Нерудные полезные ископаемые

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 4

Тема: Нерудные полезные ископаемые Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения. Задачи урока: 1. Познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения, их применением, свойствами, способами добычи.

  1. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой Казахстана.
  2. Развивать речь детей, учить логически мыслить, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: карта полезных ископаемых Казахстана, коллекция полезных ископаемых.


Ход урока

1. Психологический настрой.

О полезных ископаемых знаете вы, Открыты ворота подземной страны, Любые клады по карте найдете вы.

2. Мозговая атака.

  • Что такое полезные ископаемые?

  • Найдите их месторождения на карте.

  • На какие две большие группы делятся полезные ископаемые?

  • Рудные, нерудные.



  • Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда, медная руда, бокситы, полиметаллические руды)
  • На какие две группы делятся нерудные полезные ископаемые? (На строительные и горючие)

3. Работа со схемой-таблицей.



Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

строительные

горючие

Руды черных металлов Руды цветных металлов

гранит, известняк, песок, глина, мел, мрамор

уголь, торф, нефть,

природный газ

4. Словарный диктант.

Дети записывают название полезного ископаемого.

  • Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота и удобрением (торф).
  • Добывается в шахтах, она тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен (железная руда).
  • Черного цвета, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч (каменный уголь).

- Прочная, тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов; полевого шпата, кварца, слюды (гранит).

  • Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов (известняк).

  • Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут (нефть).

  • Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла (песок).

  • Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле (глина).

Проводится взаимопроверка.

5. Работа по учебнику.

1. Чтение статьи учебника.

Задание: выделить основные группы полезных ископаемых. (Песок, глина, известняк, фосфориты, ракушечник, соль)

- Как называют эти полезные ископаемые? (Нерудные)

  1. Подумай! Почему их так называют?

  2. Описать полезные ископаемые по плану: а) название

б)свойства

в) способ добычи

г) значение, применение

Эта работа проводится по группам. Каждой группе выделяются образцы полезных ископаемых.

  1. Работа по карте «Полезные ископаемые Казахстана».

  2. Практическая работа.

Самостоятельно найди на карте месторождения нерудных полезных ископаемых, отметь их на контурной карте.

8. Повторение изученного материала.



Кроссворд

По горизонтали:

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям - надежный друг

. Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

3.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.


5. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?


6.Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи...

По вертикали: 1.Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу.
7.Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе. Сам он - удобрение.
8.Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением.

9.Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. Ответы: по горизонтали: 1. Гранит 2. Мел 3. Песок 4. Газ 5. Нефть 6. Руда

По вертикали: 1. Глина 7. Известняк 8. Торф 9. Уголь
9. Подведение итогов урока.

  • Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?
  • Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?


1

7.

2.

4.

3.

5.

8.

6.

9.


© 2010-2022