Воспитательная деятельность через труд

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Воспитательная деятельность школьников через трудовое обучение»

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, эстетического воспитания, а так же трудового. Вся эта работа начинается еще в школьном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Значение труда в развитии личности общепризнанно. Работая в школе, я основное внимание уделяю трудовому воспитанию.

Подготовка к трудовой деятельности начинается задолго до взросления человека. Считается, как ребенок играет, так он будет впоследствии и работать. Я имела возможность наблюдать за одной семьей, где детям было 3, и 1,5 года. Каждый вечер папа играл со старшим в ролевые игры «Рыбалка», «Строим дачу», «Печем блины», «Спасаем человека» ит.д.

Д.Лихачев в книге «Письма о добром» говорит о том, что привычки воспитанные в молодости сохраняются на всю жизнь. Приобщение к трудовой деятельности формируется прежде всего в семье, посредством воспитания чувства ответственности и самостоятельности за порученное дело, развитие навыков самообслуживания, умение заправлять постель, собирать игрушки, собирать портфель в школу и т.д. На родительском собрании я часто говорю о ценностях, которые надо формировать в семье:

1 Дети должны иметь свое мнение и всегда прислушиваться к мнению других,

2 Способны принимать свое решение и отвечают за него,

3 Должны уважать и себя и других,

4 Должны быть честными, добрыми, заботливыми.

В школе умение трудиться формируется на учебных занятиях, за счет системы поручений, дежурств по классу, участие в различных акциях, субботниках, выставках, конкурсах, на уроке технологии, на занятиях кружков «Квиллинга», рукоделия и т.д. Известно, что «Дело хвалится концом». А сколько бывает брошенных дел в трудовой деятельности взрослого человека, а в результате потеря драгоценного времени, неудовлетворение собой, в семье своим избранником, разлад в семье, разочарование и даже потеря работы. Но если ребенка воспитывать в тесном взаимодействии с семьей, то можно добиться хороших результатов. В системе можно ребенка хорошо подготовить к трудовой деятельности. В любом трудовом деле важны этапы.

1 Проектирование того, что мы должны сделать.

2 Планирование этапов работы.

3 Подготовка материалов и рабочего места.

4 Приобретение навыков, умений необходимых в работе.

5 Опора на опыт.

6 Выбор времени и места.

7 Исполнение.

8 Подведение итогов.

Направленность кружка по «Квиллингу» художественно-эстетическая, однако на занятии решаются задачи и воспитательного характера. Напоминаю, программа кружка предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций, подарочных открыток, объемных игрушек, плоских фигурок на магните. Актуальность программы в том, что осваивая разнообразные способы выполнения изделий ребенок развивает мелкую моторику рук, что само по себе хорошо для развития коры головного мозга, речи и имеет психотерапевтический эффект для успокоения нервной системы ребенка. Создавая изделия, формируется чувство успеха, уверенность в себе, пробуждается желание творить для себя и для других.

В процессе работы решаются задачи обучающие, развивающие и воспитательные

1 Воспитывается интерес к работе с бумагой.

2 Совершенствуются трудовые навыки.

3 Формируется культура труда, воспитывается аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, клей.

Необходимо детей научить содержать в порядке рабочее место, убирать на место все материалы после работы, определять место незаконченному результату труда. На занятиях формируются положительные качества, черты характера, формируются потребность удивлять и радовать близких. Преодоление трудностей приводит к получению удовольствия. В процессе работы формируются качества: аккуратность, терпеливость, внимательность, забота о других людях. Умения, приобретенные на занятиях, применяются детьми в жизни. В нужный момент сделать сувенир, открытку и т. д. Дети знают, что подарок, сделанный своими руками, гораздо ценнее и приятнее, чем купленный на деньги родителей.

В процессе деятельности совершенствуются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь, сотрудничество. Стимулом к преодолению трудности является радость, которую дети получают, даря свои изделия. Детям нравится, что можно следовать образцу, а можно выбрать свою тему, свой проект. Мамы говорят: «Спасибо». Дети интересуются, где можно купить материал, те которые увлеклись раньше этим искусством, делятся советами, как поменьше истратить денег на материалы. (Большие листы гофрокартона, как нарезать полоски) Воспитывая ответственность за порученное дело, хочется дать совет: хвалить не ребенка, а то дело, которое он выполнил. Это - хорошая стимуляция для воспитания ребенка. И.Песталоцци говорил: « Я убежден, что достаточно согреть сердце ребенка, чтобы вызвать его умственное и нравственное перерождение». Работая в школе не один десяток лет, я убеждаюсь в правоте его слов. В заключении своих рассуждений о воспитательной деятельности хочется закончить стихотворением Я. Грота «Труд».

«Дети, надобно трудиться:

Бог нас создал для труда;

Лишь от праздности родится

Часто горе и нужда.

В жизни лучшие мгновенья

Покупаются трудом;

Сладкий час отдохновенья

Лишь усталому знаком.

Цвет здоровья возвышает

Прелесть всех житейских благ,

Тот полней его вкушает,

Кто проводит век в трудах.

Не в богатстве счастье наше,

Но кому же нищета

И ее лохмотья краше,

Чем достаток, плод труда?

У прилежного веселье

Украшает дом и стол,

Скуку лишь дарит безделье,

Праздный голоден и - гол.

Тот, кто хочет доброй славы,

Должен хлеб свой в поте есть:

Не за игры и забавы

Достается людям честь.

Без усилий, без терпенья

Не бывал никто велик,

Труд-источник возвышенья,

Счастлив, кто к нему привык.

Дети, дети, не ленитесь!

Труд всегда приносит плод:

Будешь смолоду трудиться-

Встретишь старость без забот».

Это стихотворение проходит лейтмотивом через всю мою педагогическую деятельность в школе.



© 2010-2022