Устройство храма в православной церкви ОПК

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №2

«Устройство храма» Цель урока: 1. Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Задачи урока (для учеников): 1. Узнать о назначении и устройстве православного храма 2.Осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; 3.Усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

В начале занятия звучит песня в исполнении Жанны Бичевской «Белый храм».

Ход урока

I. Целеполагание

а) слово учителя

Наш храм

Крестное знамя, поклон у порога
Я тихо шагнула вперёд.
В бархатный сумрак златого чертога,
Где ангельский голос поёт.
Сливаются нежно церковные звуки:
Молитв многогласый ручей,
Чудесные ноты церковного хора,
Таинственный треск свечей.
Сердца их так чутко к дыханью и ветру
Мерцают в предутренней тьме
И озаряют образы древних,
Святых православных людей.
Глаза их так живо и мудро сияют,
Неся свою веру в тиши,
И души их светом наш мир озаряют,
Ты только попробуй пойми!
Но взгляд вновь и вновь устремляется выше,
Там, куда утренний свет
Несмелыми нитями тянется бережно,
Касаясь трепетных черт.
Черт Того, Кто любовью своею чистейшею
Людские грехи искупил,
Того, Кто принёс себя в жертву , безгрешную,
За любимых детей чашу горя испил...
И сейчас , спустя многие тысячи лет,
Прошедших с тех тяжких времён,
Он всё так же мудро и нежно глядит
С постаревших чудотворных икон...

Автор стихотворения "Наш храм" - Диана Репина


Храм для православного человека - это примерно то же самое, что оазис с источником воды для странника в пустыне. Для него вода - это не просто жидкость. Это великая ценность. Точно также и для верующего человека храм - не просто здание, но место, где каждый человек здесь и сейчас переживает общение (и встречу) с Богом. Конечно, молиться Богу можно практически везде (например, дома, на работе). Но дома человек общается с Богом как бы один на один. В храме же его личная молитва присоединяется к общей (православные называют ее соборной) молитве других таких же, как он, верующих людей. Таким образом, если храм подобен источнику воды, то домашняя молитва - это вода из фляги, которую человек набрал в этом источнике. Как бы много воды не было во фляге, когда-нибудь фляга все равно опустеет. И с пустой флягой человек идёт к источнику. Точно также и человек, чтобы его общение с Богом не прерывалось, имеет возможность, посещать храм. У верующих особое отношение к храму еще и потому, что сама его архитектура и внутреннее устройство глубоко символичны, они подчеркивают, что человек оказался в месте, где его ожидает встреча с Царем, Царем Небесным. Храм даже называют маленьким кусочком неба на земле. Любой храм имеет ступеньки. Они символизируют необходимость для каждого человека подняться (совершить восхождение) от земных сиюминутных забот к вечным духовным истинам и ценностям.

  1. Предкоммуникация

а) слово учителя Войдя в храм, человек оказывается в так называемой трапезной части храма. В древние времена (времена первых христиан) здесь совершались общие трапезы (агапы). Потом эта традиция прервалась, но трапезные части во многих храмах сохранились. Их продолжали строить как напоминание, что православные должны не только молиться вместе, но и совершать вместе добрые и полезные для всего общества и каждого конкретного человека (богоугодные) дела. Ведь православные люди, это активные люди, стремящиеся к тому, чтобы воплощать заповеди Христовы в реальной жизни. Вера без богоугодных дел - не вера. Сегодня в трапезной части храма нередко совершается Таинство Крещения. Здесь обычно находятся иконы наиболее почитаемых местных святых. Во многих храмах трапезной части нет, но есть притвор - своеобразная «прихожая», что отделяет мир повседневной суеты от кусочка неба на земле. Пройдя притвор или трапезную часть, мы оказываемся в основной части храма - месте, где, собственно, и проходят богослужения. Первое, что бросается в глаза человеку, оказавшемуся здесь - иконостас. Это передняя стена с рядами православных икон. Кто же такие святые и почему православные обращаются к ним в молитвах? Святые - это люди, которые научились никогда не прерывать своего общения с Богом. Это те, для кого Бог стал всем. И которые пред Ним живы, ведь наш Господь - Бог живых! И когда мы обращаемся к ним в молитвах, мы просим их помочь нам стать ближе к Нему, наладить наше общение с Ним, разделить с нами наш путь в Небесное наше отечество. Просим также, как мы бы просили помощи в наших земных нуждах наших родственников ( старших братьев, сестер) или друзей. И они помогают, свидетельства о чем мы найдем в многочисленных эпизодах из житий святых.
Молясь перед иконами, мы молимся не доскам и краскам, но обращаемся с молитвой к тому, кто на сей иконе изображен. Каждая икона - это, говоря языком Интернета, своеобразная ссылка. Ссылка на житие святого, на его жизнь, которая всегда может послужить достойным примером для любого человека. Ссылка на историю нашей страны, ведь все российские святые были лучшими гражданами нашего Отечества, многие из которых оставили яркий след в истории (святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков). Не почитать их - это забыть лучшие страницы Отечественной истории, потерять бесценный опыт.
Иконостас отделяет от нас алтарь. Возвышения на полу перед иконостасом - солея и амвон. Они подчеркивают, что за иконостасом находится самая большая святыня в храме - престол. Престол - это действительно удивительное и непостижимое место в храме. Во время Евхаристического канона (когда хлеб и вино сошествием Святого Духа пресуществляются в Кровь и Тело Иисуса Христа) вокруг него разрывается время и пространство и буквально в прямом смысле мы переносимся в сионскую горницу, где Сам Иисус преподаёт своим апостолам, а теперь уже и нам, Св. Дары, источник бессмертия…
Разве может не быть святыней место, где происходят такие чудесные события? Храм, иконы и помогают человеку понять суть православного вероучения, причем эта сфера познания не имеет конца. И это не «внешняя мишура». Это сжатое до символов, образов знание, которое дает возможность жить, постоянно находясь в общении с Богом [1].


б) беседа Учитель: - Часто ли вы бываете в храме? - Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

в) чтение по ролям

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам -

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

г) сообщение ученика Храмы имеют разную форму. (Рассматриваем фотографии храмов). В виде креста - посвящен распятому за нас на кресте Господу. В виде корабля - корабль в Царство Небесное (по образу Ноева ковчега). В виде круга - символ вечности; вечность Царствия Небесного. В виде восьмиугольника; звезды - Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

д) сообщение ученика Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

  1. две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  2. три главы (три Лица Святой Троицы);
  3. пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
  4. семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
  5. девять глав (девять чинов Ангельских);
  6. тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

II. Коммуникация

а) беседа

Учитель: Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм
Ходят рано по утрам,
Пообщаться с Богом в нице,
Прислониться к плащанице.
Просят жизнь добрее стать,
Вам здоровья пожелать,
Свечи ставят на канон,
Свечи ставят у икон.
На помин чужой души
В Божьем храме помолчи,
Со слезою на глазах
Душа кается в грехах.
Приходите в Божий храм,
Очищайте душу там!

III. Посткоммуникация

а) беседа

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

б) рефлексия

Продолжите фразы:

- Самым интересным для меня на уроке было…

- Самым трудным для меня на уроке было…

Домашнее задание: найти историю создания православного храма и сделать его иллюстрацию.

Устройство храма в православной церкви ОПК































© 2010-2022