Рабочая программа по внеурочной деятельности Вежливые ребята

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щетиновская средняя общеобразовательная школа»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Щетиновская СОШ»

_________________ (Т.Б. Жукова)


Приказ от «31 » августа 2015 г. № 174-од

Решение педсовета от «26» августа 2015 г. № 1

М.П.









Рабочая программа

по внеурочной деятельности


Направление духовно - нравственное

Наименование программы «Вежливые ребята»

Класс 2


Составитель:

Жигарева Ольга Сергеевна,

Воспитатель

Категория высшая












2015 г


Пояснительная записка Программа кружка «Вежливые ребята» составлена в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст47; п.1 ч.1 ст. 48 - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011г. №2357); - Примерной основной образовательной программы учреждения. Начальная школа. 4-е издание, переработанное. М. изд. «Просвещение». 2012; - Концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников - М.: Просвещение, 2009. - На основе программы «Азбука добра» (автор И.С. Хомякова, В.И. Петрова)
Локальные акты образовательного учреждения: - Устав МБОУ «Щетиновская СОШ»; - ОПП НОО МБОУ «Щетиновская СОШ»; - Учебный план школы на 2015 - 2016 учебный год



Основная цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Задачи:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Общая характеристика предмета. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности в форме кружка«Вежливые ребята». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: - личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; - стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; - развивающие нравственное сознание; - активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу. Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его пере живаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позво лит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место в учебном плане. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в соответствии с учебным планом МБОУ «Щетиновская СОШ», на изучение курса во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю) Ценностные ориентиры содержания программы. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В процессе освоения программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.



Содержание программы Раздел 1. Этика общения (7 часов) . Если песни петь, с ними веселей. Добрым жить на белом свете радостно. Добро творить - себя веселить. Подумай о других. Подарок коллективу. Урок-сюрприз, урок общения. Делу - время, потехе - час. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Раздел 2. Этикет (8 часов) По правилам этикета. Приглашение к столу. Путешествие в страну Этикета. Вот школа, дом, где мы живем. Формулирование правил этикета..Вот магазин, куда идем. Дороги, транспорт, пеший путь. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.В гостях у Вежи. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) Подари другому радость. От чего зависит настроение. Не стесняйтесь доброты своей. Мой дом - моя семья. В труде человек хорошеет. Все на белом свете солнышкины дети. Поздравляем наших мам. Со взрослыми и сверстниками. Цени доверие других. Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими Этика отношений в коллективе (10 часов) Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Советуем друг другу. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Поговорил бы кто со мной. Путешествие по весеннему парку. Подарок коллективу. Делаем газету. Доброта что солнце. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

Тематическое планирование



Тема раздела

Кол-во

часов

1

Этикет

7

2

Этика общения

8

3

Этика отношений с окружающими

9

4

Этика отношений в коллекутиве

10

Всего

34





Календарно - тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем
Дата план Дата факт Раздел 1. Этика общения (7 часов)
1 Если песни петь, с ними веселей. Разговор о вежливости 01.09 - 04.09
2 Добрым жить на белом свете радостно. 07.07 - 11.09
3 Добро творить - себя веселить.
14.09 - 18.09
4 Подумай о других.
21.09 - 25.09
5 Подарок коллективу.
28.09 - 02.10
6 Делу - время, потехе - час.
05.10 - 09.10
7 Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
12.10 - 16.10
Раздел 2. Этикет (8 часов) 8 По правилам этикета.
19.10 - 23.10
9 Приглашение к столу.
26.10 - 30.10
10 Вот школа, дом, где мы живем.
09.11 - 13.11
11 Вот магазин, куда идем.
16.11 - 20.11
12 Дороги, транспорт, пеший путь.
23.11 - 27.11
13 Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
30.11 - 04.12
14 Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке. 07.12 - 11.12
15 В гостях у Вежи. Новогодний праздник. 14.12 - 18.12
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
16 Подари другому радость.
21.12 - 25.12
17 От чего зависит настроение.
11.01 - 15.01
18 Не стесняйтесь доброты своей.
18.01 - 22.01
19 Мой дом - моя семья.
25.01 - 29.01
20 В труде человек хорошеет.
01.02 - 05.02
21 Все на белом свете солнышкины дети.
08.02 - 12.02
22 Поздравляем наших мам.
15.02 - 19.02
23 Со взрослыми и сверстниками.
22.02 - 26.02
24 Цени доверие других.
29.02 - 04.03
Этика отношений в коллективе (10 часов) 25 Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
07.03 - 11.03
26 Советуем друг другу.
14.03 - 18.03
27 Общее и особенное для мальчиков и девочек.
30.03 - 01.04
28 Поговорил бы кто со мной.
04.04 - 08.04
29 Путешествие по весеннему парку. Экскурсия в парк, в процессе которой вырабатываются правила поведения . 11.04 - 15.04
30 Правила поведения в парке 18.04 - 22.04
31 Подарок коллективу.
25.04 - 29.04
32 Беседа «Этическая грамматика». 02.05 - 06.05
33 Оформление газеты. 09.05 - 13.05
34 Доброта что солнце. Итоговое занятие. 16.05 - 20.05



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Для учителя

1. Белопольская Н.А. и другие. "Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра".

2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

4. Буйлова Л.Н. "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей". М.: ЦРСДОД, 2000.

5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: издательство «АРКТИ», 2005. - 62с.

7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. - М.: Чистые пруды, 2006.

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Современный урок". Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2006

9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Совсем не обычный урок". Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2001.

10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

12. Малкова Ю. "Умный читатель". Серия "Через игру к совершенству". М.: "Лист", 1999.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1986.

14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2006. -88с.

15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. - М.: Эксмо, 2010

16. Русские народные сказки Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983.

17. "Сказка как источник творчества детей". Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

18. Симановский А.Э. "Развитие творческого мышления детей". Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

19. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

20. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. - М.: Педагогика, 1990.

21. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 - 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

22. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 - 8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

23. Энциклопедия этикета. - СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

24. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство "АСТ", 1998.

25. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: "Астрель", "Олимп", "АСТ", 2000.

Для обучающихся:

1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

2. Барто А.Л. В театре.

3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. - Т.: Укитувчи. 1989.

4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. - М.: Правда,1985.

5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. - М.: Правда,1985.

9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. - Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: "Астрель", "Олимп", "АСТ", 2000.

10. Осеева В.А. Волшебное слово

11. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. - М.: Эксмо, 2010

12. Русская народная сказка. Лиса и Журавль

13. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

14. Титкова Т.В. Как принимать гостей. - Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

15. Толстой Л.Н. Волк и собака.

16. Чуковский К. И. Федорино горе.

17. Чуковский К.И. Мойдодыр.

18. Чуковский К.И. Телефон.

19. Чуковский К.И. Краденое солнце.

20. Шалаева Г.П. Как себя вести? - Издательская группа АСТ., 2010.

21. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. - Издательская группа АСТ., 2010.

22. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. - Издательская группа АСТ., 2010.

23. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. - Издательская группа АСТ., 2010.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ОВВВР

___________ (Горячева Т.В.)

«_____» ______________ 2015г.




РАССМОТРЕНО

на ШМО учителей начальных классов

Протокол от 25.08.2015№_1_

____________(Герасимова С.С.)



© 2010-2022