Урок_Окружающий мир_Маленькие рыцари природы_3кл

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока окружающего мира

в 3 классе ОС «Школа 2100»

по теме «Маленькие рыцари природы»















Разработала: Хусаинова Куралай Галиевна,

учитель начальных классов муниципального

казенного образовательного учреждения

Москаленского района Омской области

«Москаленский лицей»

646070, Омская область, р.п. Москаленки,

ул. Таежная, 68 - 3

[email protected]

Использование ИКТ позволяет провести урок иллюстрированным, запоминающимся. Принимая участие в работе «научных лабораторий», дети учатся находить ответы на поставленные вопросы в справочной литературе, пользуются энциклопедическими источниками, что расширяет их кругозор. Выполняя свои роли в группе, учатся работать в команде, принимать решение. В течение урока каждый ученик включен в активную познавательную деятельность.

Описание методической разработки

1. Название

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе ОС «Школа 2100» по теме «Маленькие рыцари природы».

2.Учебный предмет: окружающий мир

Учебник Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. «Окружающий мир» часть 1, 2 . 3 кл. - М.: «Баласс», 2009.

3. Форма учебной работы:

классно-урочная

4. Полное описание разработки

Раздел курса: Живые участники круговорота веществ.

Место урока в разделе: 3 урок (введение в новую тему).

Тема урока: « Маленькие рыцари природы».

Цели:

1. Познакомить с новыми объектами природы - членистоногими;

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку; обогащать активный словарный запас;

3. Создать условия для привития познавательного интереса к окружающему миру;

формировать навыки делового общения на основе сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик: Планируемые результаты: Предметные: -сравнивают членистоногих на основе внешних признаков и проводят простейшую классификацию; -описывают на основе предложенного плана представителей насекомых, паукообразных, ракообразных. Метапредметные: -используют естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных высказываний; -планируют, контролируют и оценивают учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные: -выполняя свои роли в группе, дети учатся договариваться, сотрудничать в решении проблемы; -приобретают опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы; -получают возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила разумного поведения в природной среде.

Тип урока: урок получения новых знаний, с элементами исследовательской работы. Средства оснащения урока: Медиа-проектор, дидактический материал «Маленькие рыцари», представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.; инвентарь для практической работы (текстовая информация на бумажных носителях, иллюстрации, коллекции насекомых, ракообразных и паукообразных), энциклопедии.

Ход урока:

1 этап. Мотивация.

Цель: настроить обучающихся на урок

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем!

Под этим девизом и будем работать сегодня на уроке.

Сейчас послушайте звуковой фрагмент и подумайте над вопросами: кто ведет разговор, и о чем он?

Слайд 2 (жук, рак, краб, гусеница - текст за кадром)

-Ребята, мы стали с вами свидетелями разговора. Кто является его участниками? (- Рак, жук, гусеница, краб и бабочка).

2 этап. Создание проблемной ситуации.

Цель: вывести учащихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке.

О чем говорят герои? Давайте разберёмся. Легко ли им живётся? (- Тяжело. Приходится всегда защищаться. Их никто не любит)

Какие они по размеру?(Выставляю слово «маленькие»)

- А раз они защищают себя, свое потомство, значит, как мы их ещё можем назвать? Защитники, воины.

Слайд 3(воины и членистоногие).

-Посмотрите на экран, с каким из представленных воинов есть сходство, например, у жука? - С рыцарем - его одежда и строение тела жука похожи.

Слайд 4 (рыцарь и жук).

- В чём их сходство? (У рыцаря латы, а у жука панцирь.Они похожи)

Как можно назвать рака, жука, краба?

А можно их назвать рыцарями природы?(Выставляю «рыцари природы»)

Слайд 5 (вид леса с представителями животного мира)

- Значит, в этом большом мире природы как мы можем назвать жука и подобных животных?

Кто догадался, какая тема урока?

