Профилактическая программа «Тропинка к успеху»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Кто же такие "трудные дети"?
Вечный вопрос, и больной, как нарыв.

… Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и окон.

Сердце его - обнаженная рана.
Мысли и чувства - сложнейший клубок.
Кто же его искалечил так рано?
На беззащитность набросил замок?


Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет!!! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли…



ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ АДДИТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСКОВ

«ТРОПИНКА К УСПЕХУ»




Составители: социальный педагог

1 квалификационной категории

МОУ «ООШ р.п. Озинки»

О.Е. Нукатова











р.п. Озинки - 2014 год




Содержание.



1.Паспорт программы………………………………………………………………………..…3-4
2. Пояснительная записка……………………………………………………………………….5-6
3. Принципы работы………………………………………………………………………………7
4. Направления работы……………………………………………………………………………8 5. Условия реализации программы - этапы………………………………………………….9-10
6.Ожидаемые результаты программы. Техническое оснащение........…………………...…....11
7.План мероприятий по реализации программы…………………………………………...12-15
8.Список использованных источников………..…………………………………………...… 16
9.Приложение…………………………………………………………………………………. 17
















Паспорт программы


Наименование программы Программа профилактики аддиктивного поведения подростков «Тропинка к успеху»

Основание для разработки программы 1. Конституция РФ 2. Конвенция о правах ребенка 3. Устав школы 4. Закон об образовании РФ

5. ФЗ № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

6.Семейный кодекс РФ

Организация исполнитель программы

МОУ «Основная общеобразовательная школа р.п. Озинки»

Саратовская обл., р.п. Озинки, ул. 8-Марта д.9

e-mail: [email protected]

Тел.: 8(84576)4-15-78

Основные разработчики программы

Нукатова Оксана Евгеньевна - социальный педагог МОУ «ООШ р.п. Озинки» первой квалификационной категории

e-mail: [email protected]

Исполнители программы Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, администрация школы, инспекторы ПДН ОВД, КДН и ЗП

Целевые группы Подростки «группы риска», подростки с аддиктивным поведением, родители.

Цель программы

Создание в МОУ «ООШ р.п. Озинки» благоприятных условий для успешной адаптации подростков в социуме, через комплекс профилактических мер по предупреждению возникновения аддиктивного поведения и формирование у них личностных нравственных качеств.

Задачи программы

1.Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.

2.Сдерживание вовлечения подростков в противоправные действия за счет пропаганды здорового образа жизни.

3.Изменение ценностного отношения подростков к вредным привычкам, формирование личной ответственности за свое поведение.

4. Развитие у подростков позитивных отношений к окружающим, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

5.Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

6.Координация совместной работы образовательного учреждения с семьями.

7.Работа с родителями по обучению методам семейного воспитания.

8.Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности.

Сроки реализации программы 1 год

Структура и направления программы Программа включает в себя четыре направления: 1. Социально-психологического сопровождение подростка. 2. Организация досуговой деятельности подростка. 3. Работа с семьей. 4. Правовой всеобуч.

Этапы реализации

  1. Диагностирующий.
  2. Организационно- практический.
  3. Аналитический.

Система организации контроля Итоговый отчет и анализ годовой работы составляются социальным педагогом и предоставляются директору МОУ «ООШ р.п. Озинки» в отчетные сроки.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность 1.Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде. 2.Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. 3.Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками. 4.Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

Формы и методы реализации программы Методы переубеждения (предоставление подросткам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков) и переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью). Формы: групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия, интерактивные занятия, социальные и психологические тренинги
























Пояснительная записка.

В современном обществе тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, нежелание учиться, работать, бродяжничество, хулиганство, вандализм и др.). Среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи.

Особую тревогу вызывает рост психологической и социальной дезадаптации в детском и подростковом возрасте, вызванный сложными социально-экономическими условиями, трансформацией института семьи, ослаблением социального контроля, разрастанием сети компьютерных игр с виртуальными партнерами, возрастанием агрессивного информационного потока СМИ.

Среди поведенческих девиаций детей и подростков одной из самых распространенных является аддиктивное (зависимое) поведение. Сущность аддиктивного поведения состоит в искусственном изменении психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах и видах деятельности.

Безусловно, наибольшую социальную опасность представляют различные виды химической зависимости у детей и подростков.

Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять ПАВ, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира.

Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде.

В сфере образования приоритетным направлением в решении данных проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика вредных привычек.

С учетом актуальности данной проблемы мною разработана программа профилактики аддиктивного поведения подростков «Тропинка к успеху».

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь. Программа направлена на профилактику зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения и на формирование у подростков навыков здорового жизненного стиля. Некоторые мероприятия предназначены для проведения с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Данная программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста числа подростков с различными формами отклонения в поведении и сформировать у них личную ответственность за свои действия и поступки. Важно, чтобы учащиеся, благодаря данной программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы психоактивных веществ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость подростков к негативным последствиям вредных привычек. Основой для составления программы послужили разработки авторов Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоуховой, Н.В. Высоцкой. Цель программы профилактики аддиктивного поведения подростков «Тропинка к успеху»: Создание благоприятных условий для успешной адаптации подростков в социуме, через комплекс профилактических мер по предупреждению возникновения аддиктивного поведения и формирование у них личностных нравственных качеств. И на осуществление этой цели должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности - техническое оснащение, работа с родителями, поддержка программы специализированными органами. И на осуществление этой цели должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности - техническое оснащение, работа с родителями, поддержка программы специализированными органами. Задачи программы:

  1. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
  2. Сдерживание вовлечения подростков в противоправные действия за счет пропаганды здорового образа жизни.
  3. Изменение ценностного отношения подростков к вредным привычкам, формирование личной ответственности за свое поведение.

  4. Развитие у подростков позитивных отношений к окружающим, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

  5. Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

  6. Координация совместной работы образовательного учреждения с семьями.

  7. Работа с родителями по обучению методам семейного воспитания.

  8. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности.




















Принципы программы: Комплексность или согласованное взаимодействие:

  • школы и семьи;

  • органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

  • специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (педагоги, школьные психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

Дифференцированность: дифференциация целей, за­дач, методов и форм работы с учетом возраста детей. Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой цен­ности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотиче­ских веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических ве­ществ). Легитимность: профилактическая работа должна осущест­вляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обя­занностей детей и молодежи). Преемственность: согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями. Непрерывность: профилактическая работа не должна ог­раничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополни­тельного образования. Систематичность. Работа по профилактике должна вес­тись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
















Направления работы:

В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основ­ных направления работы школы по профилактике аддиктивного поведения подростков:


Социально-психологическое сопровождение подростка

Организация досуговой деятельности подростка

Работа с семьей

Правовой всеобуч

1. «Познай себя»

(диагностическая работа, с целью выявления проблем подростка и формирование положительных нравственных качеств у него).

2. «Профилактика зависимостей» (профилактика ПАВ, табакокурения, преступлений и правонарушений, компьетерной зависимости).

