Конспект по математике для 3 класса по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

Тема урока: « Умножение двузначного числа на однозначное»

Класс: 3

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Задачи урока: усвоить новый вычислительный приём умножения двузначного числа на однозначное; вывести новый алгоритм на основе распределительного свойства умножения.

Планируемый результат обучения:

Предметный результат: учащиеся освоят новый прием внетабличного умножения двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать, сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные УУД: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Регулятивные УУД: формируют умения следующих действий

  • Целеполагание - учатся формулировать и удерживать учебную задачу;

  • Планирование - учатся выполнять инструкции, точно следуя алгоритму, учатся самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;

  • Прогнозирование - формировать умения превосходить результат своей деятельности, умения определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний;

  • Контроль и самоконтроль - формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму;

  • Коррекция - формировать умения вносить необходимые изменения и дополнения на основе оценки и учёта сделанных ошибок;

  • Оценка - формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи;

  • Саморегуляция - развивать умение сконцентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Личностные УУД: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.

Основные понятия: распределительное свойство умножения, двузначное число, однозначное число

Место урока в календарно-тематическом плане: 4 урок Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

  1. Оборудование для учителя: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; интерактивная доска для демонстрации презентации, компьютер, мультимедийный проектор; слайдовая презентация по теме урока; незаконченные предложения для проведения игры «Решето»
  2. Оборудование для обучающихся: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; карточки для работы в группах, карточки для приёма «Светофор».


План урока с хронометражем:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Этап самоопределения к деятельности - 2 мин.

  3. Этап ситуации успеха - 5 мин.

  4. Этап постановки учебной задачи - 5 мин.

  5. Этап открытия нового знания - 5 мин.

  6. Физкультминутка - 2 мин.

  7. Этап фиксации места разрыва в знаково-символической форме - 5 мин.

  8. Этап решения практической задачи - 10 мин.

  9. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение - 10 мин.

  10. Рефлексия - 5 мин.



Конспект урока с теоретическим обоснованием



Этап

урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое основание, формирование УУД и средства их формирования

1.Организационный момент

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Вы пришли сюда …

Не лениться, а …

Работать как?

Слушать как?

Если хочешь отвечать…

Если спросят…

- Ребята, а вы все любите сюрпризы?

- Тогда для вас я приготовила сюрприз - учитель из шкатулочки достаёт буквы.

- Что с ними можно сделать?

- учиться

- трудиться

- старательно

- внимательно

- руку не забудь поднять

- надо встать, громко, чётко отвечать

- Да

- Можно собрать слово.

Учащиеся собирают слово УРОК

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Регулятивные: - управление своей деятельностью

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.

2. Этап самоопределения к деятельности

(прогнозирование и планирование урока)

Цель - выявить ожидания учащихся от урока, планировать свою деятельность на уроке

Приём «Фруктовый сад»

- Какой у нас сейчас урок?

- Свои ожидания от урока я вам предлагаю записать на яблоках, а опасения - на лимонах. А потом подойдите к доске и прикрепите фрукты к ветвям.

- А для того, чтобы наш урок прошёл результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.

- Давайте составим план нашего урока:

И так, на уроке мы должны:

У -

Р -

О -

К -

- Математика

Учащиеся записывают ожидания от урока на яблоках, а опасения - на лимонах. Всё это вывешивается на доске.



- узнать цель и тему урока

- рассказать об новом открытии

- объяснить, где можно применить открытие

- коллективно, дружно работать

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

3. Этап ситуации успеха

Цель - обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


Приём «Мозговой штурм» - работа в группах
- Чтобы узнать тему нашего урока - а она зашифрована, вы должны поработать в группах: в каждой группе есть бланк для теста - контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания: Задания для групп:

- Увеличьте 5 в 4 раза.

-Уменьшите 27 в 9 раз.

-Во сколько раз 6 меньше 30?

-Чему равно произведение чисел 8 и 5?

-Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?

-По 8 взять 2 раза.

-Найдите произведение чисел 7 и 2.

-На сколько, 80 меньше 20?

-Увеличьте 6 в 2 раза.
Проверка по слайду: 20 3 5 40 7 16 14 60 12.
Приём оценивания «Светофор»
- Оцените работу в группах, «зажгите» цветные огоньки.

-Кто успешно справился с заданием - хлопните в ладоши; -У кого были затруднения - топните ножками


- Продолжаем работу в группе. - Если вы расположите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.
- С умножением мы сегодня и будем работать на уроке.

Учащиеся делятся на группы

Работа в группах

Каждая группа записывает числа в бланк: (первая строчка)



Учащиеся слушают вопросы учителя и в группах записывают числа в бланк



Ребята в группах зажигают огоньки: Зелёный кружок -- работа на уроке прошла успешно; Жёлтый кружок - были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялись с работой; Красный кружок - были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с заданиями

Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «УМНОЖЕНИЕ»


Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль, самоконтроль

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

4.Постановка учебной задачи

Цель - включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы, цели урока


Приём постановки проблемного диалога

На какие группы можно разбить данные числа?




- Представьте числа 3 группы в виде суммы разрядных слагаемых.
- Найдите произведения чисел 2 и 1 группы.

- Умножьте числа 3 группы и 1.


Ситуация разрыва - чёткая граница «знаю - не знаю»
- Сможем ли мы выполнить задание? Почему?
- Какой у вас возникает вопрос?

- Так как теперь будет звучать тема нашего урока?

- Какая будет цель нашего урока?

