- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок_Окружающий мир_Маленькие рыцари природы_3кл
Урок_Окружающий мир_Маленькие рыцари природы_3кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хусаинова К.Г. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока окружающего мира
в 3 классе ОС «Школа 2100»
по теме «Маленькие рыцари природы»
Разработала: Хусаинова Куралай Галиевна,
учитель начальных классов муниципального
казенного образовательного учреждения
Москаленского района Омской области
«Москаленский лицей»
646070, Омская область, р.п. Москаленки,
ул. Таежная, 68 - 3
Использование ИКТ позволяет провести урок иллюстрированным, запоминающимся. Принимая участие в работе «научных лабораторий», дети учатся находить ответы на поставленные вопросы в справочной литературе, пользуются энциклопедическими источниками, что расширяет их кругозор. Выполняя свои роли в группе, учатся работать в команде, принимать решение. В течение урока каждый ученик включен в активную познавательную деятельность.
Описание методической разработки
1. Название
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе ОС «Школа 2100» по теме «Маленькие рыцари природы».
2.Учебный предмет: окружающий мир
Учебник Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. «Окружающий мир» часть 1, 2 . 3 кл. - М.: «Баласс», 2009.
3. Форма учебной работы:
классно-урочная
4. Полное описание разработки
Раздел курса: Живые участники круговорота веществ.
Место урока в разделе: 3 урок (введение в новую тему).
Тема урока: « Маленькие рыцари природы».
Цели:
1. Познакомить с новыми объектами природы - членистоногими;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку; обогащать активный словарный запас;
3. Создать условия для привития познавательного интереса к окружающему миру;
формировать навыки делового общения на основе сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик: Планируемые результаты: Предметные: -сравнивают членистоногих на основе внешних признаков и проводят простейшую классификацию; -описывают на основе предложенного плана представителей насекомых, паукообразных, ракообразных. Метапредметные: -используют естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных высказываний; -планируют, контролируют и оценивают учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные: -выполняя свои роли в группе, дети учатся договариваться, сотрудничать в решении проблемы; -приобретают опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы; -получают возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила разумного поведения в природной среде.
Тип урока: урок получения новых знаний, с элементами исследовательской работы. Средства оснащения урока: Медиа-проектор, дидактический материал «Маленькие рыцари», представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.; инвентарь для практической работы (текстовая информация на бумажных носителях, иллюстрации, коллекции насекомых, ракообразных и паукообразных), энциклопедии.
Ход урока:
1 этап. Мотивация.
Цель: настроить обучающихся на урок
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
Под этим девизом и будем работать сегодня на уроке.
Сейчас послушайте звуковой фрагмент и подумайте над вопросами: кто ведет разговор, и о чем он?
Слайд 2 (жук, рак, краб, гусеница - текст за кадром)
-Ребята, мы стали с вами свидетелями разговора. Кто является его участниками? (- Рак, жук, гусеница, краб и бабочка).
2 этап. Создание проблемной ситуации.
Цель: вывести учащихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке.
О чем говорят герои? Давайте разберёмся. Легко ли им живётся? (- Тяжело. Приходится всегда защищаться. Их никто не любит)
Какие они по размеру?(Выставляю слово «маленькие»)
- А раз они защищают себя, свое потомство, значит, как мы их ещё можем назвать? Защитники, воины.
Слайд 3(воины и членистоногие).
-Посмотрите на экран, с каким из представленных воинов есть сходство, например, у жука? - С рыцарем - его одежда и строение тела жука похожи.
Слайд 4 (рыцарь и жук).
- В чём их сходство? (У рыцаря латы, а у жука панцирь.Они похожи)
Как можно назвать рака, жука, краба?
А можно их назвать рыцарями природы?(Выставляю «рыцари природы»)
Слайд 5 (вид леса с представителями животного мира)
- Значит, в этом большом мире природы как мы можем назвать жука и подобных животных?
Кто догадался, какая тема урока?