3. «Собрание добрых дел» (формирование социально-адаптированного поведения у подростков: особенность принятия и осознания детьми нравственных норм; культура поведения; коммуникативные способности; особенность межличностных отношений детей в группе).

1.Традиции, районные праздники, конкурсы, смотры, фестивали.

2.Круглогодичные досуговые мероприятия (календарные праздники)

3.Организация каникулярного отдыха.

4.Общешкольные праздники, конкурсы.


1.Социально-педагогическая работа с семьей.

2.Психопрофилактика и психогигиена родителей (профилактика конфликтов, стрессов, кризисов в семье, вредных зависимостей).

3.Социально-психологическое консультирование.

4.Психолого - педагогическое просвещение родителей.



1.Изучение Устава школы, Конвенции ООН о правах ребёнка.

2.Беседы инспекторов ПДН, медицинских работников и юристов о правонарушениях и вредных привычках.

3.Создание «Законов, по которым мы живём в школе».

4. Правовое воспитание для детей и их родителей («Подросток и закон»).

5.Информационно-просветительская работа.


















Условия реализации программы - этапы:

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь - октябрь. Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций к различным видам зависимостей. Изучение личности подростка и его родителей.

Задачи:

  1. определить степень информированности подростков и родителей по проблеме;

  2. выделить факторы, влияющие на формирование позитивно­го отношения к вредным привычкам, сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы;

  3. выявление семей «группы риска».

Методы:

  • изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы подростковой зависимости в целом;

  • опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы аддиктивного поведения в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

  • Анкетирование родителей и детей, с целью определения социального неблагополучия.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о сте­пени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
  • подростки с аддиктивными формами поведения;

  • подростки, склонные к девиантному поведению.

  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к различным видам девиации.

Результаты анкетирования «Социальное неблагополучие» позволяет выявить семьи социального риска.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: ноябрь - март. Цель: реализация профилактической работы аддиктивного поведения в образователь­ном учреждении.

Задачи:

  1. предоставить детям объективную, соответствующую возрас­ту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

  2. способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуж­дения проблем, связанных с девиантным поведением;

  3. лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

  4. создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

  5. обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

  • информационный;

  • метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

  • конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

  1. лекция;

  2. беседа;

  3. семинар;

  4. конференция;

  5. мини-спектакль;

  6. психотерапевтические занятия;

  7. тренинг;

  8. ролевая и деловая игра;

  9. круглый стол;

  1. дискуссия;

  2. конкурс творческих работ (конкурс рисунков, коллажей, проектов, презентаций, видеороликов);

  3. показ видеоматериалов по пропаганде ЗОЖ.

Значение этапа:

  • развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

  • выработка активной жизненной позиции, исключающей ис­пользование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап - аналитический.

Время проведения: апрель - май

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики аддиктивного поведения.

Задачи:

  1. выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

  2. определить изменения личностной позиции подростков в от­ношении проблемы «Вредные зависимости»;

  3. определить дальнейшее направление работы по предупреждению аддиктивного поведения в образовательном учреждении.

Методы:

  • анализ отчетной документации;

  • опрос, беседа;

  • анонимное анкетирование.

Значение этапа:

  • позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения профилактической работы;

  • сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

  • на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике аддиктивного поведения;

  • выработка активной жизненной позиции, исключающей ис­пользование наркотиков, табака и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.













Ожидаемые конечные результаты программы:

1.Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

2.Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

3.Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

4.Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.


Техническое оснащение программы:

  • Проектор и экран;

  • DVD, телевизор;

  • Музыкальный центр;

  • Компьютер, принтер и копировальный аппарат;

  • Цифровой фотоаппарат;

  • Расходные материалы.








План мероприятий

по реализации программы профилактики

аддиктивного поведения подростков

«Тропинка к успеху»

Название мероприятия

Форма проведения

Срок проведения

Ответственный

  1. Социально-психологического сопровождение подростка

1.1

Диагностика проблемы подростковой зависимости

Анкетирование,

опрос

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог

Педагог-психолог

1.2

Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка.

Анкетирование

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог


1.3

Модуль - «Познай себя»

(диагностическая работа, с целью выявления проблем подростка и формирование положительных нравственных качеств у него)

1.3.1

Самооценка нравственных качеств личности подростка

Тестирование, анкетирование

Октябрь

Социальный педагог

Педагог-психолог

1.3.2

Отношение подростка к вредным привычкам

Анкетирование, тестирование, опрос

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог Педагог-психолог

1.3.3

«Мой мир - мои привычки»

Интерактивное занятие

Ноябрь

Социальный педагог

1.3.4

«Я и мой характер»

Психологическое занятие

Ноябрь

Педагог-психолог

1.3.5

«Спешите делать добро»

Интерактивное занятие

Ноябрь

Социальный педагог

1.3.6

«Книга обо мне».

Проектная работа

Декабрь-январь

Социальный педагог

1.4

Модуль - «Профилактика зависимостей»

(профилактика ПАВ, табакокурения, правонарушений, компьютерной зависимости)

1.4.1

«Пусть говорят: Умей сказать НЕТ!»

Ток-шоу

Декабрь

Социальный педагог

1.4.2

«Нет места вредным привычкам»

Круглый стол

Декабрь

Социальный педагог

Инспектор ПДН ОВД

Секретарь КДН и ЗП

1.4.3

«Быть уверенным - это здорово»

Социально-психологическое занятие

Январь

Социальный педагог

Педагог-психолог

1.4.4

«Лицом к здоровью»

Конкурс видеороликов

Январь

Социальный педагог

Ст. вожатая

1.4.5

«Современные альтернативы вредным привычкам»

Выставка проектов

Февраль-март

Социальный педагог

Администрация школы

1.4.6

«Игры виртуальные - «За» и «Против»»

Диспут

Февраль

Социальный педагог

Кл. руководители

1.4.7

«Дети улицы»

Спектакль

Март

Социальный педагог

Ст. вожатая

1.4.8

Профилактика вредных зависимостей, безнадзорности, правонарушений

Классные часы

В течение года

Кл. руководители

Социальный педагог

1.5

Модуль - «Собрание добрых дел»

(формирование социально-адаптированного поведения у подростков: особенность принятия и осознания детьми нравственных норм; культура поведения; коммуникативные способности; особенность межличностных отношений детей в группе).

1.5.1

«Коллектив начинается с меня»

Психологический тренинг

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

1.5.2

«Я и мой класс»


Социометрия, тренинг, анкетирование

Октябрь

Социальный педагог

Педагог-психолог

1.5.3

Марафон полезных привычек

Проектная деятельность

Ноябрь-декабрь

Социальный педагог

Кл. руководители

1.5.4

Индивидуально-психологические консультации

Консультация, беседа

В течение года

Социальный педагог

Педагог-психолог

1.5.5

«Будем беречь друг друга»

Социально-педагогический тренинг

Ноябрь

Социальный педагог

1.5.6

«Первое впечатление - опасно!»