1 группа: 3 5 7 - однозначные числа

2 группа: 20 40 60 - круглые числа

3 группа: 16 14 12 - двузначные числа

16 = 10 + 6

14 = 10 + 4

12 = 10 + 2

20х3, 40х3, 60х3

20х5, 40х5, 60х5

20х7, 40х7, 60х7- легко выполняют вычисления

16х3, 14х3,12х3

16х5, 14х5, 12х5

16х7, 14х7, 12х7 - затруднения

- Не сможем, потому что те приемы, которые мы знаем, не подходят.

- Как умножить двузначное число на однозначное?

- Нужно умножить некруглое двузначное число на однозначное.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу, соотносить те знания, которые есть и те, которых недостаточно;

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

5. Открытие нового знания

Цель - сформировать представление об умножении двузначных чисел на однозначное; вывести новый способ умножения.




Приём постановки проблемного диалога - Найдите значение выражения: 16 х 3
- Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения?
- Как будем выходить из сложившейся ситуации?



- Какое математическое свойство нам поможет?
- Подумайте и предложите свой вариант решения в парах.

- Давайте посмотрим, какие способы вы нашли?

- Кто готов поделиться открытием?

Способы решения записывают на доске:

16+16+16

16х3=(8+8)х3

16х3=(9+7)х3

16х3=(10+6)х3

- Как рассуждали?

- Какой способ самый удобный?

- Знание какого свойства умножения, позволило выполнить задание?

- Сформулируйте это свойство и сделайте вывод.

- Давайте прочитаем, как это правило сформулировано в учебнике.

Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.

- Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры.

- Распределительное свойство умножения.

Работа в парах - решение примера, взаимопроверка и выступление по очереди.

Дети предлагают различные варианты.

Выполняют проверку различных способов решения.

- Легче считать тогда, когда двузначное число представлено суммой разрядных слагаемых.

- Распределительное свойство умножения.

- При умножении двузначного числа на однозначное, нужно двузначное число представить суммой разрядных слагаемых, а потом каждый разряд умножить на это число.

Учебник - стр. 18

Коммуникативные:

в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция.

6. Физкультминутка

Цель -

Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно, (Кладут голову на парту, закрыв глаза).
Тише, тише, тишина.
В нашу комнату пришла.
Умножали, умножали,
Очень, очень мы устали.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Посидим, отдохнем
И опять считать начнем.

Ребята выполняют физкультминутку

7. Этап фиксации нового знания в знаково-символической форме

Цель - спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы, составить алгоритм по новой теме Приём «Кластер»

- Давайте составим кластер, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное.

1. Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Применяю распределительный закон умножения относительно сложения.

3. Умножаю десятки.

4. Умножаю единицы.

5. Складываю.

Составляют кластер: представить двузначное число в виде суммы разрядного слагаемого, затем применить распределительное свойство умножения.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция.

8. Этап решения практической задачи

Цель - решение учебной проблемы

проговаривание нового знания.

Цель - каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет

- Вычислите, рассуждая таким же образом: 14х3 и 12х3

- Объясните, как вычисляли.

- Как можно сократить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное?

Метод «Учимся вместе» - работа в группах

Учебник - стр. 18 № 44 - самостоятельно в группах отметьте «лишнее» выражение.


Давайте проверим -

- Какое выражение будет лишним в 1 группе?


Аналогично проверяются все группы
Используя карточки сомнений, поднимите знак, кто понял всё, кто немного сомневается, кто ничего не понял.

Умножаю десятки на число.

Умножаю единицы на число.

Складываю…

Работа в группах

Учащиеся работают в группах, отмечая лишнее выражение, объясняя в группах - почему оно лишнее

Конспект по математике для 3 класса по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

- 1 группа - «лишнее» выражение то, которое нельзя привести к виду ( 8 + 6) х 4 - это выражение - 4 х 8 + 8

+ "Я понял все

- " Не совсем усвоил, сомневаюсь"

? "Не понял"

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

контроль, коррекция,

оценка


Коммуникативные:

умение слушать,

участие в коллективном обсуждение проблем.

9. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение

Цель:

каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет

- Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?

Учебник - стр. 19 № 48

- О чём эта задача?

- Что известно?

- Что нужно узнать?

Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.

- Можно использовать при решении задач.

Конспект по математике для 3 класса по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

- Эта задача про луковицы

- Посадили 7 рядов по 12 луковиц в каждом и ещё осталось 4 луковицы

- Сколько луковиц приготовили для посадки?

После разбора задачи дети записывают решение задачи

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, выбор

эффективных способов решения задач.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

10. Рефлексия

Цель - сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы

Наш урок подходит к концу.

Давайте вернёмся к плану нашего урока:

У -

Р -

О -

К -







Объяснение домашнего задания
Приём «Три уровня домашнего задания»
- Дома вы можете выбрать задание из 2-х уровней:
1 уровень - обязательный минимум
2 уровень - тренировочный



Игра «Решето»

-Каждому из вас нужно закончить любое предложение, используя полученные знания на уроке:


  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задание…

  • Я понял, что…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…

  • Я попробую…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Я смог…

- узнали - как умножать двузначное число на однозначное.

- рассказать - алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, добавить его в копилку мудрости (повторяют ещё раз алгоритм)

- объяснить - где можно применять умножение двузначного числа на однозначное.

- коллективно, дружно создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение двузначных чисел на однозначное число.



Учащиеся заканчивают предложения, используя полученные знания на уроке.

Личностные:

адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

смыслообразование- сформированность мотивации к дальнейшему обучению;

самоопределение -формирование ценностных ориентаций

(саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности.

Познавательные:

использование индуктивного умозаключения,

рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.


© 2010-2022