Слайд 6 (тема урока : «Маленькие рыцари природы»)
-Как вы думаете, что мы должны узнать об этих животных? ( Где живут, чем питаются).
3 этап. Введение знаний (изучение нового материала). Цель: формировать у обучающихся программные знания и способы деятельности.
Давайте поподробнее познакомимся с нашими рыцарями.
Посмотрите, ребята, тела этих животных покрыты хитиновым слоем, таким же твердым, как у рыцаря латы. Этот слой выполняет роль наружного скелета. Скелет состоит из отдельных твердых члеников. Членики подвижно соединены друг с другом. Ноги у них тоже подвижно соединяются с телом при помощи суставов и состоят из нескольких члеников. Поэтому этих животных назвали членистоногие. Слайд 7 - изображения членистоногих Слайд 8 (определение членистоногих)
Прочитайте хором определение. Почему этих животных назвали членистоногие? А теперь по схеме скажите, на какие группы делятся членистоногие?
Как вы думаете, почему называются паукообразные, ракообразные, насекомые?
(Работают с информацией на слайде(определение и схема).
4 этап. Работа в микрогруппах.
Цель:уметь анализировать и синтезировать новую информацию. Нацелить обучающихся на исследования (выставляются названия групп на столы)
1 группа - исследователи насекомых
2 группа - исследователи паукообразных
3 группа - исследователи ракообразных
- А сейчас мы поработаем в маленьких «научных лабораториях». Вы проведете исследования насекомых, а вы - ракообразных, а вы - паукообразных (Дети работают в группах по 4 человека - всего 6 групп , по 2 группы работают над каждым классом членистоногих). Пользуясь учебником, энциклопедиями, образцами, схемами вы должны… (Открываю запись на доске:) - изучить строение тела членистоногих; -рассказать в какой экосистеме обитают; -чем питаются; -какую роль выполняют в природе и жизни человека. Затем дополнить текст, который у вас на столах, недостающими словами и прочитать его для всех исследователей. И еще дорисовать недостающие части тела членистоногих и найти интересные и занимательные факты об этих животных. Задания объемные, поэтому вам их надо распределить в группе (Раздаю план работы, рисунки членистоногих с недостающими частями тела, текст с пропущенными словами и индивидуальные задания - занимательный материал).
План:
-
Из скольких частей состоят тела данных животных?
-
Назовите части тела.
-
Сколько членистых ног? Есть ли усики, крылья?
-
В какой экосистеме обитают? Чем питаются?
-
Роль в природе и значение для человека
-
Дорисуйте недостающие части животного.
-
Перечислите, кто еще из животных относится к данной группе.
Для каждой группы даны тексты с недостающими словами(Приложение 1) и схематичные изображения членистоногих с недостающими частями тела (Приложение 2)
В каждой группе по одному человеку работают по карточкам индивидуально (читают короткий интересный материал о членистоногих, затем будут пересказывать).
5 этап. Физминутка для глаз.
Цель: Снять зрительное напряжение.
Слайд 9 - физминутка для глаз (Дети водят глазами за движущимися объектами, открывают и закрывают глаза).
6 этап. Защита «творений»
Цель: систематизировать знания о строении, питании, о среде обитания членистоногих
Настал урока важный фрагмент
Собрали вы силы, знания, уменья
Все потрудились - вот главный момент
Представить пора ваши творенья!
Слово предоставляем исследователям насекомых.
(Тело насекомых состоит из 3 отделов: головы, груди и брюшка. Все насекомые имеют сложные глаза, 6 членистых ног, у некоторых есть крылья. Ноги отходят от груди (показывают на схематичном изображении насекомого).
Инд работа - рассказ о насекомых-«рекордсменах».
- Кто еще добавит что-нибудь интересное о насекомых?