Лекция-практикум

Декабрь

Социальный педагог

1.5.7

«Дорога добра»

Социальная акция

Февраль

Ст. вожатая

Кл. руководители

1.5.8

«Живое общение»,

«Давайте общаться».

Психологические тренинги

Февраль- март

Педагог-психолог

  1. Организация досуговой деятельности подростка


2.1

Привлечение подростков в районные мероприятия:

«Тропинка к школе», «Конкурс плакатов по ЗОЖ», «Спешите делать добро» и др.

Праздники, конкурсы, фестивали, смотры, акции

В течение года

Кл. руководители

Ст. вожатая

2.2

Круглогодичные досуговые мероприятия (календарные праздники)


2.2.1

«Учителями славится Россия»

Концерт, конкурс презентаций

Октябрь

Зам. директора по ВР

Ст. вожатая

2.2.2

«Старики, вы мои, старики»

Социальная акция

Октябрь

Ст. вожатая

2.2.3

«Мамин праздник»

Конкурсы, концерт, выставка

Ноябрь

Зам. директора по ВР

Ст. вожатая

2.2.4

«Мы за ЗОЖ»

Конкурс агитбригад

Декабрь

Социальный педагог

Ст. вожатая

2.2.5

«Здравствуй Новый год»

Бал-маскарад

Декабрь

Зам. директора по ВР

Ст. вожатая

2.2.6

Рождественские посиделки

Праздник

Январь

Ст. вожатая

Кл. руководители

2.2.7

«Будущие солдаты»

Конкурс спортивный

Февраль

Учитель физической культуры

2.2.8

«8 -Марта - Женский день»

Концерт, конкурсы, акции

Март

Зам. директора по ВР

Ст. вожатая

2.2.9

«Хочу все знать. Ю.А. Гагарин - человек-легенда»

Устный журнал

Апрель

Кл. руководители

Ст. вожатая

2.2.10

«Моя семья - мое богатство»

Праздник, конкурсы

Май

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

2.3

Организация каникулярного отдыха подростков

Конкурсы, эстафеты, праздники

Во время каникул по воспитательному плану

Социальный педагог

Кл. руководители

2.4

Общешкольные воспитательные мероприятия

Конкурсы, акции, выступление агитбригад, праздники, концерты, выставки,

В течение года по воспитательному плану

Зам. директора по ВР

Ст. вожатая

Социальный педагог

Кл. руководители

  1. Работа с семьей

3.1

Модуль - Социально-педагогическая работа с семьей

3.1.1

Посещение семьи на дому. Проведение обследования условий проживания и воспитания детей.

Патронаж

Сентябрь, март

Социальный педагог

Кл. руководители

3.1.2

Социально-педагогический мониторинг семьи

Анализ, обобщение информации

В течение года

Социальный педагог

3.1.3

Социально-педагогического семейного консультирования

Семейная консультация

В течение года

Социальный педагог

Педагог-психолог

3.1.4

«Пропаганда ЗОЖ в семье»

Социально-психологический тренинг

Ноябрь

Социальный педагог

Педагог-психолог

3.1.5

«Воспитание в картинках»

Интерактивное занятие на основе презентации

Ноябрь

Социальный педагог

3.1.6

«Отцы и дети»

Деловая игра

Январь

Социальный педагог

3.2

Модуль - Психопрофилактика и психогигиена родителей

(профилактика конфликтов, стрессов, кризисов в семье, вредных зависимостей)

3.2.1

."Профилактика стрессов и кризисов. Меры активного противодействия стрессу";

Занятие - тренинг

Февраль-март

Педагог-психолог

Социальный педагог

3.2.2

«Психология зависимости. Алкогольная, наркотическая зависимость". Обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний.

Аутогенная тренировка (И.Шульца, Х.М. Алиева);

Январь-февраль

Педагог-психолог

3.2.3

Проведение цикла индивидуальных бесед по сохранению нервно-психического здоровья.

Индивидуальная беседа

В течение года

Педагог-психолог

Социальный педагог

3.3

Модуль - Психолого-педагогическое просвещение родителей

3.3.1

«Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа семьи, в обогащении детей социальным опытом»

Родительский практикум

Март

Социальный педагог

Педагог-психолог

3.3.2

Выпуск и распространение печатных материалов для родителей.

Выставка,буклеты, статьи в СМИ, создание видеороликов, презентаций

Ноябрь -апрель

Социальный педагог

Педагог-психолог

Администрация школы

3.3.3

«Родительская любовь. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних»

Семинар

Апрель

Социальный педагог

Инспектор ПДН ОВД

Секретарь КДН и ЗП

  1. Правовой всеобуч

4.1

Изучение Устава школы, Конвенции ООН о правах ребёнка

Анализ

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог

4.2

Беседы инспекторов ПДН, медицинских работников и юристов о правонарушениях и вредных привычках, о правах и обязанностях

Беседа, диспут, консультация

В течение года

Представители учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних

Социальный педагог

4.3

Создание «Законов, по которым мы живём в школе»

Проектная деятельность

Февраль-март

Социальный педагог

Учитель истории

4.4

«Подросток и закон.

Правовое воспитание для детей и их родителей»

Конференция

Январь-февраль

Социальный педагог

Инспектор ПДН ОВД

Секретарь КДН и ЗП

4.5

Информационно-просветительская работа.

Выставки, выпуск буклетов, создание видеороликов, презентаций

Ноябрь-апрель

Социальный педагог

Администрация школы

  1. Аналитическая работа

5.1

Основные недостатки и достижения в проделанной работе

анализ отчетной документации

Апрель-май

Социальный педагог

Педагог-психолог

5.2

Изменения личностной позиции подростков в от­ношении проблемы «Вредные зависимости»

опрос, беседа


Апрель-май

Социальный педагог


5.3

Направление работы по предупреждению аддиктивного поведения в образовательном учреждении на будущее

Анонимное анкетирование

Апрель-май

Социальный педагог


Список использованных источников.

  1. Аршинова В.В. Системная профилактика зависимого поведения. - М.: Издательский сервис, 2012. - 432 с.
  2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: «Ось-89», 2002.
  3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эф-фективные программы профилактики темы и материалы для классных занятий. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 352с. (серия «Библиотека школьника»)
  4. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. - М.: ЦНСО, 2008.
  5. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющего поведения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Е.В.Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.
  6. Курнешова Л.Е., Родионов В.А., Романова Е.С., Ступницкая М.А. Мой стиль - здоровье и успех. Сценарии тренинговых занятий. - М.: Центр «Школьная книга»., 2010.
  7. Курнешова Л.Е., Родионов В.А., Романова Е.С., Ступницкая М.А. Мой стиль - здоровье и успех. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  8. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие/Н.Ю. Максимова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 384 с.
  9. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М.: Академический проект, 2003.
  10. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 256 с.

  11. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения: научно-методическое издание. - М., 2005.

  12. Шабалина В.В. Психология зависимого поведения - СПб, 2001.