Слайд 6 (тема урока : «Маленькие рыцари природы»)

-Как вы думаете, что мы должны узнать об этих животных? ( Где живут, чем питаются).

3 этап. Введение знаний (изучение нового материала). Цель: формировать у обучающихся программные знания и способы деятельности.

Давайте поподробнее познакомимся с нашими рыцарями.

Посмотрите, ребята, тела этих животных покрыты хитиновым слоем, таким же твердым, как у рыцаря латы. Этот слой выполняет роль наружного скелета. Скелет состоит из отдельных твердых члеников. Членики подвижно соединены друг с другом. Ноги у них тоже подвижно соединяются с телом при помощи суставов и состоят из нескольких члеников. Поэтому этих животных назвали членистоногие. Слайд 7 - изображения членистоногих Слайд 8 (определение членистоногих)

Прочитайте хором определение. Почему этих животных назвали членистоногие? А теперь по схеме скажите, на какие группы делятся членистоногие?

Как вы думаете, почему называются паукообразные, ракообразные, насекомые?

(Работают с информацией на слайде(определение и схема).

4 этап. Работа в микрогруппах.

Цель:уметь анализировать и синтезировать новую информацию. Нацелить обучающихся на исследования (выставляются названия групп на столы)

1 группа - исследователи насекомых

2 группа - исследователи паукообразных

3 группа - исследователи ракообразных

- А сейчас мы поработаем в маленьких «научных лабораториях». Вы проведете исследования насекомых, а вы - ракообразных, а вы - паукообразных (Дети работают в группах по 4 человека - всего 6 групп , по 2 группы работают над каждым классом членистоногих). Пользуясь учебником, энциклопедиями, образцами, схемами вы должны… (Открываю запись на доске:) - изучить строение тела членистоногих; -рассказать в какой экосистеме обитают; -чем питаются; -какую роль выполняют в природе и жизни человека. Затем дополнить текст, который у вас на столах, недостающими словами и прочитать его для всех исследователей. И еще дорисовать недостающие части тела членистоногих и найти интересные и занимательные факты об этих животных. Задания объемные, поэтому вам их надо распределить в группе (Раздаю план работы, рисунки членистоногих с недостающими частями тела, текст с пропущенными словами и индивидуальные задания - занимательный материал).

План:

  1. Из скольких частей состоят тела данных животных?

  2. Назовите части тела.

  3. Сколько членистых ног? Есть ли усики, крылья?

  4. В какой экосистеме обитают? Чем питаются?

  5. Роль в природе и значение для человека

  6. Дорисуйте недостающие части животного.

  7. Перечислите, кто еще из животных относится к данной группе.

Для каждой группы даны тексты с недостающими словами(Приложение 1) и схематичные изображения членистоногих с недостающими частями тела (Приложение 2)

В каждой группе по одному человеку работают по карточкам индивидуально (читают короткий интересный материал о членистоногих, затем будут пересказывать).

5 этап. Физминутка для глаз.

Цель: Снять зрительное напряжение.

Слайд 9 - физминутка для глаз (Дети водят глазами за движущимися объектами, открывают и закрывают глаза).

6 этап. Защита «творений»

Цель: систематизировать знания о строении, питании, о среде обитания членистоногих

Настал урока важный фрагмент

Собрали вы силы, знания, уменья

Все потрудились - вот главный момент

Представить пора ваши творенья!

Слово предоставляем исследователям насекомых.

(Тело насекомых состоит из 3 отделов: головы, груди и брюшка. Все насекомые имеют сложные глаза, 6 членистых ног, у некоторых есть крылья. Ноги отходят от груди (показывают на схематичном изображении насекомого).

Инд работа - рассказ о насекомых-«рекордсменах».

- Кто еще добавит что-нибудь интересное о насекомых?

- У меня тоже есть интересный материал. Летом насекомые откладывают яйца, из которых выходят личинки. Например, у кузнечиков и тараканов - бескрылые копии своих родителей. А другие насекомые - бабочки, комары, муравьи, жуки развиваются по-другому. Посмотрите, как это происходит

Слайд 10 (Видеофрагмент «Развитие бабочки»)

-Итак, что же происходит с личинкой бабочки? Она сразу превращается в бабочку?

