- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Тема: Анализ художественного текста Цакариас Топелиус “Солнечный луч в ноябре”
Урок литературного чтения Тема: Анализ художественного текста Цакариас Топелиус “Солнечный луч в ноябре”
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Канталиева А.Б. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
videouroki.net/filecom.php?fileid=98704193
Урок чтения 3 класс
"Начальная школа XXI века"
Тема: Анализ художественного текста
Цакариас Топелиус "Солнечный луч в ноябре"
Цели: - учить анализировать художественный текст, находить главное
( "тайну" автора), - посредством содержания текста воздействовать на чувства детей, пробуждать мысли, учить выражать свои суждения, пользуясь опорными словами, схемами,
- способствовать возникновению чувства благодарности, бескорыстия, верности, умения сопереживать, показать, что служение другим - одна из задач жизни человека.
- работать над сознательным, правильным и выразительным чтением.
Оборудование:
- магнитофон, кассета с записью,
- словарный материал на карточках,
- текст перепечатка на каждого ученика,
- план суждений.
Методы и приемы, используемые на уроке:
-
эвристическая беседа,
-
частично- поисковый
-
репродуктивный
-
использование ТСО
-
выразительное чтение текста учителем, детьми
-
самостоятельная работа в группах
-
творческая работа с использованием предложений - опор
-
работа с пословицами
-
составление плана
-
сравнение и соотнесение названий частей и названия текста.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами в гостях у его Величества Художественного слова.
У каждого автора - своя тайна. Научится открывать её - наша задача.
Подготовка к восприятию текста.
- Послушайте текст и поделитесь своими чувствами, впечатлениями. (включается запись классической музыки).
- Какие чувства вы испытали, почему?
- Какие герои отрицательные? (Филин, муравьи). -
- Какие герои положительные? (Солнечный луч) +
- Ребята, определите жанр произведения. (сказка).
- Почему это сказка? (Потому, что животные, солнечный луч, тучи разговаривают, ждут, надеются).
- А в жизни как бывает? Кто-то себя отдает без остатка, а кто-то все берет, как должное, не отдавая ничего взамен. (да, бывает, например, мать и сын).
- Значит, пред нами не просто сказка, а правдивый горький рассказ о действительности. Поэтому это произведение - рассказ-сказка.
Мы с вами знаем, что тексты делятся на три вида: описание, повествование, рассуждение.
- К какому типу относится наше произведение? (повествование-рассуждение, т.к. сообщается и о последовательных событиях героев сказки, и о причинах этих действий: что произошло, почему произошло)
Работа над композицией текста.
- "Пробегите" глазами текст, найдите предложения, которое повторяется несколько раз.(Не могу ли я чем-нибудь помочь тебе?)
- Как вы думаете, чем является это предложение? (оно ключевое, потому что точно описывает характер Солнечного луча.)
- Поделим рассказ на части.
- В какой форме построено произведение? (в форме диалога - разговора двух или нескольких лиц).
- Сделаем вывод, как нужно читать это произведение. (значит, при чтении нужно "играть" интонацией).
- А как читается первая часть? Ведь в ней нет диалога. (медленно, повествующе, подготавливая к главной части сказки).
- Итак, читаем I часть. Как её назовем? И т.д.
подготовка
встреча Солнечного
Солнечный
к
Луча с филином
Луч и осиновый
зиме
и муравьями
лист
возвращение
Солнечный Луч
Солнечный Луч
Солнечный Луч
домой
и старушка
и девочка
и ребята- А теперь посмотрите на название частей и название текста и попробуйте сформулировать основную идею текста. (Если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело).
- Ребята, вам даны пословицы. Прочитайте их.
Жизнь дана на добрые дела.
Дружбу водить - себя не щадить.
- Когда так говорят?
- Какая пословица подходит для заголовка к сказке? Обоснуйте свой ответ.
Словарная работа.
- Сейчас взгляните на конверты, которые лежат у вас на партах. Вы должны объединиться в группы, прочитать все слова и в уголочке рамки поставить + или -
в зависимости от того, к какому герою они относятся.
А теперь поиграем в слова - магниты. Вы знаете о том, что магниты притягивают к себе некоторые предметы. Представьте себе, что Солнечный Луч - магнит.
- Какие слова он притягивает?
- А какие слова притягивает филин, муравьи?
- Есть ли слова, которые притягиваются к ним обоим?
щедрость
дать
эгоизм
желание
бескорыстие
взять
эгоист
память
счастье
прощение
доброта
верность
помощь
любовь
дружба
надежность
забота
ничего в замен
характер
утешение
чувствовать
не давая
душа
сочувствие
ощущать
- Какие слова притянул Солнечный Луч?
- Какие слова притянули филин и муравьи?
- А какие слова в одинаковой степени тянутся и к Солнечному Лучу, и к филину, и к муравьям?
- Объясните, пожалуйста, значение слов: характер, душа, чувствовать, ощущать.
- Почему слова любовь слова любовь и дружба относятся и к Солнечному Лучу, и к филину, к муравьям.
Самостоятельная работа по составлению рассуждения по данной схеме.
- Ребятам в каждой группе дана схема рассуждения. Вы должны дописать предложение и выстроить ход рассуждения. Можно использовать слова - "магниты", можно добавить свои. Желаю успеха!
1. Слушая и читая , я испытывал чувство…
2. Меня особенно удивило, что …
3. Я недоумевал (поражался) тому …
4. Испытываю особые симпатии к …
5. Выражу свое мнение, сказав, что …
- Послушаем ваши рассуждения. Самые лучшие высказывания из каждой группы мы соберем в один текст. (работа по составлению текста)
Домашнее задание: ( на выбор ученика)
-
Ещё раз прочитать текст, подчеркнуть повторы и подумать, что этим хотел передать автор.
-
Придумать свою историю о путешествии Солнечного Луча, записать в книжку-малышку.
-
Нарисовать иллюстрацию к любому отрывку сказки.
-
Выразительное чтение текста, пересказ.
Итог урока.
- Понравился ли тебе урок?
- Захотелось ли тебе стать лучше?
- О чем труднее было рассуждать?
Спасибо за то, что думали.