Интернет-ресурсы
1september.ru
edu.yar.ru
proshkolu.ru narkotikam.net ne-zavisimost.ru sos.barenz.ru/index.php

Приложение 1

Методика выявления степени информированности о вредных привычках

Данная методика предназначена для выявления отношения к вредным привычкам учащихся 6 - 11 классов.
Она состоит из 3 - х частей:
1 часть с вопросами № 1, № 2, №3 основана на методике «Незаконченные предложения», предполагающей свободный ответ на предложенный вопрос.
2 часть с вопросами №4, №5, №6, № 7, №8 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Каждый вариант ответа имеет свою модальность (А - положительную, Б - нейтральную, В - негативную).
3 часть с вопросами № 9 и № 10 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Выявляется степень информированности респондента о вредных привычках и мнение об источниках их появления.
Анкета
1 часть. Продолжите, пожалуйста, предложения:
1. По моему мнению, вредные привычки это: _________________________________________________________________________________
2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю: _________________________________________________________________________________
3. Последствиями вредных привычек я считаю: _________________________________________________________________________________

2 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.
4. Ваше отношение к вредным привычкам?
А - положительное
Б - нейтральное
В - негативное
5. Какой способ борьбы с вредными привычками Вы выберете?
А - ничего не будете делать
Б - оставите на сегодняшнем уровне
В - Ужесточите наказание
6. Если среди Ваших друзей окажется человек, который употребляет наркотики то вы?
А - продолжите с ним общаться
Б - измените к нему отношение
В - перестанете с ним общаться
7. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать наркотики то вы?
А - Поддержите
Б - Оставите выбор за ним (ней)
В - Попытаетесь отговорить
8. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать алкоголь или табачные изделия то вы?
А - Поддержите
Б - Оставите выбор за ним (ней)
В - Попытаетесь отговорить
3 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.
9. Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?
А - Семья
Б - Улица
В - Средства массовой информации
Г - Ближайшее окружение человека
Свой ответ - ______________________________________________________________
10. Оцените Вашу степень информированности о видах и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств от 1 до 10: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Приложение 2

Опросник «Склонность к аддиктивному поведению»

Цель: Выявление обучающихся, склонных к употреблению ПАВ.
1. Продолжи, пожалуйста, предложение. «Мои годы - это лучшее время для того, что­бы...» (Не более 3 выборов).
1) развлекаться и приятно проводить время;
2) учиться, получать образование;
3) найти хороших и верных друзей;
4) испытать острые ощущения;
5) заработать «большие» деньги;
6) найти хорошую работу;
7) сохранить свое здоровье;
8) жить с комфортом;
9)достигнуть самостоятельности, свободы от родителей;
заниматься спортом, физическим развитием;
10) что еще?
2. Представить жизнь без проблем очень сложно. Ты наверняка тоже сталкиваешься с ни­ми. Назови 5 наиболее серьезных для тебя проблем.
1) дискотеки, молодежные клубы;
2) внешняя непривлекательность;
3) продолжение образования после школы;
4) призыв в армию;
5) отсутствие молодежных организаций;
6) взаимоотношения с учителями;
7) национальные отношения, предубеждения;
8) одиночество;
9) проблемы со здоровьем;
10) преступность;
11) нехватка денег на карманные расходы, развлечения;
12) сексуальные проблемы;
13) наркотики;
14) непонимание со стороны близких;
15) отсутствие возможности устроиться на работу;
16) дороговизна жизни, невозможность купить необходимые вещи;
17) отсутствие любимого человека или плохие отношения с ним;
18) отношения с родителями;
19) криминальные группировки, бригады;
20) задержка выплаты зарплаты у родителей;
21) какие еще?
3. У каждого человека есть своя цель в жизни. Чего хочешь достичь ты?
(Не более 3-х выборов.)
1) Иметь материальный достаток.
2) Сделать профессиональную карьеру.
3) Развернуть свой бизнес.
4) Иметь свой бизнес.
5) Создать семью.
6) Выиграть много денег.
7) Воспитать детей и обеспечить их будущее.
8) Иметь домашний уют.
9) Реализовать свои таланты и способности.
10) Пока не знаю.
11) Чего еще?



Приложение 3

Анкетирование (анонимное)
Инструкция: ответьте на вопросы. Продолжи предложения, где это необходимо.
1. Вы курите
- да (если «да», то когда выкурили первую сигарету?);
- нет.
2. Почему вы начали курить?
- потому что курили ваши друзья;
- потому что курили ваши родители;
- потому что курил старший брат или сестра;
- из любопытства;
- чтобы выглядеть старше;
- другие причины.
3.Сколько сигарет в день вы курите?
4. Большинство друзей курит?
- да;
- нет.
5. Как вы оцениваете свою успеваемость?
- выше средней;
- средняя;
- ниже средней.
6. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить, если «да», то сколько раз?
7. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?
- да;
- нет;
- не задумывался над этим.
8. Если бы вы знали о вреде курения, начали бы вы курить?
- да;
- нет;
- не задумывался над этим.
9. В настоящее время я продолжаю курить и для меня это -
10 Я бросил курить и для меня это -
11. Чаще всего я курю тогда, когда
12. Я делаю попытки бросить курить, но мне мешают такие обстоятельства
13. Мои родители не догадываются о моей вредной привычке, но их начало волновать
14. Я считаю, что последствиями курения являются
15. Зависимость от курения можно победить, если
16. Как вы относитесь к курению:
а) малознакомых людей
б) родителей
в) друзей, подростков?














Приложение 4

Анкета определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка

1. Состав семьи:

А) мать, отец, бабушка, дедушка - 5;

Б) только мать и отец -4;

В) одна мать, один отец - 3;

Г) одна мать, один отец - 2;

Д) Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники-1.

  1. Школьная успеваемость:

А) хорошая - 5;

Б) удовлетворительная -4;

В) неудовлетворительная -3;

Г) оставил школу, работает - 2;

Д) оставил школу, не работает - 1.

  1. Здоровье ребенка:

А) практически здоров - 5;

Б) часто болеет в пределах нормального развития - 4;

В) имеет хронические заболевания - 3;

Г) отставания в умственном развитии -2;

Д) имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни - 1.

4.Санитарно-жилищные условия жизни семьи:

А) благоустроенная отдельная квартира - 5;

Б) отдельная квартира с родителями супругов - 4;

В) более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами - 3;

Г) комната в коммунальной квартире с удобствами - 2;

Д) комната в общежитии, в бараке без удобств - 1.

  1. Доход семьи:

А) могут практически не с чем себе не отказывать - 5;

Б) денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берет кредит или долг - 4;

В) на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности - 3;

Г) живут от зарплаты до зарплаты - 2;

Д) денег до зарплаты не хватает - 1.

  1. Уровень социального благополучия семьи:

А) атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства - 5;

Б) здоровый образ жизни без эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» - 4;

В) в семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивке - 3;

Г) судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей - 2;

Д) состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение - 1.

