Конспект урока литературного чтения по теме Пришвин М. Золотой луг. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Тема: М Пришвин « Золотой луг»





Цели:
1. учиться использовать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;

2. учить вести диалог с автором;
3. работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения.
4. Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений писателей о природе.

Задачи:

обучающие

совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,

учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;

развивающие

развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание,

обогащать и развивать речь учащихся,

расширять кругозор;

воспитательные

воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства.



Ход урока

  1. Организационный момент

1. Введение в тему урока

- Ребята, наш урок мы начнем с прослушивания замечательной песни. Когда будете слушать, то обратите внимание на то, какой вопрос постоянно звучит в песне и как автор пытается на него ответить.

Звучит песня « С чего начинается Родина?»( презентация)

И так, какой вопрос постоянно звучал в песне?

Как автор пытается сам на него ответить?

А почему последний вопрос остался без ответа? (Чтобы мы сами могли подумать и ответить по- своему.)

Ребята, посмотрите, сколько разных ответов у нас получилось.

У одного из нас родина начинается с березки, а другого с маленькой речки, а у кого-то любимого парка около дома или куста сирени под окном.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством известного нам писателя, и попробуем предположить, а как бы он ответил на наш вопрос.

Значит, какую ставим цель?

- Найти ответ на вопрос «С чего начинается Родина?» у известного писателя, произведение которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке .

II.Этап работы с текстом до чтения

  1. Проверка домашнего задания

Но сначала мы вспомним, с произведением какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке?

- О чем писал В. Бианки?

- Какую тайну раскрыл старый учёный с помощью внучки в рассказе В.Бианки «Неслышимка»

- Что особенного в этой птице? (Птичка - неслышимка - камышовка, она способна подражать пению сверчка.)

- А какое удивительное явление природы удалось услышать ученому?

- Какое же у вас было домашнее задание?

-Давайте и мы послушаем тишину " освежённого ливнем луга" ( чтение наизусть отрывка)

- Что вы можете сказать о человеке, который может столько услышать и увидеть и написать о природе удивительно тонко? (Он любит природу)

Посмотрите, ребята, сколько интересного мы с вами узнали, прочитав рассказ В. Бианки .

2. Актуализация знаний, появление темы.

-Я надеюсь, что и сегодняшний урок, принесет вам новые открытия. Мы повстречаемся с новым автором и его произведением. Каким, вы скоро узнаете .Кроме того нас ждет впереди маленькое открытие.

Но сначала давайте послушаем разговор Насти и ее папы.


  • Чтение авторского текста в учебнике с.105 (Читает 1 подготовленный ребенок). Здесь, ребята, мы на минуту прервем Настю. Давайте откроем раздел «Содержание» учебника с.206 и посмотрим, есть ли такое произведение в нашем учебнике. Кто его автор? В каком разделе находится это произведение?

  • Кто же догадался, какая будет тема нашего урока? (М. Пришвин « Золотой луг»)

(Тема записывается учителем на доске, появляется портрет писателя М.М. Пришвина)

Настя и ее папа подсказали нам тему нашего урока: М. Пришвин «Золотой луг».

  1. Физкульминутка.


  1. Антиципация чтения.

-Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.

-Как вы думаете, почему рассказ называется « Золотой луг»?

- О чем будет этот рассказ?

-Какими назвала Настя одуванчики ?

-Разделяете ли вы ее мнение?

-Начнем читать рассказ « Золотой луг».

-Удастся ли нам открыть что - либо новое?

-О чем просят нас авторы учебника на с. 105?

Прочитайте последнее предложение авторского текста.

III. Этап работы с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором. Михаил Пришвин ЗОЛОТОЙ ЛУГ У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. (Можете предположить, какая забава, т.е. какое развлечение?) Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.СЛАЙД№21 («В пяту» - т.е. за братом очень близко, след в след, буквально: за его пятками. А какой промысел мог быть у ребят, за какой «добычей» они отправлялись?) «Серёжа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.СЛАЙД22 За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. (Проверим себя: у нас такое же было предположение?) И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. СЛАЙД23О чём хочется спросить? (Какое открытие?) А что можно предположить?) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво.СЛАЙД24 Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». СЛАЙД25(Уточняем наши предположения по поводу названия рассказа. А золотой луг - он какого цвета?) Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. СЛАЙД 26(Догадались почему?) Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. СЛАЙД27(Что же произошло?) Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. СЛАЙД28Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.СЛАЙД29 С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов (Был неинтересным, а стал одним из самых интересных цветов. Можете объяснить почему?), потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (А вот как автор отвечает на этот вопрос.)СЛАЙД30

3. Выявление первичного восприятия.

  • Одуванчик - загадочный цветок. Вы разделяете со мной это мнение. А почему? (Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он выглядит совершенно по-разному) СЛАЙД31

  • Оправдались ли наши предположения вначале урока?

