Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Земля - наш дом»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила:

Учитель начальных классов

СШ №3 I - III ступеней

г.Ровеньки Луганской области

Леонова Н.Н.

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:

«Земля - наш дом» Цель: Совершенствовать технику чтения, выразительность, расширять словарный запас учащихся, прививать интерес к чтению, воспитывать любовь к своей Родине, бережное отношение к ней. Оборудование: плакат - таблица «Вселенная», таблица «Наш город», таблица и иллюстрации «Чернобыль», рисунки, видеозаписи, магнитофонные записи песен, карточки с текстом, стихотворения. Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок: регулятивные: понимать важность своей деятельности на уроке; коммуникативные: уметь выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать; познавательные: выполнять несложные логические действия; личностные: проявлять положительное отношение к учебному материалу

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя. - Ребята, сегодня в нашей школьной жизни первый открытый урок. Вы еще долго будете шагать по школьным ступенькам и таких открытых уроков у вас будет еще много. Но мне очень хочется, чтобы этот первый урок запомнился не только вам, но и по возможности, нашим гостям. Сегодня у нас праздничный урок - проект. Почему праздничный, а потому что проводим мы его в апреле, в котором много праздников, и эти праздники пройдут красной нитью по нашему уроку.

Наш урок мы назвали уроком - проектом. Что же такое проект? В понимании вас, первоклассников, выполнить проект - это значит выполнить определенное задание по общей теме «Наш дом - земля». Класс разбит на три группы. Каждая группа под руководством взрослого работала над своим проектом.

  1. группа - «Моя Родина - Украина»

  2. группа - «Моя маленькая Родина»

  3. группа - «Охранять природу, значит охранять Родину»

2. Подготовка к изучению нового материала.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Итак, сказка начинается... - Жили - были на свете девочка и мальчик. Они были обычными детьми, но очень любознательными. И вот однажды им приснился удивительный сон. Они надели скафандры, сели в ракету и полетели во вселенную, которую иначе называют космосом. Давайте и мы мысленно представим, что мы вместе с ними садимся в ракету и тоже отправимся в путешествие по Космосу.

(Надеваем скафандры, заводим моторы - раз, два - полетели!)

(Звучит песня «Облака»)

  • Сходим с облаков и приземляемся. А вот и вселенная (плакат). Посмотрите, какая она величественная и удивительная. Конечно, она сказочная, но во многом похожа на настоящую. И вот в такую Вселенную 31 год назад прилетел на ракете первый космонавт Ю.А. Гагарин. И вот то, что видел он, попытаемся увидеть и мы.
  • Подлетаем к первой планете-МЕРКУРИЙ.

Посмотрите на этой планете камни раскалены как жар.

«Но это чей там слышен топот?

На работу вышел робот.

Мышцы металлические

Мысли электрические»

Не пропускает нас дальше робот, предлагает нам выполнить задание.

Речевая разминка.

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Земля - наш дом»

- Летим дальше «Планета ВЕНЕРА»

Она совсем не привлекательная, огненные потоки, нет ни морей, ни рек, ни земли.

«Смотрите и снова робот в кратере вулкана,

Как в кастрюльке великана.

Если не расплавлюсь,

То с работой справлюсь»

Речевая разминка «Беговая дорожка»

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Земля - наш дом»

- Летим дальше «Планета МАРС»

Огромные пустыни, ни зелени, ни животных.

И снова робот дает задание.

Чтение слогов по таблице.

Составление слов.

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Земля - наш дом»

- Летим дальше «Планета ЮПИТЕР»

Огромный газовый пузырь.

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Земля - наш дом» - «Планета САТУРН» - здесь жуткий холод. И снова робот дает задание.

Скороговорка: Хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать. - Прежде, чем мы полетим дальше, давайте оглянемся назад и
посмотрим мимо каких планет мы пролетели и не остановились

УРАН - вечный мрак и жуткий мороз

НЕПТУН - невыносимая жара, нет воздуха

ПЛУТОН - его называют царством мертвых - Летим дальше (музыкальное сопровождение: птичье пение, цветы) Но что это? Вы слышите птичьи голоса в этой бездонной холодной Вселенной, откуда эти запахи? Пахнет цветами, морем и хлебом. Слышно рев животных и речь человека. Что же это за такая удивительная планета? Посмотрите, как в бездонных глубинах Вселенной предстает планета ЗЕМЛЯ. Она прекрасна и величественна, но очень хрупкая и беззащитная, ее никто не охраняет и поэтому мы за нее в ответе. Мы, люди!

3. Изучение нового материала.

Представляем проект группы № I. Вот она наша Земля! Очень похожа на глобус. (Звучит песня Л.Лещенко «Родная земля». Девочка костюме выносит глобус и несет его по кругу, а затем снимает свой веночек и ложит его на глобус. Хорошо подготовленные ученики читают текст из книги)

- «Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных»

- «Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно»

- «Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!» Вы прослушали стихотворение «Наша Планета» на слова Якова Акимова. Скажите о чем этот текст? (Этот текст о Родине) Известный поэт Василь Симоненко писал: «Каждый народ создал тысячи слов. Многие из них исчезли с памяти. Но есть слова, которые исчезнут лишь тогда, когда исчезнет народ, который их создал. К таким словам относится слово «Родина». Оно вечно, как вечен сам народ.