  1. Поведение ребенка в школе:

А) хорошее - 5;

Б) удовлетворительное - 4;

В) неудовлетворительное -3;

Г) неоднократно был замечен в асоциальном поведении - 2;

Д) состоит на учете в ИДН -1.

  1. Внешкольное общение с ребенком:

А) на основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов - 5;

Б) несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени - 4;

В) общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей - 3;

Г)) асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки токсические вещества - 2;

Д) криминогенные группы, состоящие на ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики - 1.

  1. Жизненные цели ребенка:

А) четко определенные - 5;

Б) позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны - 4;

В) отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов - 3;

Г) ориентация на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа - сверстники с асоциальной направленностью интересов -2;

Д) явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, состоит на учете ИДН - 1.

  1. Эмоциональное отношение родителей с детьми:

А) постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия - 5;

Б) слепая любовь - 4;

В) для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное - 3;

Г) равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы - 2;

Д) напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям - 1.


Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.


Анкету заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Анкета позволяет своевременно выявить детей группы риска принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

Общая сумма баллов - 150.

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

Ниже 30 - предполагает принадлежность конкретного ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

От 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

Более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия.


Приложение 5


Тренинг на тему «Учусь говорить НЕТ»

Цель: вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.

Задачи:

Научить способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;

Развивать волевые качества, направленные на выработку нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;

Воспитывать устойчивое отношение к здоровому образу жизни и вести его пропаганду.

Оборудование:компьютер мультимедийный проектор, цветные фишки, пословицы, иллюстративный материал, цветные карандаши, фломастеры.

Ход

1. Добрый день ребята. Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить некоторые вопросы, касающиеся здоровья. Но для начала давайте выясним, какое у вас настроение на данный момент. У вас есть цветные фишки

Синий - грустное

Красный - радостное

Положите на край стола, ту фишку соответствует вашему настроению в данный момент.

2. Как вы думаете, что может поднять настроение?

Поднять настроение можно даже обычная улыбка. Улыбнитесь мне, друг другу, и нашим гостям. А теперь я предлагаю вам зафиксировать улыбку на жёлтом круге.

3. Кроме этого хороший стимулятор настроения весёлый мультфильм. Готовы к просмотру? Мультфильм «Иван - царевич и табакерка»

Вопросы: Вы обратили внимание на, то, как изменилась жизнь Ивана-царевича после того как он попробовал табак?

Да Иван - царевич потерял здоровье, любимого человека и свободу, а приобрёл зависимость от чего? (от табака).

А вы заметили, сколько времени понадобилось И.Ц., чтобы появилась эта зависимость …. а сколько времени, потом он потратил на избавление от этой пагубной привычки? При этом у него была огромная сила воли.

Вспомните момент, когда ворона предлагала ИЦ табакерку. Какие льстивые слова она ему говорила? Как вы думаете, легко ли ему было сказать нет?10-12

4.Существуют формы отказа от негативного давления окружающих. Может быть кто - то из вас знает их.

1."Нет, спасибо!" (Говорится уверенным тоном без объяснения причин.)

2."Нет спасибо + объяснение причины(головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей).

3."Нет спасибо + предложение чего-то другого (поиграть вместе, съесть конфетку, предложить жвачку, игрушку).

4.Дать односложный ответ на все уговоры и предложения: "Нет!", "Не буду!", "Не хочу!", "Не курю!".

5.Сделать вид, что не услышал предложения.

6.Уйти в сторону от тех, кто предлагает (или пройти мимо).

7.Задай вопрос: "Почему тебе хочется, чтобы я закурил?" (Если настаивают.)

8.Изменить тему разговора.

5. Предлагаю вам игру, которая поможет вам правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать своё мнение и не поддаваться на уговоры окружающих.

Игра «Умей сказать нет». 5 (Я приглашаю подойти ко мне ребят у кого на парте лежит зеленая фишка. У меня на одном подносе карточки с вариантами предложений. Один из вас берет карточку и зачитывает. На другом - карточки с вариантами ответов. Второй из вас берет один ответ зачитывает и определяет, является ли вариант ответа действенной формой отказа)

фишки

6. Очень важно уметь отказаться от негативного предложения. И обидно, когда ребята зная о последствиях вредных привычек всё-таки поддаются на уговоры и вредят своему здоровью и социальному благополучию. И чтобы защитить тех, кто ещё не начал курить наш президент 23 февраля 2013 года подписал ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который вступил в силу с 1 июня 2013 года. С ним вы можете ознакомиться на информационном стенде.

Помните ребята, что выбор всегда остаётся за вами и ваше будущее в ваших руках!

Чтобы оно было здоровым и социально благополучным, каждый из нас должен занимать активную жизненную позицию и нести информацию в массы.

7. И сегодня я предлагаю вам стать рекламными агентами и собрать Стену Здоровья, поддержав идею вашей одноклассницы Зеленцовой Ольги - победительницы школьного конкурса «Мы живём, чтобы оставить след» в номинации «Листовка», которая предложила в качестве альтернативы вредным привычкам Спорт, Творчество и Любовь и создать рекламный проект на эти темы.

Я предлагаю объединиться в группы. Первый ряд - одна группа, второй - вторая, третий - третья. Каждая группа имеет возможность выбрать тематику проекта. Подойдите по одному представителю из группы ко мне.

Для создания проекта вы можете использовать рабочий материал. Время создания проекта - 5 минут.

Время истекло. Слово для презентации своего проекта предоставляется первой группе.

Защищаем проект и прикрепляем его на Стену Здоровья.

Нашей стене нужен фундамент.

Фундамент Здоровья - полезные занятия. Я предлагаю вам

На столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к "Стене здоровья" или же выбросить в корзину.

Когда человек здоров, у него всегда хорошее настроение, лицо светиться счастьем. А ваше настроение изменилось? Положите на край стола фишку, соответствующую вашему настроению в настоящий момент.

Я предлагаю и нашу Стену Здоровью озарить вашими теплыми улыбками. Ребята подойдите и прикрепите зафиксированные вами в начале занятия ваши улыбки и улыбки наших гостей к Стене Здоровья.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго,

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе?

Активно двигаться, и в меру есть и пить,

Отбросить сигарету, выбросить окурок,,

И только так здоровье сохранить?

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить,

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете и себе здоровье сохранить!

(прикрепляют и поют песню)

Песня «Посмотри как ярко солнце светит»

Итог: Здоровье - неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что наше занятие было плодотворным и каждый из вас вправе сделать свой выбор. Надеюсь он будет правильный. «Будьте здоровы»! спасибо всем за работу.



Приложение 6



«Родительская любовь

профилактика детской безнадзорности»

семинар для родителей



дата проведения:___________________



место проведения: МОУ «ООШ р. п. Озинки»



участники: родители



кто проводит: социальный педагог Инспекторр ПДН ОВД Секретарь КДН и ЗП Цель: изучить психологические особенности материнской, отцовской любви к детям; профилактика детской безнадзорности. Задачи: информирование о роли отца и роли матери в воспитании детей; воспитание и формирование у родителей чувства ответственности, заботы, внимания и безусловной любви к своим детям; Оборудование: лист бумаги, карандаш (для каждого участника семинара), рабочий лист "Ошибки воспитания" (для работы в парах).





