Конспект на тему Организм человека

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

Урок 1. РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Тема: Как устроен организм человека Цели: - Формировать умение распознавать органы человека. - В целях физического и гигиенического воспитания вырабатывать умение следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены.
Оборудование: рисунки, изображающие различные организмы (амёбу, медузу, дождевого червя, жука, щуку, лягушку, ящерицу, воробья, тигра, человека, дуб, белый гриб, бактерии), а также строение человека и отдельных систем органов человека.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1 3 - Что мы изучали в прошлом году? (В прошлом году мы изучали различные экосистемы, живые организмы.) - Какие живые организмы вам известны? (Растения, грибы, животные, бактерии.) - Чем животные отличаются от других живых организмов? (Животные питаются готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.) - Какие группы животных мы знаем? Записать на доске. Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (напомнить, если дети что-то не вспомнят). - Чем позвоночные отличаются от других животных? (Вспомнить скелет.) (Позвоночные имеют внутренний скелет.) - Какие позвоночные вам известны? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.) - В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? (Звери - теплокровные, покрыты шерстью, имеют развитые органы чувств, заботятся о своём потомстве.) - Что такое обмен веществ? (Обмен веществами между организмом и окружающей средой.) - Как называется самая маленькая часть организма, в которой идёт обмен веществ? Необязательный материал. (Самая маленькая часть организма - клетка. Обмен веществ - выделение и поглощение веществ организмом.) - Что такое орган? (Это часть организма.) - Какие органы вы знаете? Какие органы есть у человека? Как вы думаете, организм человека сложно устроен? (Перечисляют известные им органы.) (Мы думаем, что организм человека сложно устроен, ведь в нём столько различных органов.) - Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос? Какие преимущества имеет организм со сложным строением? Давайте составим план работы.

План 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока.

- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

-Конспект на тему Организм человекаКакое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 3 2 4 3 1. Работа в учебнике. - Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним. - Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо? (Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнить поставленную задачу.) - Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы? (Работать согласованно.) - Найдите в тексте учебника на с. 8, как называется такая группа органов. (Система органов - группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу.) - Давайте ознакомимся с основными системами органов. Рассмотрите рисунки и выполните задание на с. 9. Работаем в группах: 1) опорно-двигательная система; 2) система пищеварения; 3) система дыхания; 4) система кровообращения; 5) система выделения; 6) кожа; 7) нервная система и органы чувств. Выполняют задание. Группы по очереди выступают с ответами. Ключевые слова выносятся на доску.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Как вы думаете, какая система органов самая важная? Как должны работать системы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? (Все системы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. Системы должны работать слаженно.) 2. Игра «Что было бы, если бы... (из каждой системы удалили один орган)». Можно играть по цепочке: начинает учитель, учащиеся по очереди продолжают. - Как мы ответим на вопрос урока? (Организм, имеющий сложное строение, может выполнять сложные задачи.) - Давайте ознакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37-40.

-Конспект на тему Организм человекаКонспект на тему Организм человекаЧто мы сейчас делали?

- Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1 2 3 1

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 11.

2. Работа в рабочей тетради. Задания из рабочей тетради на выбор.

Задание 1 предлагает условно поделить известные школьникам органы тела человека на три группы. К органам, совершающим разнообразную работу, относится большинство органов опорно-двигательной системы, с помощью которых мы выполняем полезные действия (ходим, работаем руками). При этом мы тратим энергию. К органам первой группы можно отнести, прежде всего, руки и ноги. Затраченную энергию позволяют восстановить органы пищеварительной системы, т.е. желудок, кишечник, печень и др. (восстанавливают запас питательных веществ), дыхательной системы, т.е. лёгкие (восстанавливают оптимальное содержание кислорода), кровеносной системы, т.е. сердце, сосуды (доставляют клеткам все необходимые им вещества и уносят отходы), выделительной системы, т.е. почки (извлекают из крови лишнюю воду и вредные вещества). Наконец, к органам, управляющим организмом, следует отнести нервную систему, т.е. головной и спинной мозг, нервы. К ним относятся также органы внутренней секреции, о которых школьники пока ещё могут ничего не знать.
В задании 2 в левый столбец ребята вписывают те органы, которыми они могут управлять. Это руки и ноги, а также голова, глаза, язык, зубы и т.п. Учителю следует иметь в виду, что мы можем также до некоторой степени управлять работой части органов выделения (сознательное выведение мочи из организма) и пищеварения (выведение каловых масс за счёт расслабления сфинктера прямой кишки). Несколько особняком стоит дыхательная система. Мы можем управлять межребёрными мышцами и диафрагмой и увеличивать частоту дыхания, но дыхание в обычном режиме осуществляется и без нашего участия, поскольку им управляет дыхательный центр, расположенный в головном мозге.
В правый столбец ребята записывают те органы, которыми мы не можем управлять. Это, прежде всего, органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем: сердце, сосуды, желудок, печень, кишечник, почки, лёгкие - большинство органов, расположенных внутри тела. В задании 3 ученикам предлагается сравнить два предыдущих задания (если они выполнялись разными группами учащихся, то сравнение производят на этапе подведения итога). При этом можно сделать несколько выводов: 1) органы, восстанавливающие истраченные силы, как правило, действуют самостоятельно, независимо от нашей воли; 2) органами, совершающими разнообразную работу, мы, как правило, можем управлять по своему желанию.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Выполнение проверочной работы. Возможные ответы на задания проверочной работы № 1. Вариант 1.

  1. Необходимый уровень. Мозг относится к органам нервной системы; глаза - к органам чувств; сосуды - к органам кровообращения; позвоночник - к опорно-двигательным органам.

Повышенный уровень. В руке находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения. Максимальный уровень. В голове находятся органы пищеварения, дыхания, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.
  1. Необходимый уровень. Удаляют углекислый газ - органы дыхания; переваривают пищу - органы пищеварения; очищают кровь - органы выделения; продолжают род - органы размножения.
Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание, подвижность, неспособность превращать минеральные вещества в органические. 3. Повышенный уровень. От простуды пострадают органы дыхания; от наркотиков - нервная система; от слишком громкой музыки - органы чувств. Вариант 2.
  1. Необходимый уровень. Лёгкие относятся к органам дыхания; желудок - к органам пищеварения; почки - к органам выделения; сердце - к органам кровообращения.
Повышенный уровень. В ноге находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения. Максимальный уровень. В туловище находятся органы дыхания, выделения, размножения, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.
  1. Необходимый уровень. Позволяют воспринимать окружающий мир -органы чувств; позволяют принимать решения - органы нервной системы; доставляют питательные вещества к клеткам - органы кровообращения; создают опору телу - опорно-двигательные органы.
Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание. 3. Повышенный уровень. От переедания - органы кровообращения (можно считать верным ответ - органы пищеварения); от курения - органы дыхания; от падения с дерева - опорно-двигательная система.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 1). Задания из рабочей тетради на выбор.

V. Итог урока. 4 - Какова роль и необходимость систем органов? Можно ли заменить одну систему органов на другую? (Различные системы органов выполняют разную работу - каждая свою, но вместе они обеспечивают слаженную работу всего организма. Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи.)

- Какую работу мы сейчас выполняли?

- Чему научились?

- Кто с ней справлялся легко?

- Кому пока было трудновато?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Какую бы отметку вы себе поставили?

Конспект на тему Организм человекаКонспект на тему Организм человекаКонспект на тему Организм человекаКонспект на тему Организм человека

© ООО «Баласс», 2014

© 2010-2022