Задание дождевой капельки А с путешествия мы привезли маленькие дождевые капельки, очень любопытные. Конечно, одна капелька еще не дождь, но все, же прохлада. Подымите капельки, капелька к капельке - будет дождь, буква к букве - будут слова, а когда объединяются люди, получается сила. Поверните капельку и прочтите, что хотела узнать капелька? Что значит для вас Родина? Давайте ответим капельке, что же такое Родина?

  • Это чудное приволье, это - реки и моря;

  • Это тропинка, по которой я хожу в школу;

  • Это дорога, по которой я катаюсь на велосипеде;

  • Это пшеница, которая колосится в поле.

А сейчас откройте текст и прочитайте капельке, что же такое Родина (выборочное чтение)

(На фоне музыки «Лунная соната» читают стихотворение)

Учитель.

Когда я по родимому краю иду

И песнею сердце полно.

Березок листва

И песни слова

Сливаются в чувство одно.

Ученица.

Такие просторы полей и лесов

И небо такой высоты

И рек синева

И лугов трава

И все это Родина ты.

Ученица.

Да здравствует Родины мирное небо!

Да здравствует море растущего хлеба!

Леса и сады, и большие поля,

Да здравствует наша родная земля!

Работа над текстом.

А сейчас насладимся прекрасными словами о Родине. Прочтите, эти слова молча.

- Посмотрите, все ли слова вам знакомы? - Чтобы показать, как мы глубоко любим нашу Родину, читаем
парами.

Работа с компьютериками.

Набираем слова: Родина, земля, планета. Учитель. Есть на этом земном шаре, уголок, который нам ближе всего. Это наша Родина. Эта земля для нас святая. Родину часто называют Матерью. Родина как мама: близкая и родная. Нашей Родине Бог дал все, что только нужно для хорошей жизни: И плодородную, благодатную землю, и родниковую воду, и. умеренный климат, а еще мудрых людей. И мы верим, что наш народ преодолеет те трудности, которые к сожалению переживает сейчас моя Родина.

Чтение по книге.

Под окном цветет калина

В синем небе солнце светит.

Ты как наша Родина,

Что дороже всех на свете.

  • Чтение молча и цепочкой;

  • Что дорого автору?

  • С кем сравнивает поэт Родину?

  • О каком народном символе говорится в стихотворении?

Представляем проект группы № 2.

«Моя маленькая Родина»

Вы уже знаете, что у каждого человека есть своя большая Родина. Но есть еще у каждого из нас маленькая Родина, отчая земля, родной край, где мы родились - это наш город Ровеньки, Луганской области.

(Звучит песня «Луганщина»; плакат о городе)

Чтение по карточкам.

  • Ровеньки - это красивый шахтерский город. Здесь живет много шахтеров, которые добывают уголь.
  • Наш город очень зеленый. Особенно славен наш парк имени героев. В парке много деревьев и цветов. И прыгают белочки.
  • В городе много разных памятников. Это и Мемориал Славы, и памятники героям-афганцам и борцам революции.
  • А еще скоро мы будем праздновать День Пасхи. Будем красить яйца и печь куличи.

А сейчас мы совершим экскурсию по нашему городу.

(Просмотр диска)

Представляем проект группы № 3.

«Охранять природу - значит охранять Родину»

(Музыка «Колокольный звон»)

По ком звонят колокола? По ком плачет березка, склонившаяся над речкой? По ком плачет человеческое сердце?

  • Колокола звонят, березка грустит и плачет человек по Чернобыльской трагедии.
  • Это экологическая страшная трагедия произошла 26 апреля 1986 года, ровно 22 года назад. Случилась авария на атомной электростанции.
«И задрожала земля отчаянным криком: «Люди, сберегите нас! Защитите землю» Был взрыв, пожар, радиация, сотни погибших людей и уничтоженная природа. Люди покидали свои дома, и уходили из родной земли! Память о Чернобыле и сейчас жива. До сих пор умирают люди от болезни, которую принесла Чернобыльская трагедия.

Чтение по книге.

«Берегите землю родную, как мать любимую. Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.

  • Как вы понимаете, берегите землю родную?

  • Что значит жалеть Родину?

  • Как ответит Родина на вашу заботу?

А сейчас посмотрите кадры и запомните правила охраны природы.

Итак, что же нельзя делать, чтобы не навредить природе?

  • Не ломать!

  • Не рвать!

  • Не мусорить!

Давайте будем дружить с природой. И закончим мы наш урок словами:

Берегите Землю!

Берегите! Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке солнечные блики.

Ястреба царящего над полем.

Ясный месяц над речным покоем

Ласточку, мелькающую в жите

Берегите Землю! Берегите!

© 2010-2022