Современный мир заполнен отчаянием.

Все просят любви, и очень мало кто может ее дать.

Томас А. Харрис

ход занятия Мы, жители России, считаем себя чадолюбивыми. Действительно, в какой еще стране мира морально и материально помогают своему ребенку вплоть до глубокой старости? В какой стране проявляют такое самопожертвование женщины-матери? Наконец, в какой стране так дотошно опекают и контролируют своего ребенка? Но всегда ли опека и любовь соседствуют с подлинной любовью? Давайте задумаемся, действительно ли мы любим своих детей, поговорим о родительской любви, о том, как надо любить своих детей и какие основные "ошибки" мы допускаем, выстраивая свои отношения со своими дочерьми и сыновьями. Задание родителям: "Работая индивидуально, на листке бумаги нарисуйте горизонтальную линию. Справа поставьте знак "+", слева знак "-". Эта линия означает успешное выполнение родительских функций. Отметьте на этой линии точку, означающую, как все родители России воспитывают своих детей, насколько они успешные родители. Так же отразите свое представление о своем месте на этой линии - насколько вы успешный родитель". Выполнение данного задания позволяет родителям включиться в работу по теме встречи. Задание родителям: "Работая в парах, обсудите предложенные "ошибки воспитания" (рабочий лист).

  1. Излишняя помощь, контроль и опека ребенка на протяжении всей жизни родителей.
  2. Любить ребенка - значит всеми силами стремиться оградить его от всяких переживаний и страданий.
  3. Мы не поддерживаем со своим ребенком постоянный психологический контакт (стабильное проявление родительской любви - доброжелательный взгляд, спокойный голос, мягкий физический контакт).
  4. Подавление ребенка - непринятие права ребенка на свободное самовыражение чувств, мыслей, отношений и интересов.
  5. В общении с детьми мы не контролируем свои эмоции.
После работы в парах (особенно если обсуждение получилось эмоциональным) можно организовать групповую дискуссию по данным "ошибкам" или же обсудить другие, которые затронули родители, работая в парах. РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Чаще всего в российских семьях детей воспитывает преимущественно мать. Не только в неполных, но и в семьях, где вместе живут оба супруга. Общеизвестно, что такая ситуация существует повсеместно. Сначала женщина находится в декретном отпуске и большую часть времени проводит с ребенком, потом такое положение дел сохраняется уже по инерции. Отец включается в процесс воспитания редко, в "аварийных" случаях. На самом деле активное участие отца в воспитании ребенка необходимо по следующим, экспериментально доказанным, причинам:
  • Замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей и вообще проявляет большую общительность.
  • Влияние отца делает ребенка более дисциплинированным, открытым и честным. Ребенок растет способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями.
  • Если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на развитии способностей детей к логическому анализу, а также математических и логических способностей.
  • Отец стимулирует в детях формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность.
  • Отец показывает сыну, что значит быть мужчиной, как по-мужски относиться к жизни, решать проблемы, общаться с людьми. Сексуальность сына и его последующее отношение к женщине закладывается в первую очередь отцом.
  • Девочки, выросшие в семье любящего отца, чувствуют свою защищенность, у них формируется представление о стабильной семье, скрепленной любовью мужчины по отношению к женщине.

РОЛЬ МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Мать и сын. В России является типичной сильная эмоциональная привязанность матери и сына друг к другу на протяжении всей их совместной жизни и даже после того, как сын женится. Сын нередко выбирает женщину внешне или внутренне похожую на свою мать. Распространены случаи, когда молодая жена вынуждена бороться за своего мужа, буквально "отрывая" его от излишне опекающей его матери. Случаются ситуации, когда сын проживает всю жизнь рядом с матерью, так и не женившись, или пережив несколько браков и разводов, возвращается к матери и остается с ней на всю жизнь. Или, наоборот, держит мать на расстоянии от своей семьи, протестуя против ее власти. В чем же заключаются причины того, что из всех детско-родительских отношений именно отношения матери и сына являются порой самыми сложными и эмоционально насыщенными? Это и культ матери, выражающийся в формуле "Родина - мать", генетически, сознательно и бессознательно присутствующий у русских людей. И то, что мать опекает сына значительно сильнее, чем дочь; любит сына материнской безусловной любовью и тогда, когда он совершает хорошие поступки, и тогда, когда он оказывается не на высоте. Третья причина заключается в том, что в России мужчин всегда меньше, чем женщин, и рождению мальчика радуются больше. Что же делать матери, чтобы обойти эту опасность взаимозависимости с сыном, воспитать его сильным, самостоятельным и взрослым?

  • Быть с сыном женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой и любящей. Придерживаться принципа: "Слабая мать - сильный сын", и, наоборот, "Сильная мать - слабый сын".
  • Стараться активно привлекать отца (отчима, деда, родственника, друга) к общению с сыном.
  • С началом подросткового возраста (8-9 лет) необходимо постепенно отпускать сына от себя: признавать его интересы, давать больше свободы и самостоятельности. Чаще повторять фразу: "Решать тебе самому. Я могу что-то посоветовать. Но жить тебе, и ты сам должен определиться".
  • Если мать воспитывает сына одна, без мужа, ей очень важно иметь собственные интересы и привязанности вне дома, жить своей личной жизнью, отдельной от жизни сына.
Мать и дочь. Опасность подавления матерью своего ребенка существует не только с мальчиками, но и с девочками. Как часто рядом с "яркой" и "цветущей" мамой мы видим "невзрачную" и "серенькую" девочку. Подавление дочери может выражаться и в противоположной картине: мать жертвует своей жизнью для дочери, старается во всем ей угодить, а дочь становится капризной и своенравной. В обоих случаях мать делает дочь зависимой от себя. Девочка не может стать счастливой в любви из-за комплекса неполноценности: "Кто меня полюбит, я такая некрасивая" или "У меня никогда ничего не получится". Или же проявление строптивого характера девушки в отношениях с мужчиной может нарушить гармонию ее личной жизни. Что же делать? Первое. Отношения с дочерью строить по принципу "золотой середины": любить, холить, баловать и в то же время ожидать и требовать помощи в семье. Для девочки важно чувствовать себя "маленькой хозяйкой", что поможет сформировать навыки ведения домашнего хозяйства. Такая девушка будет относиться к домашней работе как необходимой стороне семейной жизни и не будет видеть в ней "домашнюю каторгу". Второе. В некоторых семьях встречаются отношения матери и дочери, которые строятся по принципу "подружек". Хорошо это или плохо (вопрос родителям)? Давайте подумаем и подискутируем вместе. Возможное резюме: Отношения матери и дочери как двух "подружек" оправданны только в той степени, в какой мать может напрямую транслировать девочке свой положительный жизненный опыт. Но излишне открытые отношения могут повредить девочке, если мать подробно рассказывает дочери о своих отношениях с мужем или близким мужчиной. Мать может в определенной степени программировать будущие отношения дочери с мужчинами, лишая ее возможности построить свою личную жизнь по другим законам, нежели это удалось матери.

