- Преподавателю
- Начальные классы
- ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГО – КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛОЙ РОДИНЕ»
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГО – КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛОЙ РОДИНЕ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фадеева Т.А. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОПНИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО
совещании при директоре
«Копнинская НОШ»
протокол № ____________
от «_________» ______________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы______Н.А.Турунцева
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГО - КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛОЙ РОДИНЕ»
КОПНИНО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге - за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе нашей школы. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того, чтобы отдых сделать полноценным, была разработана данная программа.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Одно из направлений воспитательной программы школы «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.
Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Да и не нужна здесь пышность фраз, когда частичка края, в котором ты родился и вырос, дает тебе силы. Драгоценной россыпью светятся солнечным блеском окон домов, чистой улыбкой встречают тебя миллионы цветов на клумбах... И все это - твоя родимая сторонка.
Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.
Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученых от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов.
Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.
Мы живем в селе. Его красивая природа, леса, речки, озёра привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.
Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание.
Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены- 18 дней (июнь). Общее число участников за смену - 19 человек. Основной состав лагеря - это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7-10 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в одном отряде. Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: - Конвенцией ООН о правах ребенка; - Конституцией РФ; - Законом РФ «Об образовании»; - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; - Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3; - Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ; - Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛАГЕРЯ.
Цель: Воспитание сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы. Задачи: 1 Укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни, улучшения самочувствия и настроения. 2.Воспитание дисциплинированности, силы воли, трудолюбия и сплоченности в коллективе. 3. Индивидуальная работа с детьми инвалидами и из «трудных» семей. 4. Повышение спортивного мастерства. 5. Интеллектуальное развитие.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, и здоровому образу жизни. Применение современных здоровьесберегающих технологий в своей педагогической деятельности отражает две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы. "В воспитании нет каникул" - эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам - радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка. Праздники и соревнования в лагере составлены с учетом желаний и интересов юных воспитанников и применением новых игровых технологий: «Забавные кладоискатели», «Следствие ведут знатоки», «Ярмарка рекордов», «Малая универсиада», презентация любознательных «Хочу все знать», «Музыкальный марафон», а также открытие и закрытие лагеря. Организована «Школа безопасности», целью и задачей, которой стало изучение опасностей, угрожающих школьнику и разрабатывающих способов защиты от них в любых условиях обитания человека, закрепление практических навыков и умений, находясь в экстремальных ситуациях. Мероприятия в «Школе безопасности»:
- «Минутка здоровья», где дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и применяют на практике дыхательные упражнения, упражнения для улучшения осанки, профилактики плоскостопия и близорукости, заботиться о здоровье зубов, глаз, чистоте рук и тела, содержать в чистоте одежду.
- «В гостях у дедушки Берендея», «На лесной полянке». На этих занятиях дети изучают правила поведения в природе, учатся различать съедобные ягоды и грибы, различать по голосу птиц, узнают о лекарственных травах, учатся добывать пищу и воду в лесу
- «Велородео». Это соревнования, в ходе которых дети показывают мастерство вождения велосипеда, знание правил дорожного движения, умение оказывать первую медицинскую помощь.
- Экскурсия в ПЧ-60, где дети знакомятся с первичными средствами тушения пожара.
- физкультура и окружающий мир («Минутка здоровья», игры по правилам дорожного движения);
- физкультура и наш край («Ярмарка рекордов», праздник: «Малая универсиада»» );
- физическая культура и русский язык (праздник в сельской библиотеке «Нет ничего сильнее слова»)
- физическая культура и математика( «День вопросов и ответов»);
- национальные традиции (изучение игры «Борьба за красное знамя») Цель- возрождения народных игр.
Исходя из выше сказанного, школьный лагерь работает по направлениям:
Спортивно-оздоровительное направление: Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий Средства: Утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на спортивной площадке (футбол, волейбол, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты;закаливающие процедуры, солнечные ванны (ежедневно);воздушные ванны (ежедневно), спортивные праздники: «Малая универсиада», «День Нептуна», «День народных игр», «Велородео», «Ярмарка рекордов». Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы. В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью продолжает реализовываться программа «Школа безопасности», тесно сотрудничаем с ФАПом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки», конкурс рисунков «Курить - здоровью вредить», «Путешествие Колобка»( посещение социальной пекарни ВОПОО «Милосердие и порядок» г.Владимира). Ежедневно ведется «Журнал здоровья».
