Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце слов после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 21

Тема:

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Урок учителя начальных классов

Отделение ООШ МБОУ СОШ станицы Павлодольской

Любимцевой Елены Сергеевны

Цель:

Углубить знания о роли мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Задачи:

Образовательная: Закрепить умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих, развивать умение работать по алгоритму.
Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление

поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Оборудование: компьютер, экран, листки для работы в группах, учебник «Русский язык» С.В.Иванова, рабочая тетрадь № 1 «Пишем грамотно».

4 класс.

Медиапродукт - презентация 16 слайдов (среда POWER POINT).


Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока 1. Орг. Момент

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбки, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

2. Чистописание (слайд 1).

- Написание какой буквы мы сегодня повторим? Отгадайте:

Это буква - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не поизносится,
Но в слово часто просится. (Ь)

Чем необычна эта буква? (не обозначает никакого звука)

(показ написания)

-Письмо буквы.

Слайд 2.

- Какова роль Ь в словах?

Дети:

- ь - разделительный,

- Где пишется? (между согласной и гласной)

-ь - показатель мягкости согласных;

- Где пишется? (между согласной и согласной)


  1. Актуализация опорных знаний.

Слайд 3.

Вьюга, ельник, варенье, дочь, тишь, линька, пень

- Прочитайте, какие слова мы будем писать во второй строке чистописания.

- Что общего у всех этих слов? (Ь)

- Запишите во второй строке слова, где Ь будет разделительным.

- Запишите в третьей строке слова, где Ь указывает на мягкость согласного.

ПРОВЕРКА.

Слайд 4.

- Кто выполнил работу без ошибок?

- Какие слова остались неподчеркнутыми? Почему?

- Как вы думаете, какую роль выполняет Ь в этих словах?

- Дайте характеристику звуку Ч.

(Всегда мягкий)

- Дайте характеристику звуку Ш.

(Всегда твердый)

- А что общего у этих звуков?

ДЕТИ. - Эти звуки шипящие.

- Один звук всегда мягкий, другой - всегда твердый. Для чего же на конце этих слов пишется Ь?

Слайд 5. (указывает, что сущ. женского рода 3 скл.)

- Мы знаем мягкий знак разделительный,

Мягкий знак - показатель мягкости согласного.

А о третьей роли мягкого знака мы сегодня поговорим.

- Предположите тему урока.

Слайд 6. «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

- Чему мы должны будем научиться? (предположения детей)

Я тоже составила задачи на сегодняшний урок. Давайте проверим, совпадут ли они.

Слайд 8.

  1. Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих;

  2. Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Обобщение правила с. 50 - 51 учебник.


  1. Обобщение знаний о Ь.

Слайд 9.

Ключ.. Вещ.. Могуч.. (много) задач..

Чертеж.. ноч.. дремуч.. (нет) груш

Кирпич.. рож.. хорош.. (Желаю) удач..

- Я предлагаю вам поработать в группах. На ваших столах есть листки со столбиками слов.

- Подумайте, обсудите с товарищами и объясните, что объединяет слова каждой группы.

( ответы старших в группе, одновременно проверка на экране)

Слайд 10.

- В словах какого столбика вы напишите Ь?

- Почему?

Слайд 11.

Вывод: Какую еще роль может выполнять мягкий знак с словах?

- Поработайте в парах. Задание вы найдете в учебнике на с. 51 упр. 1.

Ф и з м и н у т к а.


  1. Составление алгоритма.

- Я предлагаю поработать с алгоритмом определения написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.

- Но перед этим вспомним, что такое алгоритм. (порядок действий для решения проблемы)

Ваша задача вместе сообща дополнить алгоритм.

Слайд 12.

- Определить часть речи.

- Если этот сущ., определить род.

- определить склонение.

- если сущ. ж.р. - пишем Ь.

- если сущ.м.р -Ь не пишем.

(АЛГОРИТМ ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ).

Слайд 13.

- Пользуясь алгоритмом, исправьте ошибки, которые допустил нерадивый ученик. Текст запишите в тетрадь правильно. (у доски - 1 человек)

Взаимопроверка.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Поставьте отметку. Поменяйтесь тетрадями обратно. Кому поставили 5? 4? 3?

Слайд 14. Нерадивый ученик тоже исправил свои ошибки и получил «5».

А так ли сделали вы?

Вывод: В каких сущ. после шипящих будем писать Ь?

Слайд 15.

Вывод:

-Посмотрите на учебные задачи, которые мы с вами поставили на сегодняшний урок. Как вы думаете, мы их выполнили?

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?


  1. Работа в печатной тетради «Пишем грамотно».

С. 18 - 19

Упр. 1 с. 18 - самостоятельно.


  1. Рефлексия.

Слайд 16.

- У вас на столах листки со смайликами. Оцените свое участие в уроке. Если вы считаете. Что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, обведите простым карандашом смайл наверху пирамиды. Если старались не всегда - посередине, если были простым наблюдателем - внизу.

  1. Оценки.

- Командирам групп

- Командиры групп оценивают самых активных участников группы.

  1. Домашнее задание.

Закрепить умение правильно употреблять Ь на конце существительных после шипящих при выполнении упр.2 стр. 51, упр. 3 устно (подготовиться к словарному диктанту), тетрадь «Пишем грамотно» упр. 2 с. 18


© 2010-2022