КАК ДЕТИ ЛЮБЯТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ? Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать.

Росс Кэмпбэлл Что посеешь - то и пожнешь. Русская пословица 1. Ребенок любит отраженной любовью. Если мы любим своего ребенка, то он тоже будет любить нас. Если мы были ровны, сдержанны, контролировали свои эмоции, то он тоже будет ровным и сдержанным. Если мы видим в ребенке черты, которые нам неприятны, значит, мы сами проявляли эти особенности в общении с ним. Если что-то не ладится в отношениях с ребенком, нам следует спросить себя: "Что я сам неправильно делаю?" и "В чем самому следует измениться, чтобы восстановить доверие и любовь?". 2. Ребенок "фотографирует" наше поведение. Существует закон повторения поведения людей, которые находятся рядом в период личностного созревания. Чаще всего рядом с ребенком находятся его родители, бабушки, дедушки, значит, в поведении детей будет повторяться их поведение. 3. Ребенок отрицает нас, если мы травмируем его. Если родители грубы и агрессивны по отношению к ребенку, он может построить свое поведение так, чтобы защититься от их травмирующего влияния. Ребенок может поставить между родителями и собой дистанцию: "Да ничего не произошло, чего ты пристала!", "Отстань, надоело!".

ФОРМУЛА БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ Задание родителям: "Работая индивидуально, завершите предложение "Безусловная любовь к ребенку - это …". Какой родитель не хотел бы сказать: "Я люблю своего ребенка всегда, не зависимо ни от чего". Положа руку на сердце, искренне так сказать могут не все. Однако стоит приблизиться к цели, постоянно напоминать себе, что:

  • Это обычный ребенок, который ведет себя, как все дети на свете.
  • В ребячьих выходках есть немало неприятного, отвратительного. Но если я буду стараться любить своего ребенка, несмотря на его плохие поступки, он будет стараться взрослеть.
  • Если я проявляю любовь к своему ребенку только тогда, когда он послушен и радует меня, я потворствую его эгоистичности, притворству, угодничеству.
  • Если я люблю своего ребенка безусловной любовью, он чувствует уверенность в себе и своих силах, он уважает и любит себя, способен любить других.

Сформулированная формула подчеркивает, что родительская любовь, семейное воспитание понимаются не как морализирование и нотации, а как образ жизни и мыслей родителей, как постоянное общение с детьми при соблюдении общечеловеческих правил поведения и общения, принятых в обществе. И в заключении хотелось бы сказать: Обычно родители считают, что очень любят своих детей, беспокоятся за них, переживают за их дела, готовы постоянно защищать и оберегать их. Однако те же родители склонны к недооценке своих детей, считая, что ребёнок мог бы лучше учиться, быть менее подвижным, более внимательным и т. д., и постоянно предъявляют претензии, дают негативную оценку растущему и переживающему ребёнку. Следует отметить повышенную внушаемость ребёнка - всё, что ему говорят, воспринимается очень эмоционально. Отсюда страх перед наказанием, вера в обещанное поощрение. Принципиально важно, что эти особенности влияют на формирование различных установок личности, которые часто сохраняются на всю жизнь. Отрицательная оценка ребёнка родителями, педагогами, другими значимыми для него людьми порождает в нём представления о своей социальной неполноценности, ненужности, препятствует формированию правильной самооценки, искажает его представления о поступках. Как известно, родителям особые неприятности доставляют такие "пороки" детей, как грубость, упрямство, лживость, упорное молчание, болтливость, шутовство и др. Их нельзя рассматривать только как издержки воспитания или неблагоприятную наследственность. Зачастую таким способом ребёнок сигнализирует о своих внутренних проблемах, о потребности в помощи и внимании взрослых. Дефицит внимания к ребёнку побуждает его к ухудшению успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Ребёнок, испытывая к себе враждебное или безразличное отношение окружающих, вырабатывает свою систему поведения. Он становится либо злобным, агрессивным, мрачным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Однако такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно ещё больше обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх у ребёнка.

Необходимо изменить негативную установку и ожидания взрослых, которым в ответ на свои наказывающие действия по отношению к ребёнку хочется увидеть смирение, услышать слова раскаяния, мольбы о прощении. Взрослым следует понимать, что подросток и сам страдает от агрессивности как эмоционального нарушения. Поэтому есть, за что его пожалеть, сказать добрые слова, обнять вопреки внутреннему раздражению. Поскольку значительная часть случаев плохого поведения содержит в себе элемент поиска ребёнком внимания родителей, взрослый, уделяя внимание ребёнку именно в эти моменты, способствует фиксации такого поведения. Наоборот, родительское одобрение хорошего поведения ребёнка часто отсутствует. Учёными установлено, что родители трудных подростков отличаются от других родителей тем, что реже хвалят детей за хорошее поведение, уделяют плохому поведению слишком много внимания, ведут себя непоследовательно.

Приложение 7




«Отцы и дети»


Психологическая деловая игра


Дата проведения:_________________


Место проведения: МОУ «ООШ р.п. Озинки»


Участники: Родители,

Учащиеся школы


Кто проводит: социальный педагог,


Цель: профилактика детской безнадзорности и формирование успешного семейного общения.






Ход мероприятия Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня посвящаем нашу встречу проблеме всех времен и народов… Ведущий 2: Проблеме отцов и детей. Эта проблема жизни всех государств. Проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ, живший в 5 веке до н.э. говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя» Ведущий 1:Белинский В.Г. писал: «Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытности и лживости» Ведущий 2: И мы собрались сегодня для того, чтобы попытаться ответить на вопросы, которые волнуют и детей и родителей. Кто же виноват в том, что мы часто попадаем в ловушки семейного общения? Ведущий 1: В зале сегодня присутствуют… Ведущий 2: Заинтересованные взрослые… (аплодисменты). Ведущий 1: Дети… Ведущий 2: Педагоги… Ведущий 1: Компетентное жюри в составе… Ведущий 2: Итак, наша деловая игра называется «Отцы и дети». Просим команды занять свои места. Слева - команда отцов, справа - детей. Ведущий 1: Конкурс 1: «Самопрезентация». (Участникам раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток»). Вам необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко о своей семье, о ваших интересах и увлечениях. Ведущий 2: (Конкурс 2: «СЕМЬ «Я»»). В современных семьях, к сожалению, у родителей очень мало времени остается для детей. Порой, они даже не знают, чем увлекается их ребенок, где проводит свободное время, кто его друзья. Дети же, в свою очередь, часто «пропадают» на улице, отдают предпочтение общению с друзьями и даже понятия не имеют, какие интересы у его родителей, у его СЕМЬИ. Следующий конкурс так и называется «СЕМЬ Я» Родителям и детям необходимо ответить на семь вопросов в таблице за себя и за своего ребенка/ родителя. За каждый совпавший ответ участник получает один балл.
Вопросы Родитель Ребенок Я люблю животных особенно…