Гражданско- патриотическое направление: Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Средства: Комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям, старшему поколению - ветеранам ВОИ и труда: День памяти и скорби, Дне России, конкурсной программе «Я люблю тебя, Россия», заочном путешествии по г.Мурому и г.Коврову -городу воинской славы, посещение владимирской патриотической общественной организации «Милосердие и порядок», театрализованном представлении «Нет худа без добра» )
Эколого- туристическое направление Обогащение знаниями и опытом общения с природой; овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора; приобретение необходимой физической и моральной закалки на экскурсиях; воспитание экологической культуры. Средства: прогулки и экскурсии на природу; экологические акции; а так же школа безопасности «В гостях у дедушки Берендея», «На лесной полянке» и туристические походы.
Досуговое направление Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма; приобретение навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности; максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в развлекательных программах. Средства: торжественное открытие смены, презентация любознательных «Хочу все знать», викторина «Следствие ведут знатоки», игровая программа в CДК «Забавные кладоискатели», «Ярмарка рекордов», «Музыкальный марафон», мультимания , День творчества.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
-
1 июня - День защиты детей. Игровая программа в СДК «Забавные кладоискатели». Презентация любознательных «Хочу все знать»
-
3 июня - День народных игр. Конкурс рисунков «Курить - здоровью вредить»
-
4 июня - Открытие лагерной смены. «День чудес». Демонстрация мультфильмов работниками РДК,
-
5 июня - День Пушкина «Нет ничего сильнее слова» - программа в сельской библиотеке
-
6 июня - День защитника окружающей среды «На лесной полянке»
-
7 июня - День творчества
-
8 июня - Спортивный праздник « Малая универсиада»
-
10 июня - День вопросов и ответов
-
11 июня - День России - презентация фильма. Конкурсная программа «Я люблю тебя, Россия»
-
13 июня - Заочное путешествие по г.Мурому и г.Коврову - городу воинской славы
-
14 июня - Музыкальный марафон
-
15 июня - экскурсия в ПЧ - 60
-
17 июня - Велородео
-
18 июня - «В гостях у дедушки Берендея» - программа в сельской библиотеке
-
19 июня - «Путешествие Колобка» - посещение социальной пекарни ВОПОО «Милосердие и порядок» г. Владимир
-
20 июня - Ярмарка рекордов
-
21 июня - Театрализованное представление «Нет худа без добра»
-
22 июня - День памяти и скорби. Закрытие лагеря
РЕЖИМ ДНЯ:
08.00-8.30 - прием детей
08.30-08.45- зарядка
09.00 - 10.00 - завтрак
10.00 -11.00 - свободное время (настольные игры)
11.00 - 12.30 - культурно - массовые, спортивные мероприятия
12.30-13.00 - обед
13.00-14.00 - свободное время (настольные игры)
14.00- уход детей домой
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1. Нормативно-правовые условия:
-
Закон «Об образовании РФ»
-
Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г.
-
Устав МОУ «Копнинская НОШ»
-
Положение о лагере дневного пребывания.
-
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
-
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
-
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
-
Инструкции по организации и проведению походов и экскурсий.
-
Приказы управления образования.
-
Должностные инструкции работников.
-
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
-
Заявления от родителей.
-
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
-
Акт приемки лагеря.
2. Материально-технические условия:
-
Спортивный зал
-
Спортивная площадка
-
Школьная площадка
-
Комнаты гигиены (раздевалка, туалет)
3. Кадровые условия:
-
Начальник оздоровительно лагеря;
-
Воспитатель-учитель
4. Методические условия:
1 этап - Подготовительный:
-
создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
-
подбор кадров;
-
комплектование отряда.
2 этап - Организационный:
-
выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
-
сплочение отряда;
-
формирование законов и условий совместной работы;
-
подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
3 этап - Основной:
-
выполнение режима дня;
-
реализация плана работы лагеря.
4 этап - Заключительный:
-
анализ результатов работы - отчет о работе лагеря;
-
творческий отчет ( презентация)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Главным результатом деятельности спортивно-оздоровительного лагеря является развитие ребенка. Результатами успешной деятельности лагеря должны быть показатели развития детей:
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психических сил ребенка
- Приобретение новых знаний и умений.
- Максимальное участие учащихся во всех культурно и спортивно-массовых мероприятиях.
- Получение индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности
- Укрепление дружбы и сплоченности в коллективе.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Интеллектуальное развитие.
ЛИТЕРАТУРА:
- «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. - Волгоград 2003
- Вяткин Л.А, Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование- М., 2001
- Козырева О.В., Губарева Т.И., Ларионова Н.Н.. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии.- Ростов н/Д-1999
- «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно - правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
- Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. - Липецк, 1995
- Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) - Ростов н/Д:Феникс, 2002
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками - М, 2002
- Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. - Ярославль: Академия развития, 2007
- Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. - М.: Новая школа, 2001
- Cтeпaнoвa О.. Упражнения для профилактики близорукости
- Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. -М., 2001
- Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
- Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
- «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). - Ижевск, 2001
- Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
- «Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). - Москва., 1998.
- Шмаков С.А. «Лето». - М.,1993.