- У меня тоже есть интересный материал. Летом насекомые откладывают яйца, из которых выходят личинки. Например, у кузнечиков и тараканов - бескрылые копии своих родителей. А другие насекомые - бабочки, комары, муравьи, жуки развиваются по-другому. Посмотрите, как это происходит
Слайд 10 (Видеофрагмент «Развитие бабочки»)
-Итак, что же происходит с личинкой бабочки? Она сразу превращается в бабочку?
Следующими свою работу представляют исследователи ракообразных.
Слайд 11 - изображение ракообразных - клик внизу слева (аудиозапись)
- Прочитайте получившийся текст с дополнениями.(Тело ракообразных состоит из 2 отделов: брюха и головогруди. Все ракообразные имеют сложные глаза, есть усики. У них 10 больших членистых ног, передняя пара превратилась в клешни. Ноги отходят от головогруди. Они используются в пищу человеком, являются «санитарами» водоемов).
А что еще интересного нашли о раках?
- Итак, тело ракообразных состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Имеют 10 больших членистых ходильных ног, усики, сложные глаза на стебельках.
А сейчас выступает группа исследователей паукообразных. (Тело паукообразных состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Все паукообразные, которых мы рассматривали, имеют простые глаза, 8 членистых ног, которые располагаются на головогруди.) Инд. работа- рассказ о пауке-каракурте(«Черная вдова»).
-Кто еще дополнит ответ?
- Кто из вас видел паутину? Для чего она?
Посмотрите на экран. А такую паутину вы точно не видели! Слайд 12
Ее плетут древесные пауки-птицееды. Кто догадался, почему их так назвали? Они питаются мелкими грызунами. Самые большие из них достигают размера примерно 28 см, т.е. как суповая тарелка.
- Итак, у паукообразных 8 членистых ног, тело состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Есть паутинная железа в брюшной части, с помощью которой вырабатывается жидкость для плетения паутины.
Пауков бояться не стоит, потому что они не могут прокусить кожу человека. А каракурт, о котором мы сегодня узнали, у нас не обитает.
7 этап. Обобщение исследовательской работы обучающихся
Цель: обобщить полученную информацию обучающимися.
Мы сегодня говорили о значении членистоногих. Вспомните разговор маленьких рыцарей природы, который мы слушали в начале урока, нужны ли членистоногие? Как с ними надо обращаться?
Посмотрите поучительную историю, которая произошла однажды…Слайд 13 - мультфильм(пауза , когда лисенок посадил мотылька в банку и закрыл крышку).
- Ребята, оцените ситуацию. Что вы можете сказать? Как поступил лисенок? Он сделал это со зла? Как бы вы поступили? Давайте, посмотрим продолжение истории(пауза).
Удалось ли исправить допущенную ошибку? Как надо относиться к животным? Почему?
8 этап. Рефлексия полученных результатов.
Цель: контроль усвоения полученных знаний.
А сейчас проведем тест. Приготовьте карточки со словами. Я задаю вопрос, а вы показываете ответ на карточках.
-
У каких членистоногих есть клешня?
-
Сложные глаза?
-
Паутинная железа?
-
Плавательные ножки?
-
У каких членистоногих 6 ног?
-
У каких - 10 ног?
-
У каких - 8 ног?
Слайд 14
Подведем итог. О чем говорит название «членистоногие»?
На какие группы делятся все членистоногие?
Как вы будете относиться к членистоногим?
Стоит ли бояться пауков?
Что запомнилось интересного на уроке?
О чем расскажете родителям?
Расскажите о своей деятельности на уроке, оцените свою работу и работу товарищей.
9 этап. Домашнее задание
Цель: закрепить изученный материал.
Предъявляю запись на доске:
Домашнее задание:
с. 90-95.
Ответить на вопросы.
Сообщение о членистоногом.
Всем читать с 90-95. Кто считает, что справится с заданиями после текста - выполните их. А для самых любознательных - есть еще творческое задание - приготовить сообщение о любом членистоногом. (Записывают задание в дневниках).
Слайд 15
Используемые источники:
-
Интернет-ресурсы (развитие насекомых, аудио о ракообразных, мультфильм, иллюстрации)