Я люблю из цветов…

Я люблю сказку…

Я люблю в свободное время заниматься…

Я мечтаю, чтобы…

Я люблю, когда дома…

Я люблю свою семью за то, что …

Игра со зрителями: предлагается вспомнить как можно больше пословиц и поговорок о семье. Ведущий 1: (Конкурс 3: «Пойми меня»). Зачастую конфликт отцов и детей возникает в общении. Дети часто говорят своим родителям: «Вы меня не понимаете». Следующий конкурс «Пойми меня» Каждому родителю и ребенку нужно перевести текст на русском языке: родителям на молодежный жаргон, а детям на общепринятый литературный язык. (Жюри подводят итоги) Ведущий 2: (Конкурс4: «Волшебные слова»). Одним из коммуникативных умений, должны овладеть отцы и дети является умение говорить «волшебные» слова. Сегодня мы вспомним эти слова и выражения. Каждому участнику выдается по 5 цветных карточек. Родителям - красные, детям - желтые. Ваша задача в течение 1 минуты обменяться «волшебными» словами друг с другом. За каждое «волшебное» слово вы получаете карточку от того, кому вы его говорите. Повторов быть не должно. Если к вам подошел человек и сказал слово, которое вам уже говорили, жетон ему давать не следует. Получивший большее количество карточек станет победителем конкурса и принесет очко своей семье. Ведущий 1: жюри подводит итоги, а мы вам предлагаем следующую информацию психолога. Американский психолог Джеймс Добсон предлагает три «формулы» в помощь родителям. 1 формула: «Держать на открытой ладони». 2 формула: «Будьте рядом, но не вмешивайтесь». 3 формула: «Если любишь кого, отпусти и его. Если не вернется он к тебе, то никогда твоим не был» Ведущий 2: И еще одна мудрость: «Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Так сказал Эрих Фром. Ведущий 1: А Лев Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», и мы предлагаем сейчас родителям вместе со своими детьми создать эмблему семьи. На листах А4 вам необходимо нарисовать эмблему своей семьи, где можно отразить все что хотите: состав семьи, ваши интересы и увлечения и т.д. Ведущий 2: Помните, что семья - это единое целое. Поэтому не противопоставляйте друг другу, любите и уважайте друг друга. (Жюри подводит итоги. Награждение команд).









Приложение 8









«Вопросы воспитания в картинках.

Профилактика детской безнадзорности»


Интерактивное занятие с родителями


Дата проведения:________________


Место проведения: МОУ «ООШ р. П. Озинки»


Участники: социальный педагог, родители, педагоги.


Кто проводит: социальный педагог школы

Нукатова О.Е.

Цель мероприятия:

профилактика детской безнадзорности; повышение уровня психолого-педагогического образования родителей.

Задачи:

- заинтересовать родителей изучением специальной литературы по вопросам воспитания детей;

- снизить уровень напряженности, дать участникам возможность более открытого общения, помочь установить контакты;

- выработать возможные формы поведения и коррекции детско-родительских отношений и дать конкретные советы по вопросам семейного воспитания;

- сформировать у родителей чувство ответственности за судьбу своего ребенка.

Подготовительная работа: подбор литературы; оформление зала; приглашение гостей; разработка презентации «Вопросы воспитания в картинках»

Ход мероприятия

«Воспитывать - это, прежде всего, хорошо знать своего ребенка» Козьма Прутков

Секретарь КДН и ЗП: Добрый день. Сегодня наша с вами встреча посвящена одному из главных и не простому, на мой взгляд, вопросу - вопросу воспитания детей. К сожалению, родители не всегда владеют методами воспитательной работы с детьми. Чаще всего они полагаются на свой опыт, не разбираясь в вопросах детской психологии, не задумываясь о том, что неверное воздействие на ребенка может вызвать нежелательные последствия. Отсюда и неумение общения с детьми, неумение разрешить конфликтную ситуацию, недооценка личного примера родителей.

К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, тем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны способность и умение, т.е. навык; но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания».

Соц.педагог: Воспитательный потенциал семьи огромен. И ничем нельзя заменить ее воспитательное воздействие при условии сохранения в семье здорового морального климата, ничем не омраченного.

Разные семьи - разные дети. Одни замкнуты и необщительны. Другие же, наоборот, грубы и агрессивны. И у тех, и у других могут не сложиться взаимоотношения с родителями, окружающими людьми, а значит, и жизненные проблемы, многие из которых впоследствии «разрешаются» или иллюзорно смягчаются при помощи сигарет, алкоголя, ухода из дома. Полноценное развитие личности не может состояться при таких условиях. Подобное положение вещей может привести также к безразличию и полнейшему равнодушию. А ведь все начинается с родительского равнодушия, невнимания к своему ребенку. Находите ли вы время поговорить со своим ребенком? (Ответы родителей)

Ведь он ждет от вас внимания, сопереживания, обсуждения его успехов и проблем. Хорошо если ребенок не затаится, не скроет свои обиды. Это поможет вам вовремя сориентироваться и уладить ваши с ним разногласия.

Чтобы вы могли лучше понять своего ребенка, узнать какие проблемы и трудности могут подстерегать его в жизни. Как помочь ему с этим справиться? Как стать для своего ребенка мудрым защитником, помощником? Как понять своего ребенка, вовремя подсказать ему и быть услышанным? Вы можете найти ответы на многие вопросы воспитания в нашей презентации «Вопросы воспитания в картинках». (Работа с презентацией)

Задумайтесь над тем, что вы увидели! Будьте внимательны к своему ребенку, любите его таким, какой он есть, чтобы ваш ребенок не остался без надзора, чтобы у него не осталось обиды, чтобы он шел к вам со своими проблемами и успехами и нашел у вас понимание и сочувствие, а не получил в ответ окрик, грубость и наказание. В противном случае, появляется чувство отчуждения. И однажды, отмахнувшись от его «приставаний» (как выражаются некоторые родители) или подавив его свободу угрозой и жестокостью, вы рискуете больше не услышать его «тайн», не проникнуть в мир его проблем и просмотреть его уход из семьи в дворовую компанию. Вот уж где всегда готовы выслушать, поговорить по душам и «помочь» решить наболевшие проблемы (плюнь на все, сделай одну затяжку и расслабься; глотни и тебе станет легче; уколись, и проблемы покажутся не такими страшными). Поговорите с ребенком, не оставляйте его один на один с такими простыми, с высоты своего возраста, и такими важными для него проблемами. Найдите, за что его похвалить. Ведь ваш ребенок для вас самый лучший, самый родной, самый умный, самый красивый, самый…самый …самый … . Так пусть же он станет самым лучшим для окружающих. Спасибо за то, что вы были с нами!!! Профилактическая программа «Тропинка к успеху»

15

© 2010-2022