Изучаем существительное по Азбуке города (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Тема. « Имя существительное»

Цели. Закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме;

активизировать познавательную деятельность учащихся;

пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о слова;

развивать мышления;

закреплять представление детей о назначении светофора;

повторять правила поведения на улице при переходе дороги;

воспитывать желание стать грамотным пешеходом, интерес к изучению дорожной азбуки.

Оборудование. Кроссворд; карточки с текстами; рисунок светофора; конверт; плакат с текстом стихотворения; веер с гласными.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Учитель. Назовите тему последних уроков русского языка.

Дети. Имя существительное.

У. Сегодня мы проведём урок, посвящённый знанию Азбуки города, и продолжим работать с именами существительными.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда.

Давайте отгадаем, кто поможет нам провести урок.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

Д. Это светофор!

III. Чистописание.

На доске:

СВЕТОФОР

У. К какой части речи относится это слово?

Д. К имени существительному.

IV. Повторение изученного ранее материала.

У. Что такое имя существительное?

Д. Имя существительное - это часть речи , которая отвечает на вопросы кто?,что? и обозначает предмет.

У. Как изменяется имя существительное?

Д. По числам и падежам.

У. Что вы ещё знаете об имени существительном?

Д. Имя существительное бывает мужского, среднего и женского рода.

- Одушевлённое и неодушевлённое

- Собственное и нарицательное.

V. Знакомство с историей слова.

У. Как вы понимаете слово светофор? Что вы о нём знаете?

Д. Он пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.

У. Ребята, а вы знаете, почему он так называется?

Д. Нет.

У. Это слово состоит из двух частей «свет» и «фор». Первое слово вам хорошо известно. А фор произошло от греческого слова «форос», что означает « несущий». Вместе «светофор» значит «носитель света». Он и несёт свет трёх разных цветов; красного, жёлтого, зелёного. Эти цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.

Ученик. Утром проснёшься ты,

Выйдешь из дому-

На перекрёстке твой

Старый знакомый.

Он огоньком тебе

Красным мигнёт,

Скажет: «Опасно!

Закрыт переход».

Жёлтый зажжётся:

« Чуть- чуть подожди».

Вспыхнет зелёный:

«Спокойно иди!»

У. Первый светофор появился в 1868 году в Англии, в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. А в 1914 году в США появились первые электрические светофоры. Они имели два сигнала: красный и зелёный. А в Москве светофор появился в 1929 году. Важно ли уметь понимать сигналы светофора?

Д. Да. Они помогают перейти дорогу.

У. Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значение каждого сигнала светофора. О чём говорит каждый из них?

Д. Жёлтый свет-предупреждение.

- Зелёный свет - можно переходить.

- Красный свет- путь закрыт.

У. Зная эти правила, мы можем избежать аварий и сохраним свою жизнь.

VI. Словарная работа.

У. У нас в гостях Светофорчик, который хорошо знает правила дорожного движения. Светофорчик приготовил вам кроссворд. Он хочет проверить, помните ли вы наши беседы.

1

2


3


4

5

6


7

8


9



  1. Как называется часть загородной дороги?

  2. Как называется место, где ожидают транспорт?

  3. Крутятся колечки, сверху Человечки?

  4. Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару?

  5. Опоясал каменный ремень, сотни городов и деревень?

  6. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги?

  7. Как называется дорожка, по которой идут пешеходы?

  8. На самом перекрёстке Висит колдун трёхглазый; Но никогда не смотрит Тремя глазами сразу.

  9. Шагаешь - впереди лежит, Оглянешься- домой бежит.

Ответы: 1. Обочина. 2. Остановка. 3. Велосипед. 4. Пешеход. 5. Шоссе. 6. Перекрёсток. 7. Тротуар. 8. Светофор. 9. Дорога.

У. Какое слово получилось в выделенных клетках?

Д. Это слово «ИНСПЕКТОР»

У. Кто такой автоинспектор?

Д. Самый главный человек на улице, регулирующий движение транспорта и пешеходов.

У. Инспектор - должностное лицо, осуществляющее надзор за действиями и выполнением правил участниками дорожного движения.

Рассмотрите внимательно свои ответы. К какой части речи относятся слова?

