопроса. Ребятам предлагается распределить объекты на вещи (предметы, сделанные руками человека) и природные (предметы, существующие без участия человека). Фрагменты мультимедийного учебного пособия для детей младшего школьного возраста «Мир природы». Слайд 8 содержит вывод о том, что такое «природа». Фрагмент мультимедийного учебного пособия для детей младшего школьного возраста «Мир природы». Слайд 9 демонстрация картинок живой и неживой природы, сопровождающийся вопросом: В каком мире ты хотел бы жить? Данный слайд подводит детей к тому, что для человека очень важно, чтобы его окружали животные и растения. Слайд 10 (пустой) не отвлекает внимание детей во время опыта с мелом. Слайд 11 содержит анимационные картинки, которые помогают учащимся самостоятельно выявить объекты живой и неживой природы. Слайд 12 содержит вывод о том, какие объекты относятся к неживым предметам, а какие к живым организмам. Данный слайд дублирует текст учебника Слайд 13 используется на этапе подведения первых итогов. Он содержит схему, в которой показано, что природа делится на неживую и живые организмы. Слайд 14 содержит иллюстрации, которые помогают, используя опыт самих детей ответить на проблемный вопрос: что общего у объектов живой природы? Слайд 15 используется для подвижной музыкальной физкультминутки. Он содержит анимационные динамические картинки и помогает ребятам повести детей к тому, что живые организмы двигаются. Слайд 16 содержит свойства живых организмов Слайд 17 содержит видеосюжет, демонстрирующий, что живые организмы разнообразны и у всех есть свои особенности. Слад 18 (пустой) не отвлекает внимание детей от рассказа о коллекции камней-самоцветов. Слайд 19 содержит свойства неживой природы. Слайд 20 используется на этапе первичного закрепления. Он содержит проверку самостоятельной работы по карточка. Слайд 21 содержит кроссворд «Свойства живых организмов» Слайд 22 содержит схему, состоящую из анимационных картинок. Она помогает определить связь между живой и неживой природой. Слайд 23 (пустой) не отвлекает внимание детей во время беседы о бережном отношении к природе. Слайд 24 содержит «Правила поведения в природе» Слайд 25 является фоном для поэтической минутки. Содержит анимированную иллюстрацию. Слайд 26 используется во время итога урока и рефлексии.

Ресурсы дидактического материала Авторский медиапродукт: презентация, содержащая анимации, кроссворд (для самоконтроля), фотографии и картинки из ресурсов Интернет, звуковые файлы. Ссылки:

topglobus.ru/besplatno-smajliki-forum-blog-web

aviatour.uz/page/otdih_na_sayte/top_10/2207

pereday.ru/user.php?id=1201004

vpleer.ru

Используемые источники информации

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир» (часть 2), 1 класс, учебник. Москва, БАЛАСС, 2008
  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс. Москва, БАЛАСС, 2008
  • Мультимедийное пособие «Мир природы.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке;

- учащимися Компьютерная поддержка используется учителем в течение всего урока. Смена слайдов происходит по щелчку. Педагогам Данная презентация предназначена в помощь учителю на следующих этапах урока: 1. Вхождение в урок. Учитель имеет возможность создать психологический настрой учащихся на урок 2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Мультимедийному пособие «Мир природы» помогает учителю успешно решить проблемную ситуацию и выявить тему урока. 3.Совместное «открытие» новых знаний. Для определения объектов живой и неживой природы и их свойств. Для выявления основных основных выводов урока. 4. Первичное закрепление. Для проверки знаний во время индивидуальной работы по карточкам и разгадывания кроссворда «Свойства живых организмов. Схема влияния неживой природы на живую позволяет учителю ставить детей в ситуацию, требующую выявления причинно-следственных связей, закономерностей природы. Учащимся Функция в образовательном процессе: иллюстративная. В результате использования презентации учащиеся учатся определять тему урока, подводить итоги, делать выводы. При проверке самостоятельной работы должны оценивать свою работу.


© 2010-2022