Урок литературного чтения Тема: Анализ художественного текста Цакариас Топелиус “Солнечный луч в ноябре”

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

videouroki.net/filecom.php?fileid=98704193


Урок чтения 3 класс

"Начальная школа XXI века"

Тема: Анализ художественного текста

Цакариас Топелиус "Солнечный луч в ноябре"

Цели: - учить анализировать художественный текст, находить главное

( "тайну" автора), - посредством содержания текста воздействовать на чувства детей, пробуждать мысли, учить выражать свои суждения, пользуясь опорными словами, схемами,

- способствовать возникновению чувства благодарности, бескорыстия, верности, умения сопереживать, показать, что служение другим - одна из задач жизни человека.

- работать над сознательным, правильным и выразительным чтением.

Оборудование:

- магнитофон, кассета с записью,

- словарный материал на карточках,

- текст перепечатка на каждого ученика,

- план суждений.

Методы и приемы, используемые на уроке:

  • эвристическая беседа,

  • частично- поисковый

  • репродуктивный

  • использование ТСО

  • выразительное чтение текста учителем, детьми

  • самостоятельная работа в группах

  • творческая работа с использованием предложений - опор

  • работа с пословицами

  • составление плана

  • сравнение и соотнесение названий частей и названия текста.


Ход урока.

Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами в гостях у его Величества Художественного слова.

У каждого автора - своя тайна. Научится открывать её - наша задача.

Подготовка к восприятию текста.

- Послушайте текст и поделитесь своими чувствами, впечатлениями. (включается запись классической музыки).

- Какие чувства вы испытали, почему?

- Какие герои отрицательные? (Филин, муравьи). -

- Какие герои положительные? (Солнечный луч) +

- Ребята, определите жанр произведения. (сказка).

- Почему это сказка? (Потому, что животные, солнечный луч, тучи разговаривают, ждут, надеются).

- А в жизни как бывает? Кто-то себя отдает без остатка, а кто-то все берет, как должное, не отдавая ничего взамен. (да, бывает, например, мать и сын).

- Значит, пред нами не просто сказка, а правдивый горький рассказ о действительности. Поэтому это произведение - рассказ-сказка.

Мы с вами знаем, что тексты делятся на три вида: описание, повествование, рассуждение.

- К какому типу относится наше произведение? (повествование-рассуждение, т.к. сообщается и о последовательных событиях героев сказки, и о причинах этих действий: что произошло, почему произошло)

Работа над композицией текста.

- "Пробегите" глазами текст, найдите предложения, которое повторяется несколько раз.(Не могу ли я чем-нибудь помочь тебе?)

- Как вы думаете, чем является это предложение? (оно ключевое, потому что точно описывает характер Солнечного луча.)

- Поделим рассказ на части.

- В какой форме построено произведение? (в форме диалога - разговора двух или нескольких лиц).

- Сделаем вывод, как нужно читать это произведение. (значит, при чтении нужно "играть" интонацией).

- А как читается первая часть? Ведь в ней нет диалога. (медленно, повествующе, подготавливая к главной части сказки).

- Итак, читаем I часть. Как её назовем? И т.д.

подготовка

встреча Солнечного

Солнечный

к

Луча с филином

Луч и осиновый

зиме

и муравьями

лист


возвращение

Солнечный Луч

Солнечный Луч

Солнечный Луч

домой

и старушка

и девочка

и ребята- А теперь посмотрите на название частей и название текста и попробуйте сформулировать основную идею текста. (Если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело).

- Ребята, вам даны пословицы. Прочитайте их.

Жизнь дана на добрые дела.

Дружбу водить - себя не щадить.

- Когда так говорят?

- Какая пословица подходит для заголовка к сказке? Обоснуйте свой ответ.

Словарная работа.

- Сейчас взгляните на конверты, которые лежат у вас на партах. Вы должны объединиться в группы, прочитать все слова и в уголочке рамки поставить + или -

в зависимости от того, к какому герою они относятся.

А теперь поиграем в слова - магниты. Вы знаете о том, что магниты притягивают к себе некоторые предметы. Представьте себе, что Солнечный Луч - магнит.

- Какие слова он притягивает?

- А какие слова притягивает филин, муравьи?

- Есть ли слова, которые притягиваются к ним обоим?

щедрость

дать

эгоизм

желание

бескорыстие

взять

эгоист


память

счастье

прощение

доброта

верность

помощь

любовь

дружба

надежность

забота


ничего в замен

характер

утешение

чувствовать

не давая

душа

сочувствие

ощущать

- Какие слова притянул Солнечный Луч?

- Какие слова притянули филин и муравьи?

- А какие слова в одинаковой степени тянутся и к Солнечному Лучу, и к филину, и к муравьям?

- Объясните, пожалуйста, значение слов: характер, душа, чувствовать, ощущать.

- Почему слова любовь слова любовь и дружба относятся и к Солнечному Лучу, и к филину, к муравьям.

Самостоятельная работа по составлению рассуждения по данной схеме.

- Ребятам в каждой группе дана схема рассуждения. Вы должны дописать предложение и выстроить ход рассуждения. Можно использовать слова - "магниты", можно добавить свои. Желаю успеха!

1. Слушая и читая , я испытывал чувство…

2. Меня особенно удивило, что …

3. Я недоумевал (поражался) тому …

4. Испытываю особые симпатии к …

5. Выражу свое мнение, сказав, что …

- Послушаем ваши рассуждения. Самые лучшие высказывания из каждой группы мы соберем в один текст. (работа по составлению текста)

Домашнее задание: ( на выбор ученика)

  1. Ещё раз прочитать текст, подчеркнуть повторы и подумать, что этим хотел передать автор.

  2. Придумать свою историю о путешествии Солнечного Луча, записать в книжку-малышку.

  3. Нарисовать иллюстрацию к любому отрывку сказки.

  4. Выразительное чтение текста, пересказ.

Итог урока.

- Понравился ли тебе урок?

- Захотелось ли тебе стать лучше?

- О чем труднее было рассуждать?

Спасибо за то, что думали.


© 2010-2022