Д. К имени существительному.

У. На какие группы можно разделить слова, записанные по горизонтали?

Д. На одушевлённые и неодушевлённые. По родам.

У. Какое слово «лишнее».?

Д. Пешеход, потому что все слова неодушевлённые, а слово пешеход - одушевлённое, отвечает на вопрос кто?

VII. Физкультминутка.

Учитель показывает сигналы. Дети выполняют. Красный- стоят тихо, жёлтый -хлопают в ладоши, зелёный- топают ногами, как будто идут.

VIII. Закрепление изученного материала.

На доске:

Авт-мобиль г-р-д п-сс-жир в-г-н тр-ллейбус м-шина в-дитель ш-фёр к-лесо

ост-новка д-р-га ст-янка ш-ссе тр-ту-р.

У. Делит класс на три группы.

У. Следующее задание вы будете выполнять по группам.

Группа1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Группа2. Спишите, вставьте пропущенные буквы и распределите данные слова на три группы.

Группа3. Используя эти слова, составьте предложения.

Д. По улицам города едут автомобили, троллейбусы, автобусы, трамваи. И дорога для пешеходов бывает опасной. Когда человек бежит, ему трудно наблюдать. При переходе дороги главное - внимательно посмотреть по сторонам, потому что дорога обманчива.

У. Светофорчик предлагает вам следующее задание: найдите ошибку и прочитайте с интонацией.

Учитель раздаёт карточки с текстом.

Карточка №1.

Эй мошины полный ход!

Я премерный пишиход:

Торапиться нелюблю,

Вам дорогу уступлю.

Дети выполняют задание. Учитель открывает на доске правильный текст и предлагает учащимися проверить и объяснить написание слов.

Эй, машины, полный ход!

Я примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

- Чтобы вы поняли из этого стихотворения?

Д. Когда я буду переходить дорогу, я не буду торопиться.

IX. Самостоятельная работа.

У. Сегодня нам пришло любопытное письмо от инспектора.

Учитель раздаёт ученикам карточки с текстом.

- В нём говорится о правилах поведения на дороге. Но некоторые существительные пропущены. Вставьте их и укажите падеж.

Дети работают. В конце урока «цепочкой» читают вслух по одному предложению из письма.

Карточка №2.

Широкая ----------- словно разделена пополам. На каждой её половине машины бегут в одну сторону. Тебе нужно перейти-------. На перекрёстке нет ни светофора, ни регулировщика. Прежде чем ступить на --------, выбери самое безопасное место, где---------- хорошо просматривается в обе стороны. Обязательно остановись на краю ------------или ----------. Прислушайся, внимательно осмотри----------. Не появилась ли откуда машина, не мчится ли мотоцикл? Если поблизости нет транспорта, начинай переход. Переходи по прямой. Постоянно следи за------------, пока не закончишь.

ТВОЙ ДРУГ ИНСПЕКТОР.

Слова для справок: дорога, тротуар, обочина, проезжая часть, переход (написаны на доске)

-Среди имён существительных, вставленных вами в текст, найдите такое, которое при изменений в нём ударения станет другой частью речи.

Д. Дорога -дорога, существительное становиться прилагательным.

У. какие советы инспектора вы возьмёте себе на вооружение?

Выслушиваются ответы детей.

X. Итог урока.

На плакате:

Азбука города.

Город, в котором с тобой мы живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Вот она, азбука.- над головой,

Знаки навешены над мостовой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Азбука города помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда.

У. Прочитайте текст про себя. Выберите главные, на ваш взгляд, строчки.

Д. Я думаю, в этом стихотворении главные три последние строчки. Город постоянно требует от нас знаний правил дорожного движения.

У. Как вы понимаете, что обозначает слово мостовая.

Д. Мостовая- это дорога, по которой едут машины.

У. Первоначально слово «мостовая» обозначало мощённую улицу, затем стало обозначать проезжую часть улицы.

Правила существуют везде. И на дорогах тоже. Им нужно подчиняться, чтобы не случилась беда.

Что вам понравилась на уроке? Чему он вас научил?

Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и на улицах города, всегда помнить о правилах дорожного движения.



© 2010-2022