Следующими свою работу представляют исследователи ракообразных.

Слайд 11 - изображение ракообразных - клик внизу слева (аудиозапись)

- Прочитайте получившийся текст с дополнениями.(Тело ракообразных состоит из 2 отделов: брюха и головогруди. Все ракообразные имеют сложные глаза, есть усики. У них 10 больших членистых ног, передняя пара превратилась в клешни. Ноги отходят от головогруди. Они используются в пищу человеком, являются «санитарами» водоемов).

А что еще интересного нашли о раках?

- Итак, тело ракообразных состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Имеют 10 больших членистых ходильных ног, усики, сложные глаза на стебельках.

А сейчас выступает группа исследователей паукообразных. (Тело паукообразных состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Все паукообразные, которых мы рассматривали, имеют простые глаза, 8 членистых ног, которые располагаются на головогруди.) Инд. работа- рассказ о пауке-каракурте(«Черная вдова»).

-Кто еще дополнит ответ?

- Кто из вас видел паутину? Для чего она?

Посмотрите на экран. А такую паутину вы точно не видели! Слайд 12

Ее плетут древесные пауки-птицееды. Кто догадался, почему их так назвали? Они питаются мелкими грызунами. Самые большие из них достигают размера примерно 28 см, т.е. как суповая тарелка.

- Итак, у паукообразных 8 членистых ног, тело состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Есть паутинная железа в брюшной части, с помощью которой вырабатывается жидкость для плетения паутины.

Пауков бояться не стоит, потому что они не могут прокусить кожу человека. А каракурт, о котором мы сегодня узнали, у нас не обитает.

7 этап. Обобщение исследовательской работы обучающихся

Цель: обобщить полученную информацию обучающимися.

Мы сегодня говорили о значении членистоногих. Вспомните разговор маленьких рыцарей природы, который мы слушали в начале урока, нужны ли членистоногие? Как с ними надо обращаться?

Посмотрите поучительную историю, которая произошла однажды…Слайд 13 - мультфильм(пауза , когда лисенок посадил мотылька в банку и закрыл крышку).

- Ребята, оцените ситуацию. Что вы можете сказать? Как поступил лисенок? Он сделал это со зла? Как бы вы поступили? Давайте, посмотрим продолжение истории(пауза).

Удалось ли исправить допущенную ошибку? Как надо относиться к животным? Почему?

8 этап. Рефлексия полученных результатов.

Цель: контроль усвоения полученных знаний.

А сейчас проведем тест. Приготовьте карточки со словами. Я задаю вопрос, а вы показываете ответ на карточках.

  1. У каких членистоногих есть клешня?

  2. Сложные глаза?

  3. Паутинная железа?

  4. Плавательные ножки?

  5. У каких членистоногих 6 ног?

  6. У каких - 10 ног?

  7. У каких - 8 ног?

Слайд 14

Подведем итог. О чем говорит название «членистоногие»?

На какие группы делятся все членистоногие?

Как вы будете относиться к членистоногим?

Стоит ли бояться пауков?

Что запомнилось интересного на уроке?

О чем расскажете родителям?

Расскажите о своей деятельности на уроке, оцените свою работу и работу товарищей.

9 этап. Домашнее задание

Цель: закрепить изученный материал.

Предъявляю запись на доске:

Домашнее задание:

с. 90-95.

Ответить на вопросы.

Сообщение о членистоногом.

Всем читать с 90-95. Кто считает, что справится с заданиями после текста - выполните их. А для самых любознательных - есть еще творческое задание - приготовить сообщение о любом членистоногом. (Записывают задание в дневниках).

Слайд 15



Используемые источники:

  1. Интернет-ресурсы (развитие насекомых, аудио о ракообразных, мультфильм, иллюстрации)

© 2010-2022