Подходит ли заголовок к этому тексту? Как бы вы озаглавили этот рассказ?

  • А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя - рассказчика? Найдите подтверждение в тексте. (« С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали»)

  • Найдите и прочитайте, какая смешная забава у них связана с одуванчиком.

  • Рассказ М. Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? (Рассказ ведётся от лица мальчика)

  • Докажите своё мнение строчками из текста.

  • Чтобы это доказать, надо ещё раз прочитать рассказ с самого начала до конца

(Ученики читают произведение)

  • Вы согласны? (Да, потому что это видно только из последнего предложения текста.)

  • Какие же секреты открыл наш герой?

  • (1. Луг с одуванчиками меняется в течение суток: он, то зелёный, то золотой

  • 2. Герой открыл для себя, что одуванчик - очень красивый цветок.

- Вспомните, как герой поначалу называл эти цветы. (Неинтересные)

  • Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает? (свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, любознательному человеку)

  • Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу?

  • К какому типу текста можно отнести этот рассказ? (Текст - повествование с элементами описания)

  • Какие 3 части присутствуют в каждом тексте?

  • (Вступление, основная часть и заключение)


  1. Повторное чтение рассказа.

  • Давайте попробуем эти части отыскать.

Дети работают парами и делят текст на части.

Чтение первой части.

  • От чьего лица ведётся повествование?

  • Можно ли сказать, что автор и рассказчик одно и тоже лицо? (автор - М . Пришвин, рассказчик - мальчик).

  • Кто был старше из братьев? Почему? (...Он впереди, я - в пяту). Как это - идти в пяту? (За ним, след в след. Того и гляди на пятки наступишь)

  • Какой промысел мог быть у мальчиков? (занятие, ремесло, источник существования)

  • Что такое забава? (игра, развлечение, шутка). В рассказе Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название - «неслышимка». Заметили ли здесь вы детскую словесную изобретательность? (фукну, фукнет). Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?

  • Как рассказчик называет одуванчики? Найдите в тексте. (неинтересные цветы - простые, обычные, без всякой тайны).

Как можно озаглавить 1-ую часть? СЛАЙД32

На экране: «Цветы для забавы», «Постоянная забава».

Чтение второй части.

- Почему луг был золотой? Зачитайте словами текста.

- Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? (Зачитать.)

- Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Зачитать.)

- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?

- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика?

(Пальчики на ладони)

- Как можно озаглавить II часть?

- В чем главная мысль в этой части?

(Раскрывается тайна названия луга, описывается луг)

(Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.)

СЛАЙД32

Чтение третьей части.

- Заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чем она состоит?

(Одуванчики не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.)

- Как теперь называет одуванчики рассказчик?

- Как озаглавили III часть?

СЛАЙД32

  1. Проблемный вопрос.

Какое «открытие » сделал для себя писатель? А можно ли на ваш взгляд, считать это открытием?

Какие ещё секреты одуванчиков вы знаете?

  • Они закрывают свои ладошки не только к вечеру, но и перед дождём. Существует такая примета «Одуванчик снимает свой шар - к дождю».

  • Это лекарственное растение.

Листья одуванчиков употребляют в пищу

  1. Подготовка к выразительному чтению.

Поиск интонации для каждой части.

(На доске представлены карточки со словами: гордо, весело, нежно, восхищённо, многозначительно, удивлённо, игриво. Работая в группах, дети выбирают подходящую интонацию для каждой части.)

1 часть - игриво, весело. Последнее предложение - с гордостью.

2 часть - с нежностью, восхищением, передать удивление мальчика.

  1. часть - многозначительно, вместе с тем трогательно.

VI. Рефлексия деятельности.

  • С каким произведением, какого автора вы познакомились сегодня на уроке?

  • Что особенно поразило, заставило задуматься?

  • Удалось ли вам сделать какое-то открытие?

  • Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых» цветов, сделать открытие?

  • Чему учат нас рассказы М.Пришвина?

Ребята какую цель мы ставили в начале урока ? Ответить с чего начинается родина ? Как, по вашему мнению как бы ответил на этот вопрос Пришвин ?

Воспитательный момент (бережное отношение к природе0

У В. Бианки мы услышали тишину освеженного луга, а М. Пришвина увидели прелесть казалось бы некрасивых цветов на лугу. И теперь мы с уверенностью можем сказать, что луга украшают землю. Нужно только научиться любоваться чудесными бабочками, слушать гудение шмелей, пчёл, и вы поймёте , как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.

Слайд33,34

Я сорвал цветок,
И он увял.
Я поймал мотылька,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Ч то прикоснуться к природе
Можно только сердцем.

Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях. Слайд35

На экране слова:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

VДомашнее задание.

Дома подготовьте, пожалуйста, выразительное чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» и попробуйте сочинить загадку про одуванчики (по желанию), либо любое творческое задание (рисунок)


© 2010-2022