Урок внеклассного чтения в IV классе «Литературный ринг по творчеству К. Г. Паустовского»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок внеклассного чтения в IV классе

«Литературный ринг по творчеству К.Г. Паустовского»


Учитель начальных классов:

Вороновская Светлана

Владимировна

г. Воронеж

Левобережный район

МОУ гимназия №7 им. В.М.Воронцова

Урок внеклассного чтения в 4 классе

Тема урока. «Литературный ринг по творчеству К. Г. Паустовского».

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством К.Г.Паустовского; развивать наблюдательность, красивую выразительную речь, способности полноценно воспринимать художественное произведение, откликаться на прочитанное; Воспитывать нравственные и эстетические чувства, позитивное отношение к себе и окружающему миру; раскрывать творческий и эмоциональный потенциал.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

Учитель читает наизусть:

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожил свою жизнь человек, которому будет посвящён этот урок Это Константин Георгиевич Паустовский.

Объясните пословицы:

- Защитная полоса - наша гордость и краса.

-Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.

- Никакое искусство не достигнет природы.

  1. Рассказ о жизни и творчестве писателя.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 19 мая 1892 года в Гранатовом переулке, в семье железнодорожного статистика. Отец его - потомок запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Россь, около Белой Церкви. Там же жили его дед - бывший николаевский солдат и бабка - турчанка. Семья Паустовских часто переезжала с места на место, жили в Вильно, Пскове, Киеве. В Киеве Костя пошёл учиться в первый класс 1-й Киевской классической гимназии (окончил в 1912 году). Мальчик любил фантазировать и представлял себе разные неизвестные страны - он собирался стать капитаном дальнего плавания. Вечерами, открывая географический атлас, он отправлялся в воображаемые путешествия в различные уголки мира. Когда Костя учился в шестом классе, из семьи ушёл отец. Мальчик должен был сам зарабатывать себе на жизнь и учение. Он ста л заниматься репетиторством, которое отнимало всё свободное время. Тогда же Костя открыл для себя куда более восхитительное занятие - сочинительство. Он пробовал писать стихи и рассказы. Один из них ему, ученику девятого класса, даже удалось опубликовать во взрослом журнале «Огни». После окончания киевской гимназии Паустовский два года проучился в Киевском университете, в 1919 году перевёлся в Московский университет.

Затем наступили очень тяжёлые и страшные годы в жизни страны: Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война.Судьба занесла Паустовского в прессу. Именно здесь он оказался среди очень интересных для него людей - это были молодые писатели - Багрицкий, Ильф, Бабель. Был Паустовский и на Кавказе: Сухуми, Батуми, Тбилиси, путешествовал по Армении, был в Северной Персии. В 1923 году Константин Георгиевич перебрался в Москву, где начал работать в журналистике. Через два года вышла его первая книга «Морские наброски» (1925) и ряд рассказов. В поисках новых жизненных впечатлений вместе с геологом Шацким, Паустовский уезжает в пустыню к солёному озеру Кара-Бугаз, потом в Колхиду, в ту пору там велась работа по осушению малярийных болот. Побывал он и на Севере - в Карелии, в Петрозаводске.

И вот однажды совершенно случайно он открыл для себя недалеко от Москвы заповедную землю - Мещёру. Открыл, рассматривая клочок географической карты, в которую ему завернули в магазине пачку чая. На карте видны были глухие леса, озёра, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы. В тот же год Константин Георгиевич поехал в Мещеру, и этот край полюбился ему, стал его второй родиной. Здесь, в Мещере вместе с Паустовским подолгу жили его друзья-писатели: Рувим Фраерман, Аркадий Гайдар, Андрей Платонов. Паустовский писал впоследствии, что именно Мещере он обязан многими своими рассказами.

Побывал Паустовский за границей: в Польше, Чехословакии, Болгарии, Турции, Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Швеции и др. Но дороже всего на свете ему были Москва, Таруса (небольшой городок на крутом берегу Оки) и Мещера, куда он неоднократно возвращался. Константин Георгиевич Паустовский написал большое количество книг, в которых рассказал о своих путешествиях, множество рассказов о природе и быте людей и очень необычные сказки.

Учитель. Наша сегодняшняя встреча называется «Литературный ринг». На нём вы будете состязаться в знаниях творчества К.Г.Паустовского. Вы проявите свои творческие способности, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.

В нашей встрече принимают участие две команды. Представьтесь, пожалуйста.

(Дети представляют своего капитана и название команды, например, «Умники» и «Всезнайки»).

Итак, игра начинается!

  1. Раунд 1. «Лесные происшествия».

Задание1. «Узнайте произведение по его началу»

- Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.

Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру. («Стальное колечко».)

-Когда в лугах покосы, то лучше не ловить рыбу, то лучше не ловить рыбу на луговых озёрах. Мы знали это, но всё-таки пошли на Прорву.

Неприятности начались сейчас же за Чёртовым мостом. Разноцветные бабы копнили сено. Мы решили их обойти стороной, но они нас заметили.(«Золотой линь»).

