- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Применение интерактивных методов обучения при преподавании экономических дисциплин»
Статья «Применение интерактивных методов обучения при преподавании экономических дисциплин»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абдрахманова Б.Б. |
Дата | 25.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Применение интерактивных методов обучения при преподавании экономических дисциплин»
В настоящее время все больше возрастает социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технологию быстро растет. Конечно же, все это зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов. На сегодняшний день у преподавателя широкий выбор технологий для применения их в своей педагогической деятельности. Интерактивные методы широко используются в обучении, к ним относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Для того чтобы освоить и применять данные методы преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия. Интерактивные методы включают в себя: работу в группах, метод мозгового штурма, дискуссии, презентации, тренинги, мини-исследования, кейс - стади, деловые и ролевые игры. Наиболее эффективным методом активации процесса обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин является метод проблемного изложения. При таком подходе объяснение нового материала становится похоже на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс: выдвигаются первоначально несколько ключевых вопросов по теме занятия, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала. Эта методика позволяет заинтересовать учащегося, вовлечь его в процесс обучения. Перед началом изучения определенной темы курса ставится перед учащимися проблемный вопрос или дается проблемное задание. Умение решать проблемы является ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для предприятий, где они будут работать, многократно возрастет. Проблемы обычно решаются в группах из 5 человек. В ходе решения проблемы учащиеся углубляют свои знания по конкретному вопросу, развивают умения решать проблемы, применяя принципы и теорию, развивают коммуникативные умения. Деятельность групп по решению проблем охватывает несколько этапов:
- Выяснение содержания понятий;
- Определение проблемы;
- Анализ проблемы и ее последствий;
- Ранжирование по важности выделенных элементов и установление связи между ними;
- Формулирование задачи;
- Поиск дополнительной информации;
- Отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.
- Существенно повысить мотивацию, сделав занятие интересным и увлекательным;
- Использовать наработанные методические материалы и облегчить подготовку к занятиям;
- Повысить наглядность обучения и упростить усвоение материала;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Осуществлять коллективную работу над учебными проектами и т.д;
Использование компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин чрезвычайно плодотворно. Привлекательность для учащихся работы с интерактивной доской, обусловленной разнообразием видов деятельности, игровыми моментами, а также возможность обеспечить моментальный контроль за правильностью ответов и смысловое повторение упражнений - все это делает интерактивную доску неоценимым помощником преподавателя. В условиях технической оснащенности значительно возрастает вариативность использования режимов работы, также в значительной степени устраняются трудности, возникающие при подборе и использовании наглядных пособий. При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В настоящее время уделяется особое внимание подготовки квалифицированных специалистов - вопросу эффективности полученных знаний, мобильности профессиональной квалификации, востребованности выпускников. Преподаватели, участвуя в различных семинарах, тренингах конференциях обмениваются опытом, демонстрируют различные методы интерактивного обучения. На своих занятиях преподаватели, ведущие экономические дисциплины иногда работают в качестве фасилитатора. Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Совместное обсуждение вопросов часто вызывает разногласие и непонимание между участниками. Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять, что и осуществляет преподаватель - фасилитатор, который управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы. Преподаватель - фасилитатор должен быть креативной личностью и уметь брать на себя риски. Участвуя в семинарах можно наблюдать работу преподавателя именно в таком качестве. Учащиеся сами проделывают всю работу, а фасилитаторы виртуозно облегчают процесс, подводят к тому, чтобы участники задумались. Преимуществом в фасилитации является то, что результаты выдают сами участники, т.е. сами выполняют всю необходимую работу. Кроме того, фасилитация дает возможность учащимся получить большее удовольствие от процесса и развивает каждого из них. На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить роль преподавателя, который становится не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы учащегося, выступает в качестве проводника в большом объеме информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации. В современных условиях преподавание должно сочетать в себе директивную и современную интерактивную модели обучения. Все зависит от того, как преподаватель пользуется тем или иным методом. Универсально эффективных или неэффективных методов не существует. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения. Суть интерактивных методов обучения - в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлении обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие. Качество обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности каждой ступени обучения. Весь процесс обучения строится по схеме: воспринять - осмыслить - запомнить - применить - проверить. Чтобы добиться качества обучения необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения.