Статья Здоровьесберегающая среда в ГПД

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бганцова Л.Н.

Создание здоровьесберегающей среды в группе продленного дня

В системе человеческих ценностей здоровье, безусловно, выступает на первое место. Это утверждение может быть ярко проиллюстрировано словами немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». А выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее - это наши дети.

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья: снижение удельного веса здоровых детей с одновременным увеличением численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (нарушение зрения, осанки, болезни крови, аллергическая, эндокринная, нервно - психическая патологии и т. д.). Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре-пять процентов. Известно, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 5 - 10 лет.

Ученые-физиологи выделяют факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей. К школьным факторам риска относят интенсификацию учебного процесса; несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Рост заболеваемости детей напрямую связан и с рядом общественных факторов: уровень социально- экономического развития общества, материальный уровень семьи, семейные установки и модели поведения, наследственность, экологическое состояние окружающей среды.

Учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. В соответствии с Законом РФ « Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Основной задачей педагогики, оберегающей здоровье детей, является такая организация режима труда и отдыха школьника, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени нахождения детей в школе, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Наиболее ответственным, сложным и переломным периодом в жизни ребенка является начальный этап систематического обучения. Это смена ведущего вида деятельности, социальная адаптация, возросшие умственные и эмоциональные нагрузки, резкое ограничение движений. Этот период во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Проблемой особой заботы является создание условий для сохранения и укрепления здоровья физического, духовного, нравственного тех учеников начальных классов, которые посещают ГПД, т.е.целый день находятся в школе, ведь настоящее время большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что ребенок, который приходит в группу после учебного дня, утомлен, или «взвинчен», имеет не только повышенную потребность в двигательной активности, но и в эмоциональной разрядке. Перед ГПД стоит задача воспитания личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья через включение во внеурочные виды деятельности. И от того, как организована жизнь и деятельность ребенка в ГПД, насколько правильно произведен отбор содержания, видов, форм деятельности и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия. Зависит не только успех воспитательной работы, но и состояние здоровья детей. Задача создания здоровьесберегающей среды в ГПД требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя.

Организация внеурочной деятельности в группе продленного дня прописана в СанПиН 2.4.2.-2821-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 6 «Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня»), в Письме МинОбрнауки РФ от № 03-296 от 12 мая 2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».

Для обеспечения максимально возможного развивающего, оздоровительного и воспитательного влияния, а также сохранения работоспособности детей, необходима рациональная организация режима дня.

Условно структурные единицы организации режима в группе продленного дня могут выглядеть следующим образом: обед, отдых на свежем воздухе (до 4 раз в день), самоподготовка, «клубный час», свободное время или занятие по интересам. Все режимные моменты, организованные в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями и создают среду, благоприятную для сохранения и укрепления физического, духовного, нравственного здоровья детей.

При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак- на второй или третьей перемене, обед - в 13 - 14 часов, полдник - в 16- 17 часов.

Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Отдых на свежем воздухе

Наряду с другими режимными моментами особое внимание уделяю рациональной организации двигательной активности учащихся. Доказано, что удовлетворение потребности в движении играет важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми. Существует понятие биологической достаточности движений, которое необходимо для нормального развития школьника. Восстановление израсходованной энергии у растущего организма идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма.

Удовлетворение двигательной потребности детей в условиях группы продленного дня реализуется в таких ежедневно организуемых формах работы как прогулка на свежем воздухе и спортивный час.

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении организуется отдых длительностью не менее 2 часов (до обеда и перед самоподготовкой), а также после самоподготовки и перед уходом домой.

Прогулка - активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся.

Один раз в день одна из прогулок может проводиться с большей физической нагрузкой (спортивный час), который проводит учитель физкультуры, тренер.

Местом прогулок могут быть расположенные рядом со школой парки, скверы, оборудованная детская площадка для игр. В непогоду спортивные занятия в группе продленного дня проводятся в хорошо проветренном спортивном зале.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Прогулка, подвижные и спортивные игры, деятельность на пришкольном участке могут решать задачи образовательной программы, т.е. быть и целенаправленными и результативными.

При планировании прогулки воспитателю необходимо:

- определить вид прогулки;

- поставить цель;

- разработать для детей задания и наметить виды деятельности;

- продумать фиксацию результатов и проведение рефлексии;

- продумать дальнейшее применение результатов деятельности детей.

В работе группы продленного дня используются следующие виды прогулок:

виды прогулок

например

какие задачи может решать

наблюдение

за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, за жизнью домашних и диких животных, за трудом и отдыхом людей

предметные цели курса «окружающий мир», а также развитие метапредметных компетенций- например, освоение умения наблюдать, фиксировать наблюдения, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов и др.

задача

решение практической задачи, например, определить расстояние, величину или высоту предмета, составить план местности и т.п.

овладение умением фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения

поиск

определенных видов трав; деревьев, семян, объектов (а также знаков, символов)

овладение умением использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением

творчество

сделать зарисовку, изготовить поделку из природного материала, сплести венок, составить букет, придумать сказку, стихотворение, рассказ

освоение способов решения проблем творческого характера, применение способов решения учебных задач в нестандартной ситуации. Активное использование речевых средств и иных средств коммуникативных и познавательных задач

экскурсия

знакомство детей с близ расположенными достопримечательностями, различными объектами, внимание к которым может помочь детям в исследовательской и проектной деятельности

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

практическое занятие

по применению правил дорожного движения, по работе с учебным оборудованием («Наблюдение за погодой») и др.

закрепление умений учащихся ориентироваться и выполнять правила дорожного движения, техники безопасности при работе с инвентарем, учебным оборудованием и др., а также определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

игра

спортивное соревнование, народные игры, состязание, матч, турнир

развитие выносливости, соблюдение определенных правил: развитие умения работать в команде. Необходимыми условиями для эффективной игры являются естественность, эмоциональный отклик. Развитие готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

В своей практике я наиболее часто использую такую форму работы как игровая прогулка. Этот выбор обоснован тем, что значение игры в развитии и укреплении здоровья ребенка невозможно переоценить.

Игра -постоянная и неизменная спутница детства. Игра для детей - важное средство самовыражения. В ней можно узнать характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности воспитанников. Разнообразна классификация игр. Среди них: подвижные, подражательные, музыкальные, сюжетно - ролевые, дидактические, познавательные. Для решения задач, стоящих перед ГПД, ряд преимуществ имеют подвижные игры, используя которые можно оказывать значительное воздействие на все стороны развития ребенка. Положительные эмоции, вызванные участием в игре, усиливают физиологические механизмы в организме и улучшают работу всех его органов и систем, а эмоциональный подъем создает у детей повышенный тонус. В ходе игры педагог привлекает внимание к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает оказывать товарищескую поддержку, добиваться общей цели. Во внеурочной работе игра должна быть основным средством воспитания младших школьников.

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

В режиме группы продленного дня первого класса существует структурная особенность - отсутствие самоподготовки и значительно больший, чем в других классах, объем времени, который надо содержательно наполнить и правильно организовать.

При выполнении учащимися домашних заданий соблюдаю следующие рекомендации:

- приготовление уроков проводить в учебном помещении с соответствующей мебелью, хорошей освещенностью; помещение перед выполнением самопроверки необходимо тщательно проветрить;

- начинать самоподготовку в 15-16 часов, когда высок физиологический подъем работоспособности;

- соблюдать ограничения по времени выполнения домашнего задания. При необходимости определять с учителем индивидуальные нормы заданий для слабоуспевающих учащихся, для детей с низким темпом деятельности;

- предоставлять учащимся возможность самим определять последовательность выполнения заданий, рекомендуя начинать с предмета средней трудности для каждого обучающегося;

- предоставлять учащимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

- проводить «физкультурные минутки» по 1-2 минуты;(использую различные виды в зависимости от выполняемой детьми работы (чтение- зрительные, письмо- пальчиковые и т.д.) и степени утомления см. слайд)

- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашнего задания раньше всей группы, возможность приступать к занятиям по интересам, тихим и спокойным (настольным) играм.

Самоподготовка состоит из нескольких этапов: организационный момент, определение целей и последовательности деятельности, подготовка к самостоятельной работе, самостоятельная работа, самоконтроль и самопроверка работы, подведение итогов самоподготовки.

Наряду с соблюдением требований СанПиН по организации самоподготовки в своей работе использую приемы здоровьесберегающих технологий. Среди них:

- создание ситуации успеха в любых видах деятельности,

-благоприятный морально- психологический климат, атмосфера доброжелательности (в отношениях педагог-ученик и ученик - ученик),

-личностно - ориентированный подход к учащимся (возможность построения индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в учреждении в течение всего дня),

-обеспечение мотивации образовательной деятельности(эмоциональная вовлеченность в процесс обучения, развитие познавательных интересов ребенка посредством игровых форм работы, упражнений занимательного характера, первых шагов исследовательской деятельности),

-формирование навыков саморефлексии.

Использование данных приемов работы способствует не только познавательному развитию детей, но и их нормальному психофизиологическому состоянию.

Для сохранения и укрепления духовно - нравственного здоровья учащихся, защиты от негативных факторов социальной среды при организации досуговой деятельности в ГПД считаю необходимым создание атмосферы творчества, условий для творческого самовыражения личности ребенка. Так в группах продленного дня нашей школы работают различные кружки детского творчества при тесном сотрудничестве с педагогами учреждения дополнительного образования. При этом учащиеся имеют возможность выбора занятия по своим интересам.

ГПД имеет широкие возможности для привития ребенку различных культурно - гигиенических навыков и применения их в повседневной жизни. Так на протяжении всего дня пребывания ребенка в группе воспитатель работает над формированием навыков ухода за своим телом (мытье рук перед едой), одеждой, культуры поведения за столом, гигиены умственного труда. В соответствии с возрастными особенностями учащихся младшего школьного возраста эта работа проводится с использованием элементов игры, занимательности, соревнования, системы поощрений.

Для формирования навыков правильного гигиенического поведения и безопасной жизни ребенок должен овладеть знаниями и представлениями о ЗОЖ. Так с целью пропаганды здорового образа жизни в план работы воспитателя ГПД включаю систему занятий под общим названием «Клуб «Безопасность и здоровье». Организованные в форме викторин, путешествий, игр- инсценировок, КВН, бесед, данные занятия помогают формировать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни.(Примерная тематика занятий: «В гостях у Мойдодыра», «Режиму дня- мы друзья», «Путешествие по городу Здоровейску», «Здоровье = овощи+фрукты+ягоды», «Как настроение?» и др.)

Группа продленного дня с грамотно организованной с педагогической и методической точек зрения работой в сочетании с приемами здоровьесберегающих технологий, при соблюдении санитарно - гигиенических требований и наличии соответствующей материальной базы, является комфортной средой для развития, социализации ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.

© 2010-2022