-К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами. («Заячьи лапы»).

- Маленький дом, где я живу в Мещоре, заслуживает описания. Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любителей рыбы.(«Мой дом»).

Задание 2. «Отчего и почему?»

Зная рассказы К.Паустовского, вы легко ответите на следующие вопросы.

- Одного из персонажей К.Паустовского называют «десять процентов».Почему его так прозвали? (Рассказ «Последний чёрт». На деда напала свинья, не свинья - прямо лев! Он попал в больницу, где доктор ему сказал, что от него осталось «десять процентов». Так деда и прозвали «десять процентов».)

- Из чего деревенские мальчишки плетут лески для рыбной ловли? (Рассказ «Сивый мерин».Из конского волоса.)

- Кого называют лучшим сборщиком шишек? (Белок. Рассказ «Заботливый цветок».)

- Есть ли враги у рыбаков? Если есть, то какие? (Да. Это мальчишки, которые распугивают рыбу; подводные коряги, за которые запутывается леска; а также ряска, комары, грозы, ненастье и наводнение. Рассказ «Золотой линь».)

- Можно ли увидеть жару или холод? (Рассказ «Квакша». Да можно. В жару над лугами и лесами можно заметить жёлтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба - оно становится зелёным, как мокрая трава.)

- Если выкопать в лесу маленькое деревце, например, берёзку, посадить его в кадку и держать в тёплой комнате, пожелтеют её листья осенью или останутся зелёными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)

Задание 3. «Доскажите словечко».

- … чёрт (Последний)

-Кот - … (Ворюга.)

-Собрание … (чудес)

- …воробей (Растрёпанный.)

- … мерин (Сивый.)

-… Летние … (дни)

- …линь (Золотой.)

Стальное …(колечко.)

  1. Музыкальная пауза.

Учитель : - Команда получит ещё по одному очку, если ответит на вопрос.

- Как звали девочку и композитора, который посвятил ей музыкальную пьесу? Рассказ? (Дагни Педерсен, Эдвард Григ из рассказа «Корзина с еловыми шишками».)

Прослушивание муз. Пьесы Э.Грига.

V.Раунд 2. «Детективный».

Сейчас вы побываете в роли детектива. Вам нужно выполнить 3 задания.

Задание 1. «Кто это? Что это?»

-Сидор (Воробей.)

- «Жук» (Носорог.)

- «Последний чёрт» (Пеликан.)

- «Собрание чудес» (Озеро.)

- Древесная лягушка (Квакша.)

-Подарок (Берёзка.)

Задание 2. «Объяснялки»

- Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)

- Однажды барсук обжёг нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую середину, в холодную и мокрую труху.)

- Шёл как-то герой рассказа Паустовского по нескошенному лугу, и пристала к нему ласточка. Кружилась около него два часа, кричала так, что герою стало не по себе. Объясните её поведение. (Когда человек идёт по нескошенному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, а ласточка ловит их на лету и кормится без всякой заботы .Рассказ «Сивый мерин».)

- В стародавние годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. Для чего они это делали? (Чтобы не увядала их красота. Рассказ «Прощание с летом».)

- Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)

Существует высокое растение с красными цветами, собранными в большие кисти. Оно приносит большую пользу молодым лесным посадкам. Как называется это растение и в чём его польза? (Это кипрей, или Иван-чай - очень «тёплый» цветок, вокруг него всегда тёплый воздух, и молодые деревца, стоящие рядом с ним, не замерзают в холода. Рассказ «Заботливый цветок».)

Задание 3. «Картотека детективов».

- Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи. (Ворона.Сказка «Растрёпанный воробей».)

- Он был старый, спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму он жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склёвывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук… (Старый воробей Сидор. Сказка «Стальное колечко».)

- Перо розовое и жёлтое, большой клюв с мешком, на голове пух, птица старая, очень злая, не любит и бьёт детей, взрослых трогает редко. (Пеликан. Рассказ «Последний чёрт».)

-Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот-ворюга.)

VI. Раунд 3. «Конкурс капитанов»

Выходят капитаны команд, не глядя достают из корзинки (прикрытой салфеткой) предметы, и называют откуда эти потерянные вещи.

(В корзине предметы: колечко, еловая шишка, кусочек хлеба, Спичечный коробок с жуком, букетик искусственных цветов, игрушечная сковорода.)

(Предметы из рассказов: «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Похождения жука-носорога», «Растрёпанный воробей», «Барсучий нос», «Тёплый хлеб».)

VII.Подведение итогов игры.

Вот и закончилась наша игра. Прежде, чем подведём окончательные итоги, мне бы хотелось сказать вам, что вы все были сегодня молодцы! Играли честно, благородно, красиво.

(Награждение участников игры.)

- О том, понравился ли вам урок, ми увидим, когда вы оденете берёзку листочками.

(К нарисованной на плакате берёзке дети приклеивают листочки; Жёлтые -урок не понравился, зелёные - урок понравился.)




© 2010-2022